Мотивация как управляющая функция педагога
статья на тему

С самого начала своей работы в школе я задумывалась над тем, как разрушить представление детей о математике, как о сухой науке, связанной лишь с вычислениями, бесконечными формулами, многочисленными теоремами. Как воспитать личность с широтой взглядов на окружающую действительность, готовностью к пониманию мира во всех его проявлениях, осознанием смысла и места человека в обществе.   Вероятно, образование имеет мало смысла, если оно не помогает понимать жизнь во всём её многообразии, со всеми печалями и радостями, всеми её тонкостями и необычайной прелестью.

Ученик не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, уязвлённым от насмешек более способных ребят. Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учёба должна быть в радость, ребёнку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учёбы вообще. Поэтому проблема развития положительной мотивации была актуальна всегда.

Понятно, что создание положительных эмоций  - это мощный инструмент их обучения и воспитания. И путей достижения психологической комфортности существует немало. Гуманитаризация математического образования – один из них и это важный аспект развития мотивации у школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivaciya_kak_upravlyayushchaya_funkciya_pedagoga.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Наука и искусство – это два крыла, которые поднимают нас к БОГУ».                               Бехаулла

С самого начала своей работы в школе я задумывалась над тем, как разрушить представление детей о математике, как о сухой науке, связанной лишь с вычислениями, бесконечными формулами, многочисленными теоремами. Как воспитать личность с широтой взглядов на окружающую действительность, готовностью к пониманию мира во всех его проявлениях, осознанием смысла и места человека в обществе.   Вероятно, образование имеет мало смысла, если оно не помогает понимать жизнь во всём её многообразии, со всеми печалями и радостями, всеми её тонкостями и необычайной прелестью.

Ученик не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, уязвлённым от насмешек более способных ребят. Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учёба должна быть в радость, ребёнку должно быть интересно, понятно, чтобы не наступило разочарование от учёбы вообще. Поэтому проблема развития положительной мотивации была актуальна всегда.

Понятно, что создание положительных эмоций  - это мощный инструмент их обучения и воспитания. И путей достижения психологической комфортности существует немало. Гуманитаризация математического образования – один из них и это важный аспект развития мотивации у школьников. Гуманитаризация математического образования предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребёнку, усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Акцент ставится на общее развитие учащегося, формирование математической культуры как метода для решения технических, экономических, практических, социальных и других проблем, с которыми каждому выпускнику придётся встретиться в жизни.

Поэтому главную свою учительскую и человеческую задачи я вижу в том, чтобы найти точку равновесия между всеми составляющими обучения, чтобы гуманитарная ориентация в преподавании математики выражалась, условно говоря, тезисом «не ученик для математики, а математика для ученика».

Здесь уместно привести удивительную и прекрасную мысль Ф.Ницше: «Мы хотим внести тонкость и строгость математики во все науки, насколько это вообще возможно; мы желаем этого не потому, что рассчитываем таким путём познавать вещи, но для того, чтобы установить наше человеческое отношение к вещам. Математика  есть лишь средство общего и высшего человековедения».

Не стоит преподавать любую школьную науку как заведомо закрытую систему,  тогда мы сталкиваемся с вопросами детей: «А зачем нам физика, химия, математика?». Наше преподавание должно дать учащимся возможность воспринять любой предмет через их личный опыт, как путешествие в страну ценностей. Это означает, что мы обучаем их творческой свободе, уважительному отношению к людям, опыту прошлого.

      «Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом»

                                                                                                       А. П. Чехов.

И запомнилось одно из высказываний К. Вейершграсса: «Математик, который вместе с тем не несёт в себе частицы поэта, никогда не станет совершенным математиком».

Совместимы ль злодейство, гений;

Сын, Отец и Святейший Дух?

Здесь вопросов много, сомнений...

Размышлений и споров вслух,

Были Сноу, Слуцкий, Фейнберг.

Много, очень много других...

Физик с лириком не столкнутся.

Смысл - в совместной работе их.

Математику в новом веке

Перемены большие ждут.

