Концепция экологического образования школы "Эврика-Развитие"
методическая разработка по теме

Алла Петровна Кущенко

материал семинара "Опыт реализации экологического образования и воспитания школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция модели «Экологическое образование»

в МОУ СОШ «Эврика — Развитие»

Экологическая культура в самообучающейся школе предполагает рассмотрение всего, что подлежит изучению и усвоению, в жизненном развитии, в развивающемся отношении к жизни каждого из участников процесса: педагогов, учащихся и их родителей, всех остальных.

Экологическая культура – это не только знание основ рационального землепользования и других биологических, экономических и правовых подходов к проблеме защиты окружающей среды. Любая культура основывается на системе ценностей и убеждений, и экологическая культура основывается на экологическом мировоззрении.

Экологическое образование и воспитание является эффективным в интеграции школьного и дополнительного образования. Совместная деятельность школьного образования и общественных организаций позволяет обеспечить целостность экологического образования школьников среди партнеров и совместной деятельности.

Цель экологического образования - воспитание экологической культуры школьников через привлечение их к активному участию в практико-ориентированной деятельности. Такой подход в экологическом образовании проявляет необходимость показа детям природы изнутри.

В МОУ СОШ «Эврика-Развитие» реализуется смешанная модель экологического образования и является наиболее перспективной и эффективной, обеспечивает целостность модели экологического образования учащихся. Эта модель имеет выраженную практическую направленность, предполагает разнообразные формы деятельности, удовлетворяющие запросы подростка и его потребности общаться, осознания своего «Я» в мире других людей, его возможностей, получение признания окружающих.

К экологическим направлениям работы МОУ СОШ «Эврика-Развитие» относятся:

  1. Классно-урочная система по целому ряду дисциплин с их синхронизацией и интеграцией (активные формы коллективной деятельности – семинары, тренинги, интегрированные уроки)
  2. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как внеклассной, так и внешкольной деятельности
  3. Экологические акции

1 направление - Классно-урочная система по целому ряду дисциплин с их синхронизацией и интеграцией (активные формы коллективной деятельности – семинары, тренинги, интегрированные уроки)

  1. Экология в процентах
  2. Отходы – проблемы общества
  3. Экологическая безопасность
  4. Глобальный экологический кризис
  5. Путешествие по Оке
  6. Экологические группы птиц
  7. Состав, переработка нефти и ее экологические проблемы
  8. От экологии природы к экологии души
  9. Вода – основа жизни на Земле

2 направление - Проектно-исследовательская деятельность учащихся как внеклассной, так и внешкольной деятельности

  1. Экологическая практика «Дон»

С 2004 г учащиеся школы «Эврика-Развитие» под руководством Ивановой Н.И. в летние месяцы проходят экологическую практику «Дон», где ребята выполняют разнообразные исследовательские работы и становятся победителями при проведении итоговой конференции. Во время практики дети не только учатся, но и живут  «внутри» самой природы. Тем самым происходило  погружение учащихся в предмет,   и в детях проявлялись  ранее нераскрытые возможности.

  1. Образовательная практика «Вешки»

Образовательная практика «Вешки» проходит в станице Вешенская, где около 40 лет прожил величайший писатель А.М. Шолохов. В этом году в практике приняли участие представители 7 — 9 классов, а руководителями практики являлись Зубкова Н.Н., Красильникова Н.В., учителя Маслова Е.В. и Ермакова Т.В.

В программу практики входит: посещение усадьбы М.А. Шолохова — центрального объекта музея — заповедника, где можно было полюбоваться уголками донской природы, прочувствовать истинную красоту донского края; посещение музея, конюшни и набережной Дона. Серьезной была работа в секциях: встреча с дочерью первого учителя М.А. Шолохова, личным переводчиком, близким другом семьи; экологическая секция и секция народного промысла. Экологи направились на экскурсию к роднику. Сбор гербария и знакомство с видовым составом растительного мира станицы Вешенская. Проведение отчетной мини — конференции (отчет о работе секций).

