Системный подход в изучении предметов естественнонаучного направления - осознанный выбор профиля в старшей школе
методическая разработка по теме

Евтушенко Елена Михайловна

Анализ работы региональной экспериментальной площадки на базе МОУ "СОШ №100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Кафедра естественнонаучного образования

Системный подход в изучении предметов естественнонаучного направления – осознанный выбор профиля в старшей школе.

 

                                                     Автор: Евтушенко Елена Михайловна

                                                     учитель химии МОУ «Средняя общеобразовательная          

                                                     школа №100» Ленинского района г. Саратова

                                                     слушатель КПК учителей химии

                                                     2012 – 2013 учебный год

САРАТОВ – 2013

Оглавление:

  1. Введение. Обоснование актуальности темы ………………………………………. 3

  1. Опыт профилизации в разных странах мира и в России ..…………………………5

  1. Формы и методы работы в профильных классах…………………………………..5

  1. Работа по ППП и ПО в рамках

региональной экспериментальной площадки……………………………..…………...6

  1. Выводы. Предпрофильная подготовка учащихся – залог

ответственного выбора ученика и его успешности …………………………………..13

  1. Литература …………………………………………………………………………...15

  1. Приложения ………………………………………………………………………….16

  1. Введение. Обоснование актуальности темы.

В современном мире образование рассматривается как важнейший фактор формирования нового качества развития экономики и жизни общества. Значение образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В концепции модернизации российского образования определена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в общеобразовательных школах ведется опытно-экспериментальная деятельность по различным направлениям, одним из которых является формирование социальной компетенции обучающихся в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями с целью интеграции в современный социум. И какое значение имеет обучение предметам естественнонаучного цикла в решение данной проблемы.

        В течение нескольких лет высшие учебные заведения открывали новые факультеты, а школы – профильные классы, ориентируясь не на потребности рынка, а на желания учащихся, выпускников и их родителей. Удручает постоянство, с которым выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: юрист, экономист, менеджер и т.д. Профессии производственной сферы – основы экономики – почти не представлены. Один из основных факторов, влияющих на выбор профессии выпускников –  «престижность», является и самым коварным, так как на протяжении десятилетий востребованность некоторых профессий менялась с точностью до наоборот. В треугольнике «рынок – профессиональные намерения молодежи – профессиональное образование» отношения развивались не эффективно, плодя никому не нужных специалистов, чтобы обеспечить абитуриентами, огромное количество вузов, в то время как экономика страдает от нехватки квалифицированных специалистов производственной сферы. Известно, что в рыночной экономике нет необходимости искусственно повышать престиж одних видов деятельности за счет других – жизнь сама расставит всех по своим местам. Те учебные заведения, которые смогут оперативно и гибко реагировать на потребности рынка, сохранятся и будут динамично развиваться.

        По данным Министерства образования и науки на сегодняшний момент прогнозируется потребность в специалистах следующих направлений:

Отрасль 

Специализация 

Физико-математические науки 

Прикладная математика и информатика, радиофизика и компьютерная техника, биохимическая физика

Естественные науки 

Химия и биология, экология и природопользование, микробиология, биоэкология, гидрогеология, инженерная геология

Гуманитарные науки 

Лингвистика, политология, журналистика, история, общественные связи, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Социальные науки 

Социальная работа, социология, теология, социальная антропология

Здравоохранение 

Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, сестринское дело, медицинская кибернетика

Экономика и управление 

Регионоведение, национальная экономика, математические методы в экономике, антикризисное управление

Информационная безопасность 

Компьютерная безопасность, организация технологии защиты информации, комплексная защита объектов информации, информационная безопасность телекоммуникационных систем

Сфера обслуживания 

Социально-культурный сервис и туризм


Ракетно-космическая техника 

Авиаракетостроение, эксплуатация авиационно-космической техники, самолето- и вертолетостроение

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды 

Защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процессов и производств 

На основании данных таблицы, можно утверждать, что в условиях современной системы образования проблема подготовки учащихся к дальнейшему обучению по естественнонаучным направлениям приобретает особую актуальность. Сокращение числа часов в учебных планах по предметам естественного цикла, необходимость высокого интеллектуального потенциала учащихся для успешного освоения предметов естественного цикла, отсутствие системы в обучении и, как следствие, низкий уровень обученности учащихся снижает интерес к этим специальностям. Отсутствие интереса и страх перед итоговой аттестацией не дает возможности  учащимся объективно подходить к выбору профиля обучения в старшей школе.

