Создание условий ля самореализации учащихся путём эффективной организации внеклассной работы
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Лепская Виктория Александровна

Исследовательская деятельность сегодня – это неотъемлемая часть образования, творческий вид познания и одно из направлений модернизации современного образования. Одним  из  главных  направлений  реализации  приоритетного  национального  проекта  «Образование»  является  переход   общеобразовательных  учреждений  на  ФГОС  нового  поколения,  одной  из  отличительных  черт  которых  является  повышение значимости   внеклассной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка. Целью внеклассной работы является развитие познавательных интересов учащихся к обучению, повышение качества знаний, развитие творческой самостоятельности, приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования.

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для самореализации учащихся путём эффективной

организации внеклассной работы.

 «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли,  призван, прежде всего, учитель». (Антуан де Сент-Экзюпери)

  Действительно, на педагога помимо передачи знаний, умений и навыков ложится непростая задача повышения уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихся, формирования у них  способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, создания  условий  для овладения универсальными учебными действиями.  Решить данные задачи невозможно без использования проектной и исследовательской работы с учащимися.  Данная работа является результатом обобщения опыта внеклассной работы, в условиях которой осуществляется исследовательская деятельность  в школе и происходит самореализация личности учащихся.

Одним  из  главных  направлений  реализации  приоритетного  национального  проекта  «Образование»  является  переход   общеобразовательных  учреждений  на  ФГОС  нового  поколения,  одной  из  отличительных  черт  которых  является  повышение значимости   внеклассной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка.   Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении    всей жизни».

Под внеклассной работой  в рамках реализации  ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов  освоения основной образовательной программы. Целью внеклассной работы является развитие познавательных интересов учащихся к обучению, повышение качества знаний, развитие творческой самостоятельности, приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и формирование умения самостоятельно выстраивать траекторию своего образования.

Исследовательская деятельность сегодня – это неотъемлемая часть образования, творческий вид познания и одно из направлений модернизации современного образования. Опыт исследовательского творческого мышления является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способность учащихся.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается форма организации учебной работы связанная  с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, таких, как:

- постановка проблемы;

- изучение теории, посвященной данной проблематике;

- подбор методик исследования и практическое овладение ими;

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

- научный комментарий, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний, а также  активной, самостоятельной  и инициативной  позиции учащихся в обучении.  Искусство педагога, научного руководителя при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором. Кроме того, педагогическая тонкость процесса исследования заключается в том, что ученик должен чувствовать, что исследовательская деятельность – это его работа и реализация его собственных идей. Если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а трудную недоступную часть работы он выполняет вместе с учителем, то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнять самостоятельно. При организации научно-исследовательской работы учитель выступает в разных ипостасях:  

- энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

- мотиватор, раскрывающий перед учащимися процесс исследовательской  деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;

- консультант, организующий доступ к информационным ресурсам;

- руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;

- «Человек, который задает вопросы» - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки);

- координатор всего исследовательского процесса;

- эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта и рефлексию полученных результатов .

Особое внимание хотелось бы обратить на важность именно рефлексии в конце работы, так как, по мнению психологов, рефлексивные способности в  возрасте 8-16 лет находятся в стадии формирования. Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку.  Как правило, с моими учащимися мы проводим рефлексию по методике «Шести шляп» когда учащимся предстоит оценить свой опыт, мыли и эмоции исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа. Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций и субъективных оценок. Только факты! (зачастую ученики отмечают, что  исследовательский или проектный вид работы, требует много времени и знаний)

Желтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить почему. (Ребята отмечают, что  появились новые навыки работы с разными источниками информации, и )

Черная шляпа. Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую, и объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Красная шляпа. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это (учащиеся часто отмечают удивление, интерес, радость).

Зеленая шляпа. Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели. (учащиеся отмечают, что  исследовательская работа расширяет их кругозор, совершенствуются навыки работы на компьютере, ребята хочется поделиться итогами работы).

Эффективное сотрудничество школы с культурными организациями города и хорошо организованная внеклассная работа способствуют формированию активной, самостоятельной позиции учащихся в обучении, развивают общеучебные умения и навыки и создают необходимые условия для эффективной исследовательской работы учеников, о чём свидетельствуют имеющиеся результаты совместного труда педагога и учеников.  В нашей школе мы тесно сотрудничаем с Генеральным консульством Финляндии и Детско-юношеской библиотекой.  Данный проект сотрудничества называется  От «Детства без границ» к «Миру без границ» и является составной частью организационной работы школы, включая план воспитательной и внеурочной работы. Ежемесячно на базе нашей школы проходят заседания Клуба любителей финской культуры, целью которого является изучение культуры, традиций, истории и языка ближайшего соседнего государства – Финляндии. Кроме того совместными усилиями учителей, учеников, представителей консульства и библиотеки мы организуем совместные мероприятия и мастер-классы. 1 июня 2016 года мы осуществили большой проект, приуроченный к празднованию Дня защиты детей и окончанию учебного года «Рок фестиваль. Современная музыка Финляндии и России». Из мастер-классов хочется особо отметить мероприятие, посвящённое кухне Финляндии, на котором мы готовили финский бутербродный торт и танцевальный мастер-класс  традиционным  финским танцам. Также мы осуществляем долгосрочные совместные проекты, которые длятся несколько месяцев или даже целый учебный год. В качестве примера отмечу создание финского кулинарного календаря и запланированное мероприятие на декабрь 2016 года проект «24 дела до Рождества». В данных мероприятиях и проектах непосредственное участие принимают школьники и активно включаются в поисковую деятельность, результатом которой становится выход на исследовательскую работу.  В прошлом учебном году с ученицей 2 класса мы написали исследовательскую работу «Родственные связи Деда Мороза и Санта Клауса». Данный проект оказался настолько удачным, что полученные результаты работы активно используются учителями школы при подготовке уроков и новогодних внеклассных мероприятий.  Последняя исследовательская работа выполнена учеником 8 класса, тема которой «Города-побратимы…..залог дружбы и мира на Земле».  Интерес к данной теме возник в результате систематической внеклассной работы и эффективном сотрудничестве с финским консульством. Практическая значимость данной работы состоит  в авторской разработке буклета и мультфильма о городах-побратимах Мурманска, доказавшие свою эффективность в популяризации знаний о породнённых городах.  Данные материалы могут быть  рекомендованы для использования в урочной и внеклассной работе для проведения бесед и учебных встреч.        Исследовательская работа очень нравится детям. Она способствует улучшению успеваемости,  повышению качества обучения, развитию творческих способностей  и приводит к формированию образованной и самостоятельной личности. Безусловно, создание ученической исследовательской работы — очень трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя.

Список источников.

  1. Кульневич С. В., Лакаценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. - Москва - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
  2. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе // Психологи-ческий журнал. – 2000. - №5 (май). – С. 105-111
  3. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе/ под общ. ред. С. Н. Смоленского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 301с.
  4. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждение федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf
  6. Степанов В.Ю. Занимательный английский: игры, задания, тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 255 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Создание условий для самореализации творческих сил учащихся начальной школы на основе содержания образования по ДПИ во внеурочное время

В проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится о том, что требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образ...