Организация работы педколлектива по созданию творческой среды самореализации учащихся с различной учебной мотивацией
статья на тему

Оспищева Анна Михайловна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДКОЛЛЕКТИВА ПО СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ

 Это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.

Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей.

Личностно-ориентированный и компетентностный  подход  в обучении и воспитании - это главная идея в программе.

 

Цели образовательной программы: создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.

  Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач:

 

   -  Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям:

·           Развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;

·        Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности учащегося;

·        Создать творческую атмосферу в ОУ путем организации системы факультативов, элективных курсов, кружков, спортивных секций, платных образовательных услуг;

·        Формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

 

  O Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:

·        Совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;

·        Развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения;

·        Внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.

 Раздел  2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса.

Приоритетным в ОУ является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, его создании, компонентах очень актуален на данном этапе развития образовательного учреждения.

Образовательная  среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности, способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук.

Такая среда призвана создать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.

 Образовательная среда, по мнению субъектов образовательного процесса, должна иметь следующие составляющие:

·        гуманитарная развивающая  среда;

·        интеллектуальная образовательная и  развивающая среда;

·        информационная обучающая среда.

Несмотря на то, что каждая среда несет свою определенную нагрузку, все составляющие взаимосвязаны, что не исключает интеграции.

 Основой образовательной среды является социальный компонент.

Сюда же относится внеучебная деятельность, которая в ОУ многообразна (творческие коллективы, и т.д.). Именно данная деятельность служит неким стержнем нравственного личностного и профессионального развития наших питомцев.

Гуманитарная развивающая  среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал, позволяет развиваться.

Интеллектуальная образовательная и  развивающая среда - взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, развиваться интеллектуально,

Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Структура интеллектуально-развивающей среды ОУ включает следующие составляющие:

Общеобразовательные классы. Используют средства, формы и методы работы, направленные на развитие интеллектуальной личности. Развивающее обучение позволяет природным задаткам формироваться интенсивнее, что даст возможность выявить наиболее способных детей достаточно рано и создать им условия для дальнейшего развития.

Система факультативов - содержит большие массивы дополнительной информации, выходящие за рамки учебных программ, имеет большую степень свободы при выборе форм и методов работы (проблемное обучение, деловые игры, экскурсии).

Система элективных курсов, спецкурсов - гибкая совокупность дополняющих образовательных структур, позволяющая решать проблемы преемственности между   различными ступенями непрерывного образования. Курсы направлены на узко запрограммированный результат - приобретение знаний по определенной теме.

Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: предметные и межпредметные олимпиады, конкурсы, турниры, интеллектуальные марафоны, игры и т.д. Их уровень, привлекательность, цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. В ОУ традиционно проходят олимпиады и научно-практические конференции,  конкурсы «Интеллектуальный марафон», «Хочу стать академиком», ребята активно участвуют во Всероссийских конкурсах  «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог»,  «Кенгуру» и т.д.

 Система работы с одаренными детьми, которая позволяет организовать деятельность педагогов с группами детей, способных к интеллектуальному труду.

Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды открыты. Учащиеся имеют возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки.

 

Информационно-обучающая среда - системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей.

Педагогический коллектив считает, что обучающиеся, реализуя свое право на образование, должен иметь возможность выбора не только содержания образования, но и технологии его овладения. Вряд ли целесообразно абсолютизировать какой-то один из подходов. И формирующие, и развивающие технологии, и личностно-ориентированные необходимо реализовывать в оптимальном сочетании на основе интеграции. Форма и степень интеграции технологии будет зависеть от общих доминирующих и конкретных дидактических целей, особенностей обучающихся, учителя, социального и личностного заказа.

 

Формы организации УВП:

 Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач. Одной из важнейших является задача развития самостоятельности учащихся в процессе образования.

Самостоятельная работа - это

·       средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленность на непрерывное самообразование;

·        деятельность учащихся, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а также в часы самостоятельной подготовки вне школы.

Развитие навыков самостоятельной работы учителя ОУ видят в использовании различных форм организации УВП:

·        уроки формирования навыков слушать лекции, вести записи их содержания;

·        уроки формирования навыков и умений разрабатывать дидактические материалы к изучению темы: опорных конспектов, таблиц, графических средств, наглядности;

·        кино, теле- и видеоуроки;

·        уроки-презентации;

·        работа в группах;

·       уроки диагностики знаний и умений (в основном контрольно-проверочный характер):

·        тестирование;    

·        решение кроссвордов;

·        письменная работа;

·        взаимоопрос;

·        устный ответ.

Достойное место в многообразии форм организации УВП занимает дискуссия, упорядоченный и целенаправленный процесс обмена идеями, мнениями в группе, ради поиска истины.

Использование данных форм при освоении содержания образования позволяет создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе их самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Главной отличительной особенностью обучения в ОУ на старшей ступени является использование вузовских форм организации учебного процесса:

·        лекции,

·        практикумы,

·        семинары,

·        исследовательская работа,

·        лабораторные занятия.

Необходимость развития потенциала учащихся, побуждения их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики и коммуникативных способностей, повысила значимость интегрированных уроков, которые решают не множество отдельных задач, а их совокупность.

 

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: многообразие форм организации УВП расширяет возможности обучающихся в присвоении ими качественных знаний и развитии их творческих способностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды для педагогического сопровождения учащихся.

Перед современной школой сегодня поставлены задачи по обновлению содержания образования, которое должно отвечать новым социально-экономическим условиям России. В данной статье речь пойдёт об опыте орг...

Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.

Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...

Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регулирование  системы работы с одарёнными школьниками. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира за...

Создание творческой среды при обучении математике для развития одаренности.

В статье говорится о качествах, необходимых учителю для работы с одаренными детьми, о этапах работы, о создании творческой среды при обучении математике  для развития одаренности, которая р...

Создание творческой среды самореализации талантливых школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности по информатике.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие талантливости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень спос...

«Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»

Сообщение на совещании при директоре на тему «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»....

Создание условий ля самореализации учащихся путём эффективной организации внеклассной работы

Исследовательская деятельность сегодня – это неотъемлемая часть образования, творческий вид познания и одно из направлений модернизации современного образования. Одним  из  главны...