  1. Экологическая практика «Экосистема»

В этом году учащиеся 4 «Б», 6 и 7 классов  (22 человека) школы приняли участие в практике «Экосистема».  Организатором практики является Международная Ассоциация «Экосистема» на базе Московского учебного центра «Экосистема». Президент Ассоциации А.С. Боголюбов.

Все занятия были организованы по определенной схеме: лекция, экскурсия, практическая работа, лабораторная работа. Занятия проводятся  по предметам: ботаника, зоология, ландшафтоведение, гидробиология. Был представлен один день экскурсии по Москве. Участники практики  посетили Воробьевы горы, Красную площадь, Александровский сад, погуляли по набережной реки Москвы.

Все учащиеся получили сертификаты экологического практикума. Ребята, которые принимали участие в практике второй год  (Жмурина К, Сур Н., Бадасян А., Сапаров Р., Атаманян М., Маслов А., Маслова В.)  получили сертификаты высшей ступени. В ходе практики дети получили возможность самостоятельно выбрать ту область знаний, которая их заинтересовала в большей степени. Учителя – руководители практики Маслова Е.В. и Омельницкая Т.П. прошли обучение на базе учебного центра по теме «Организация и проведение полевого практикума».

  1. «Школьная экологическая мастерская»

Важнейшим условием реализации этой модели образования является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением и предъявлением окружающим. Посредством общения «ученика» - «учителя» происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает воспитательный эффект такого рода деятельности.

  1.  «Образовательная экологическая практика»

Основные этапы организации и проведения экологической практики:

  1. Формирование группы участников на основе проявленных интересов, возможностей.
  2. Создание теоретической базы об особенностях экосистем места проведения практики, знакомство с литературными источниками, самостоятельная работа, консультации с учеными.
  3. Обучение учащихся методам исследования. Определение направлений работы в период практики, постановки целей и задач.
  4. Выполнение исследовательской работы в полевых условиях (наблюдение, отбор проб, консультация с учеными, учителем)
  5. Участие в итоговой конференции, завершающей работу практики.
  6. Подготовка к Школьной Исследовательской Конференции (ШИК), Донской Академии Наук Юных Исследователей (ДАНЮИ)
  1. Конференция ДАНЮИ – Донская Академия Наук Юных Исследователей
  2.  «Школьная исследовательская конференция»
  1. Оценка интенсивности транспортных потоков в микрорайоне - проект «Дыхание города»;
  2. Определение состояния зеленых насаждений «Зеленая планета»;
  3. Изучение использования твердых бытовых отходов проект «Мусорное ведро»;
  4. Изучение видового и количественного состава птиц городского ландшафта «Птицы в городе».
  5. Изучение экологического состояния школьного здания «Экологический паспорт» и др.

3 направление – Экологические акции

  1. «На одной волне с тюленями»
  2. «Не сжигайте, люди, листья»
  3. Сохранение диких животных проекта IFAW  «Неделя в защиту животных»
  4. Экологические субботники по отчистке территории
  5. «Помогите птицам» и др.

На протяжении длительного времени школа сотрудничает с ботаническим садом, Донским парком, эколого-биологическим центром, ребята участвуют в Городской Экологической Лиге, в конференциях различного уровня – в Подмосковье и других регионах России «Эколог-исследователь, «Думай глобально - действуй локально» и др.

В настоящее время МОУ СОШ «Эврика – Развитие» стремится реализовать проект для создания единого экологического портала………

Данные направления экологического образования дают возможность для реализации проектно-исследовательских технологий; соответствуют федеральному компоненту стандарта естественнонаучного образования; создают целостность представления о взаимосвязях природы и человека; способствуют переносу навыков обучения и решения экологических проблем на другие предметы учебного плана; позволяют интегрировать возможности дополнительного экологического образования и др.

Благодаря созданной модели экологического образования в образовательном пространстве ребенок получает все необходимые условия для самореализации и развития личностного потенциала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»

Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня требуется пересмотр общей стратегии экологического образования. Основой ее, по моему глубокому убеждению, должен быть прочный фундамент биологического образования  в средней школе ...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»

Мир меняется.  Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...