Две культуры -  в одном человеке

Тесно сблизятся, совпадут!

Добро, Истина, Красота.... Ещё древние учили о триединстве этих 3-х ликов культуры. Со временем, увы, это триединство распалось: Истина отошла к науке. Красота к искусству. Добро вообще повисло в воздухе. Сегодня, как никогда, важно возродить это утраченное 3-единство.

Наука, не освящённая гуманистическими идеалами  Добра, ведёт мир к катастрофе. Искусство, потерявшее лучик Истины, погружается  в сумерки деградации. Красота в равной мере должна питать и искусство, и науку.        

Да, культура - понятие неразрывное и можно говорить лишь о разных её сторонах.

Я долгие годы размышляла, как же объединить её три составляющие в моём любимом предмете?

Специфика темы потребовала переосмысления всей системы работы: целей, содержания, методики, отдельных приемов, методов, где конечным результатом я хочу видеть …

Моя система работы основывается на теории и определении личностной, социальной и практической значимости предмета.

Основные идеи, вокруг которых строится урок, также приводятся на

таблице. Каким же образом гуманитарное начало можно внести в школьную математику?

Осуществить такой подход мне в работе помогают несколько основных принципов, которые выдвигаются на первый план;

        - принцип приоритета развивающей функции в обучении математике; означает акцент на общеинтеллектуальное развитие, формирование у учащихся таких качеств мышления, которые необходимы для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации к этому обществу;

        - принцип устройчивости или разумного консерватизма, этот принцип означает, что традиционное содержание - это фундамент математической науки, а включение «дополнительных» вопросов преследует цель показать богатство математики, разнообразие математических идей, значимость математики в окружающей жизни, существенные взаимосвязи с другими науками;

        - принцип самоопределения ученика заключается в том, что математика признаёт право на ошибку, на изменение своего мнения, право на психологическую комфортность в обучении и на уроках я стараюсь учитывать психологические особенности, темперамент, возможности и интересы учащихся;

- главнейший принцип эвристического постижения нового материала, когда учащимся  я стараюсь не сообщать готовых истин, a они сами путем глубокого размышления, всестороннего самонаблюдения и самоисследования догадываются и открывают их, а я вопросами побуждаю их к этому.

Эти принципы реализуются на моих учебных занятиях через элементы технологии развивающего обучения Якиманской и Эльконина - Давыдова, технологию интеграции различных школьных дисциплин, цель которых - создание у учащихся отчётливой единой картины мира. Большое внимание в своей работе я уделяю технологии укрупнения дидактических единиц Эрдниева, где использую наглядность в виде крупноблочных опор. Это особый вид наглядности представляет собой схематическое изображение, в котором отражаются как основные единицы содержания крупного блока учебного материала, так и связи между ними. Это помогает «сжать», «упаковать «уплотнить материал путём систематизации и обобщения, что повышает эффект обучения.

В своём кабинете я оформила такие блоки по отдельным разделам математики в виде тематических папок. Изменение целей также потребовало определённых изменениями в содержании учебных программ. Разработаны и апробированы программы, контрольные работы в 8-11 классах профильного обучения гуманитарного направления. В них сделан акцент на гуманитарную составляющую. Результаты работы в таких классах приведены на диаграммах.

Гуманитарная ориентация привела к новому решению проблемы межпредметных, межнаучных связей. И я со своими учениками всегда нахожусь в поиске взаимообогащающих контактов между разными науками. Это чрезвычайно интересно и всегда приносит плоды радости и удовлетворения. Если взять любые две науки, то всегда удаётся обнаружить связывающие их содержательные линии, Понятно, что в такой паре одно из гнезд занимает математика.

             Есть в наших схемах и незаполненные ниши для самостоятельного поиска логики в создании единой картины мира. Иногда у нас на уроке рождаются и такие формулы: Архитектура = (наука + техника) * искусство.