        

Актуальность исследования определяется:

  1. Социальным заказом общества на формирование у обучающихся фундаментальных знаний, умений и навыков и ключевых компетенций, позволяющих продолжить обучение в старшей школе по выбранному профилю (в частности, естественнонаучного направления)
  2. Потребностью в разработке целостной педагогической системы по формированию таких знаний, умений, навыков и компетенций в условиях общеобразовательной школы
  3. Ориентацией на достижение современного качества естественнонаучного образования
  4. Созданием условий, способствующих развитию личности ребенка
  5. Необходимостью определения путей управления за ходом эксперимента

  1. Опыт профилизации в разных странах мира и в России.

Словосочетания «предпрофильная подготовка» и «профильное обучение» - в последнее время самые употребляемые слова в общеобразовательных учреждениях. Но все произносят их с разными чувствами и разной интонацией. Хотя для людей, которые немалую часть своей жизни посвятили профориентации молодежи, наполнены особым смыслом. Сейчас, когда государственная система профориентации после нескольких лет перестройки оказалась на грани исчезновения, есть потребность воспользоваться тем накопленным опытом, который приобретался в течение нескольких десятилетий. И хотя наше государство осознало необходимость изменений или правильнее сказать о восстановлении традиций в образовании и активно внедряет идеи профориентации, но оно шло к профильному обучению таким долгим и извилистым путем, что ждать, когда сверху «спустят» подробные инструкции и циркуляры, уже нет ни времени, ни сил.

Что же такое профильное обучение?

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности учащихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями благодаря особой структуре, содержанию и организации образовательного процесса.

Переход к профильному обучению преследует следующие цели:

  1. Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
  2. Создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в целях построения школьниками индивидуальных образовательных программ
  3. Обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями
  4. Расширение возможности социализации учащихся
  5. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием
  6. Подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования

Особенности профильного обучения:

  1. Общее образование на старшей ступени обучения во всех развитых странах является профильным
  2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два года обучения
  3. Доля учащихся, продолжающих обучение, неуклонно растет, составляя в настоящее время не менее 70%
  4. Количество направлений в профильных классах за рубежом, как правило, невелико. Например, два в англоязычных станах:
  1. академическое
  2. неакадемическое.

Три во Франции:

  1. естественнонаучное,
  2. филологическое,
  3. социально-экономическое.

 И три в Германии:

  1. математика – точные науки – технология,
  2. язык – литература – искусство,
  3. социальные науки.

Организация профильного обучения различается по способу формирования учебного плана: фиксированный план во Франции и Германии; возможности выбора в Англии и США.

Количество обязательных предметов уменьшено. Обязательные – естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура

  1. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей – Франция, гимназия – Германия, «высшая школа» - США.
  2. Дипломы об окончании старшей школы дают право прямого зачисления в ВУЗ (исключения военные и медицинские ВУЗы и др.)

Стечением времени число профилей и учебных курсов сокращалось, увеличивалось число обязательных предметов.

        В развитых странах вкладывают значительные ресурсы в предпрофильную подготовку, уделяется огромное значение «развитию карьеры». Специальные курсы, преподаются для детей от 5 до 14 лет и направлены на их самопознание, знакомит с возможностями образования, профессиями и правилами планирования карьеры. Но, обращаясь к чужому опыту, мы должны помнить о том, что в основе многих зарубежных моделей лежат исследования русских ученых и практиков педагогов, психологов, философов.

        Обратимся к истории.

