Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках.
методическая разработка на тему

Видякова Елена Анатольевна

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках.

Активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности: предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии, обсуждения составленных самостоятельных задач, решений. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения.

 Нестандартные формы организации урока. 

Урок был и остается основным звеном учебно-воспитательного процесса. Однако, ни для кого не секрет, что нередко ученик является лишь пассивным "созерцателем" урока, главное место, на котором отводится монологу учителя. Так называемый "устный опрос" отдельных учащихся также не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. На таких уроках - праздниках воплощаются в общем деле, творчество учителя и творчество учащихся. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. Но положительный результат достигается только в том случае, если есть система в работе учителя, если побуждать ребят готовиться к этим урокам так, чтобы в финале они превзошли учителя. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, нежели тот, что разбирается либо обобщается на нестандартных уроках. Кроме того, последние уроки воспитывают чувство коллективизма, сопереживание за товарища, ответственность, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, учат работать с дополнительной литературой, развивают фантазию, воображение, помогают увидеть связь с другими учебными предметами и т.п. Целесообразно помнить, что нестандартные формы организации урока лучше удаются учителям с нестандартной фермой мышления. И, в связи с тем, что это уроки-праздники (в любой форме: деловой игре, эссе, сказки, предметного боя, отчета, исследования, заседания клуба, суда и т.д.), их имеет смысл проводить не чаще 1-2 раз в четверть.

 Проблемные ситуации.

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Можно ли вспомнить идеи сторонников проблемного обучения. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении,
активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

 Интеграция учебных занятий в начальной школе.

Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет со6ой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Несмотря на это, учителя нашей школы, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать указанную проблему. Мы проверили степень эффективности практикуемых в школе приемов и вновь разработанных нами путей применения наиболее эффективных методов проведения интегрированных учебных занятий. Какие уроки более приемлемы для интеграции? В основе таких уроков - близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи:
 уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму);  математика - природоведение;  математика - труд;  чтение - русский язык;  чтение - природоведение;  чтение - ИЗО;  чтение - ИЗО - музыка. Заслуживает внимание и то, что детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.

 Дифференцированное обучение. 

Дифференцированное обучение – играет большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, ибо только оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Это решение - не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоения знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Дифференцированный подход необходимо применять при индивидуальной, групповой и фронтальной работе. Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений. Дифференцированный подход создает такой механизм развития образования, который сможет превратить систему образования в реальный фактор развития общества, создает условия для всестороннего и неограниченного развития и самообразования каждого члена общества, поднимает престиж учительской профессии. Осуществлять дифференцированный подход необходимо комплексно:
 на основе учета психологической диагностики учащихся;  введение новых предметов, новых форм обучения на разных ступенях обучения;  правом на творческое самовыражение, вариативность определения содержания обучения, выборов форм и методов преподавания;  поклассная дифференциация в соответствии со степенью готовности первоклассников к школьному старту.

 Использование занимательного материала на уроках.

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей. Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении.

Учебная игра. 

Одни из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к учению и снимает напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Она отличается одним из средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса - мышления, внимания, памяти и т.д. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто вернее и быстрее?, Не зевать!, Отвечай сразу!, Получи сдачу! и т.д. Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Многие игры и упражнения строятся с учётом различной степени трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний, Например, дается самостоятельная работа в виде игры "Кто первый полетит в космос?" Поскольку эта игра, учащиеся чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с задание - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика оказывается разная. Так, хорошо подготовленным ученикам предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить её решение. Объясняется цель игры: тот, кто решит задачу, может считаться космонавтом, т.к. для того чтобы полететь в космос, надо хорошо знать математику. На таких уроках ставится цель привития любви к предмету у учащихся с сильными и слабыми математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть космонавтами. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными. Материал игры посилен для всех детей.

2. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию.

3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

4. Подведение результатов игры должно быть четкам и справедливым.

"Хорошая игра похожа на хорошую» работу",- писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно-воспитательном процессе детей.

 Использование наглядного и дидактического материала.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. В зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:
 естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т.п.); функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы;  экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т.п.); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;  картинная (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение;  объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии;  звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов;  символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;  смешанная (учебный звуковой кинофильм); функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

 Внеклассная работа. 

1. Внеклассная работа в младших классах преследует несколько целей: повысить уровень развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям, углубить представления об использовании сведений на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы воспитать настойчивость, волю и упорство в достижении цели. Внеклассные мероприятия следует организовать так, чтобы в них были вовлечены все учащиеся класса или большинство из них и чтобы каждый ученик, исходя их своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением. Сочетание уроков с внеклассными занятиями позволяет, как правило, сделать это более полно и разносторонне.

2. При организации внеклассной работы для учащихся младших классов мы стремимся к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры я ввожу в занятия. Всякая игра, предложенная на занятиях, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести смысловую нагрузку, т.е. всякая игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор.

Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности классе, от технических средств, которыми располагает учитель. Я работаю по программе ОС «Школа 2100». Технологии, разработанные авторами этой системы (технология проблемного диалога, технология работы с текстом, технология оценивания образовательных достижений), способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение наглядности как средство активизации творческой познавательной деятельности учащихся на уроках математики

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечи...

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла

Презентация к проведению педагогического совета  "Активизация  самостоятельно-познавательной деятельности  учащихся на уроках социально-гуманитарного  цикла. В презентации...