     Например, на уроках геометрии по теме «Пирамиды» при изучении их свойств мы говорим о существовании мировой системы пирамид, что эти монументы древности (мексиканские, тибетские, египетские пирамиды) расположены на земле в строгой математической закономерности, что Тибетские пирамиды — это каменные зеркала, которые упорядочивают потоки различных земных и космических энергий, что внутри их достигается эффект сжатия времени. Эти и другие пирамиды обладают ещё многими таинственными свойствами.

     Что это? Математика? История? Физика? Или и то, и другое. Далее дети с удовольствием берутся исследовать и другие связывающие цепочки. Это и древние цивилизации, и биолокация, и медицина, и астрономия.

       Или возьмём математику и живопись. Оказывается, и здесь можно найти удивительные нити, которые сплетены в единый узел. Рассмотрим, например, картину С. Дали «Тайная вечеря». Композиция картины математически проста и строга. В центре - фигура Христа - главная точка картины. Сюда ведут образы линий; ребер правильного многогранника додекаэдра, который символизирует всё мироздание, линии сидящих рядом 12-ти учеников-апостолов. Ось симметрии проходит вертикально через главную точку картины. Все линии сходятся к ней и ещё более нацеливают нас на образ Христа, или, наоборот, порой кажется, что из уст Христа расходятся эти лучи, словно потоки мыслей. Две группы учеников словно вписаны в 2 треугольника.

     В этом - линейная перспектива и нашего современника С. Дали, и мастеров эпохи Возрождения. Здесь живопись переходит в геометрию, геометрия - в живопись. С большим удовольствием ученики находят такие математические закономерности и в работах Рафаэля, Леонардо да Винчи. Здесь наука и искусство слиты воедино. Острое чувство симметрии, пропорции, «золотого сечения» - вед это наполняет картины сдержанной внутренней динамикой. Эти же принципы мы наблюдаем и в природе, и в архитектуре, и в строении человека, и в искусстве. И здесь мы можем установить богатые взаимосвязи между различными областями знаний.

Математика и архитектура - все формы, изучаемые в геометрии реализуются в окружающей действительности, в природе, в творении рук человеческих. Примеры: храм Христа Спасителя, Троица - Сергиева Лавра, другие архитектурные сооружения, где мы можем увидеть образы различных многогранников (призмы, пирамиды), тел вращения (цилиндры, конусы, сферы).

Все эти идеи реализуются на различных типах уроков, среди которых для меня особое место занимает вводным урок. На таких уроках даётся обобщённая картина того материала, который будет изучаться на протяжении всей главы, показывается его социальная и практическая значимость, даются исторические справки. Здесь целесообразно использование музыки, живописи, других видов искусства. Именно на вводных, уроках удаётся в большей мере решить проблему гуманитаризации школьного образования.

От своих учеников я давно перестала слышать вопрос «А зачем мне нужна математика?» и это для меня лучшее доказательство того, что я на верном пути...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации обучающихся и педагогов к достижению современного качества образования

Благодаря изучению мотивации мы начнем лучше разбираться в факторах, повышающих ее  у учащихся. Будем осознанно выбирать приемы работы. Со временем успехи наших учеников обеспечат педагогу более ...

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

«Мотивация участников (детей и педагогов-консультантов) областных конкурсов: успехи и трудности»

Данная статья раскрывает мотивацию участников областных детских конкурсов, рассмотрена структура мотивации и виды....

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

«Формирование управленческой функции педагога»

 Учитель учится всю жизнь. Уровень профессиональной компетентности учителя - это его знания, умения, личный опыт. Быть компетентным означает быть способным мобилизовать в определенной ситу...

Развитие учебной мотивации и когнитивных функций у младших школьников

Работать с мотивацией непросто. Часто от усталости и бессилия кажется, что главное — заставить ребёнка заняться учёбой, выполнять инструкции, делать то, что нужно. Глобальная цель при этом гораз...

Развитие мотивации у восьмых классов по алгебре. Тема "Квадратичная функция"

Данный документ представляет примерный набор заданий, который поможет развитию мотивации у учащихся. Стоит отметить, что здесь Вы сможете увидеть такж, по какому именно принципу лучше всего подбирать ...