  1. 1864 – первый опыт дифференциации – классическая (для подготовки к поступлению в институт) и реальная гимназия (для подготовки к поступлению в специализированные учебные заведения)
  2. 1915 – 1916 – развитие идей профильного обучения при реформе образования

       ( П.Н. Игнатьев)

  1. 1918 – удалось сохранить преемственность после революции; принято положение о единой трудовой школе, предусматривающее профильное обучение в старших классах по трем направлениям (гуманитарному, естественно-математическому и техническому)
  2. 1924 – по инициативе В.М.Бехтерева при Ленинградской бирже и Институте по изучению мозга создана первая служба профориентации.
  3. 1929 – бюро профконсультаций, подбор специалистов с учетом их индивидуальных особенностей
  4. К началу 30-х годов опубликовано более 300 работ по вопросам профессиональной ориентации. П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, А.Т. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн, М.Л. Юрловская и др. внесли значительный вклад в теоретическое обоснование профессиональной ориентации.
  5. 1934 -  постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единые учебные планы
  6. 1936 – постановление ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе наркомпросов» перечеркнуло попытки ученых и практиков найти баланс между потребностями человека и государства.

Профориентация приняла стихийные формы, став проблемой выпускников и их родителей

  1. 1957 – Академия педагогических наук выступила инициатором эксперимента по специализации по трем направлениям:
  1. физико-математическому и техническому;
  2. биолого-агрономическому
  3. социально-экономическому и гуманитарному
  1. 1966 – введены две формы дифференциации образования по интересам школьников: факультативные занятия (которые перешли в обязательные предметы) и школы с углубленным изучением предметов.
  2. 80-е – 90-е в стране появились новые виды ООУ (лицеи, гимназии), художественные, спортивные, музыкальные и др. специализированные школы.

2. Формы и методы работы в профильных классах

Современная профильная школа XXI века призвана не только, вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в самообразовании, создавать условия для отработки специальных умений и навыков, кроме этого воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свой выбор.

В официальной Концепции говорится о четырех основных целях профильного обучения:

  1. «обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  2. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  1. расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования».

возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Эффективность профильного обучения в старших классах во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной работы. Рассмотрим их подробно.

Обзорные и установочные лекции — основная форма изложения нового материала на уроке. Однако лекция в чистом виде довольно утомительна для школьников, поэтому более целесообразно использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, т.е. проявляют высокую активность.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы может служить важным источником знаний для учащихся профильных классов. Эффективность работы с литературой определяется несколькими условиями. Список литературы необходимо давать старшеклассникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Важно также, чтобы ученик и литература нашли друг друга. Учитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки и по возможности собирать нужную литературу у себя в кабинете.

Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с литературой, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученной информации, на ее осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов необходимо научить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Учебные тематические конференции проводятся при обсуждении наиболее существенных и обобщающих вопросов по материалам нескольких родственных тем. По заранее сообщаемым вопросам из числа школьников назначаются докладчики. Остальные учащиеся готовят вопросы и задают их выступающим, дополняют их сообщения. Готовясь к конференции, все учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним свою точку зрения.

• Широко распространена форма проведения урока в виде пресс-конференции. В этом случае учащиеся класса делятся на группы «специалистов» и «журналистов». Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к дополнительной литературе, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат их сжато излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать наиболее убедительный фактический материал.

Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности мышления, формируют навыки информационного поиска. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Рефераты, выполняемые учащимися профильных X-XI классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведения наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

Семинары — еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они, как правило, планируются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы, либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением. Как показывает опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой. При подготовке к семинарским занятиям старшеклассники подбирают материал по различным источникам, делают доклады, сообщения; развивают свою речь и мышление, совершенствуют навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Именно на семинарах учащиеся знакомятся с некоторыми основами методологии, обсуждают проблемные вопросы, учатся спорить, отстаивать свои позиции, аргументировать их и т.д. Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают, на наш взгляд, активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников.

Экспериментальные задания используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности. Недаром еще К.Д.Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен, прежде всего, упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия — к целенаправленному и анализирующему.

Лабораторно-практические занятия — важная форма урочной работы в профильных классах. Такие занятия проводятся при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий. При этом учащиеся могут искать нужную информацию в учебниках и других учебных пособиях, а по мере необходимости — консультироваться с учителем. По итогам работы учащиеся, как правило, формулируют выводы, отвечают на ряд вопросов, носящих часто проблемный характер. Во многих случаях проблемный вопрос ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Зачеты и контрольные работы проводятся по завершении изучения каждого программного раздела.

Как показывает практический опыт, одна из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации — наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах естественно-научного профиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Школьники, как правило, активно участвуют в научно-исследовательских экспедициях, полевых практиках, научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах. Они готовят тематические вечера, организуют выставки, ведут природоохранную работу и т.д. Внеурочная и урочная работа в профильных классах — равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. По нашему глубокому убеждению, только в этом случае можно достичь целей профильного обучения.

Данные формы работы должны, прежде всего, способствовать усвоению школьниками не только суммы знаний, но и способов деятельности.

        Однако все усилия по созданию профильного обучения на этапе специализации (10 – 11 классы) окажутся напрасными, если учащиеся основной ступени к окончанию девятого класса не смогут выбрать профиль обучения в соответствии со своими желаниями и возможностями и социальными потребностями общества. Поэтому особое значение уделяется предпрофильной подготовке.

        Цель предпрофильной подготовки – научить детей делать зрелый выбор профиля, развивать способность видеть альтернативы, оценивать их, нести ответственность за свой выбор.

  1. Работа по ППП и ПО в рамках региональной экспериментальной площадки

Работа по ППП и ПО в рамках региональной экспериментальной площадки

С целью социализации личности учащегося и его дальнейшего профессионального самоопределения в школе с 2009 года ведется  опытно-экспериментальная работа по теме «Системный подход в изучении предметов естественнонаучного направления – основа осознанного выбора профиля в старшей школе».  В прошлом году экспериментальная площадка находилась на третьем результативно-обобщающем этапе. В эксперименте участвовали преподаватели естественнонаучного цикла и классные руководители 5 – 11-х классов, т.е. внимание уделялось не только предпрофильной подготовке в 9-х классах, но и  ранней профилизации обучающихся.

В рамках экспериментальной деятельности разработано следующее научное обеспечение:

  1. Образовательный план, в котором предметы естественнонаучного направления изучаются в системе на протяжении основной и старшей ступенях школы

•        5 класс:

природоведение – федеральный компонент – 1

экология – региональный компонент – 1

естествознание – школьный компонент – 1

•        6 класс:

биология – федеральный компонент – 1

география – федеральный компонент – 1

экология – региональный компонент – 1

естествознание – школьный компонент – 1

географическое краеведение – школьный компонент – 1

•        7 класс:

биология – федеральный компонент – 2

география – федеральный компонент – 2

физика – федеральный компонент – 2

экология – региональный компонент – 1

химия – школьный компонент – 1

биологическое краеведение – школьный компонент – 1

•        8 класс:

биология – федеральный компонент – 2

география – федеральный компонент – 2

физика – федеральный компонент – 2

химия – федеральный компонент – 2

экология – региональный компонент – 1

химия – школьный компонент – 1

•        9 класс

биология – федеральный компонент – 2

география – федеральный компонент – 2

физика – федеральный компонент – 2

химия – федеральный компонент – 2

экология – региональный компонент – 1

элективные курсы – школьный компонент – 3

•        10 – 11 классы профильное обучение

Физико-химический профиль

Химико-биологический профиль

Индивидуальный план

  1. Составлены рабочие программы по естественнонаучным дисциплинам

•        Естествознание (физика, химия) 5–6 класс на основе авторской программе Гуревича А.Е. – 1час (пропедевтический курс)

•        Химия–7 класс на основе авторской программы Габриеляна О.С. – 1час (пропедевтический курс)

•        Экология 5–8 класс на основе региональной программы под редакцией И.М. Швец; 9 класс под редакцией Н.М. Черновой

•        Биологическое краеведение 7 класс на основе региональной программы под редакцией Н.В. Дмитриевой, В.Ю. Крестьянинова

•        Географическое краеведение – 6 класс на основе региональной программы под редакцией Р.В. Маркиной, Л.В. Макарцевой

•        Физика, химия, биология 9 – 11 класс

С 5-го класса обучающиеся  начинают изучение курса предметов естественнонаучного направления по программе «физика, химия» для V – VI классов общеобразовательной школы авторы А.В. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак и экологию с элементами биологии (региональный компонент). Программа «физика, химия» представляет собой интегрированный курс физики и химии. Изучение данного курса способствует развитию мышления учащихся, повышает их интерес к предмету, готовит к углубленному восприятию материала и интересу к изучению предметов физики и химии, готовит учеников к систематическому изучению этих курсов. С целью сохранения преемственности в обучении учащиеся этих классов начинают изучать химию с 7-го класса по программе Габриеляна О.С. Познавательный уровень отдельных учащихся в этих классах очень высокий.

Однако необходимо отметить, что в традиционных классах ученический коллектив неоднороден по своей подготовленности, развитию, состоянию здоровья. Есть все категории ребят – сильные (творчески работающие), со средними способностями и слабые. Задача учителей и школы создать такой микроклимат в школе, чтобы каждый нашел себе место и дело по душе. И этому помогает организация внеурочной деятельности обучающихся.

С целью повышения уровня их подготовки в этих классах проходят индивидуально-групповые и факультативные занятия по интересующим их предметам во внеурочное время.

  1. Организация внеурочной деятельности учащихся 
  1. Организация индивидуально-групповых занятий для одаренных детей (подготовка обучающихся для участия в олимпиадах)
  2. Организация кружковой работы для обучающихся заинтересованных в изучении естественных наук, но обладающих разным интеллектуальным потенциалом
  1. Разработан и апробирован цикл сценариев интеллектуальных игр, посвященных российским ученым (Н.Н. Вавилову,  А.М. Бутлерову, Д.И. Менделееву, М.В. Ломоносову, М. Склодовской-Кюри).  С целью профориентации сценарии активно используются преподавателями СГАУ при проведении подобных игр с обучающимися в Саратовской области.
  2. Разработаны планы кружков по исследовательской деятельности обучающихся на базе СГАУ им. Н.И. Вавилова
  3. Организация дистанционного обучения
  1. Индивидуально-групповые занятия со слабоуспевающими

По завершению проделанной работы администрацией школы было проведено анкетирование обучающихся разных возрастных категорий.

        По итогам анкетирования младших классов видно, что наибольший познавательный интерес обучающихся сосредоточен в области химии, биологии, физики и математики. Достаточно высокий процент набрали также такие сферы, как спорт военное дело, домоводство, радиотехника и электроника, механика и конструирование. Прослеживая динамику выбора сфер познавательных интересов у учащихся 5, 6 и 7 классов, виден рост процента выбора приоритетных предметов. Этому в большой мере способствует проводимая в школе ранняя профилизация.

Анкетирование восьмиклассников показало, что большинство из них знают, что ведется работа по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, большинство учащихся сознательно подходят к выбору профиля дальнейшего обучения. Более половины учащихся планируют продолжить дальнейшее обучение в своей школе и выбрали изучать на профильном уровне физику, химию, биологию и обществознание.

Анкетирование старшеклассников показало их положительное отношение к организации внеклассной работы на базе СГАУ им. Н.И. Вавилова и такая работа способствовала повышению интереса к профессиям, связанных с естественными науками.

Все эти результаты позволили надеяться педагогическому коллективу школы на удачное проведение эксперимента.

  1. Системная подготовка обучающихся на всех этапах обучения – залог ответственного выбора старшеклассника и его успешности.

В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу.

Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

Необходимость профессионального выбора в старших классах обусловлена и внутренними причинами: личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование. Для педагогической науки и практики чрезвычайно важными становятся ответы на следующие вопросы: как помочь школьникам найти профессию, соответствующую их ожиданиям, способностям, потребностям, овладев которой они смогут приносить пользу государству и обществу, способствовать его экономическому, нравственному, патриотическому, экологическому возрождению страны?

Профильное обучение, помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием и приборами, проведения и анализа научного эксперимента.

Системный подход в изучении предметов естественнонаучного направления – наиболее эффективный способ организации обучения  школьников естественным наукам, который позволяет развить компетенции обучающихся, а также высокий уровень мышления, сформировать прикладные умения и навыки, глубину интересов и умение рефлексировать.

На первых этапах организации возникает ряд трудностей:

  1. преодоления сопротивления некоторых членов коллектива,
  2. необходимость повышения квалификации,
  3. сложившиеся стереотипы в образовании детей у родителей,
  4. социальные проблемы в обществе
  5. проблемы трудоустройства

Все эти проблемы мешают учащимся определиться в выборе профиля дальнейшего обучения.

         Тем не менее, целенаправленная работа всего педагогического коллектива позволила добиться определенных результатов:

  1. Сформировать положительное отношение к эксперименту большинства педагогов
  2. Высокие результаты итоговой аттестации учащихся

Таким образом, при создании единой системы в школе, возникает стабильный ученический и педагогический коллектив. И преимуществ у такой системы много:

  1. Так в обычной общеобразовательной школе, используя разные формы организации образовательного процесса и методические приемы, можно обучать всех учащихся, учитывая их индивидуальные запросы.
  2. Учащиеся получают возможность для раскрытия своих творческих способностей.
  3. При организации внеклассных мероприятий  учащихся привлекает соревновательный аспект, отсюда не пропадает интерес к изучаемому предмету.
  4. Но самое главное это свобода выбора. Качество обученности учащихся возрастает.

Литература.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. №3 с.3 – 16
  3. О мероприятиях по введению профильного обучения Приказ// Официальные документы в образовании. 2004. №1. с. 37 – 38
  4. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основного обучения в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год: письмо от 20.08.03. №03-51-157ин/13-03// Вестник образования России. 2003. №23. с.22 – 32. Сборник нормативных и методических документов: Общее образование России: 2003 – 2004гг. М.: Про-Пресс. 2003. с.190 – 200.
  5. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования: Проект// Директор школы. 2002. №4. с.97 – 114
  6. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124с. – (Серия «Психолог в школе»)
  7. Алейникова И. Мы подумали – и я решил. Профилизация не позволит управлять школой по старинке// Управление школой. – 2005. - № 18. – С. 2-5.
  8. Александрова Е. Учебный план как выражение образовательной политики// Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 87-94.
  9. Алексеева Г. И. О проблемах профильного обучения в гимназии// Информатика и образование. – 2008. - № 4. – С. 116-117.
  10. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе// Педагогика. – 2004. - № 2. – С. 28-33.
  11. Бессонов Р. В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс// Педагогика. – 2006. - № 7. – С. 23-29.
  12. Бессонов Р. В. Внедрение профильного обучения: опыт и проблемы// народное образование. – 2007. - № 1. – С. 28-33.
  13. Бурцева И., Ермаков Д. Внедрение профильного обучения: опыт и проблемы// Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 130-131.
  14. Бурычев Б. Г. Размышления о проблемах профильного обучения// Физика в школе. – 2008. - № 3. – С. 10-15.
  15. Егоров О. Профильное образование: проблемы и приоритеты// народное образование. – 2006. - № 5. – С. 32-36.
  16. Колягин Ю. Профильное обучение: проблемы и перспективы// математика: газ. Издат. Дом «Первое сентября». – 2005. - № 8. – С. 17-21.
  17. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Российское образование. – 2002. - № 5. – С. 16-27.
  18. Кропивянская С.О. Методика профильной ориентации старшеклассников// Школьные технологии. – 2002. - № . – С. 103-115.
  19. Носорева М. А., Кондрацкая Е. К., Гуляева Е. В. Формирование индивидуальных учебных планов в многопрофильной школе// География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 8. – С. 35-47.
  20. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312// Официальные документы в образовании. 2004. № 16. С. 2-38.
  21. Петунин О. В. Формы и методы работы в профильных классах// Биология в школе. – 2005. - № 3. - С. 25-30.
  22. Попова Т. И. Профильное обучение старшеклассников: партнерство школы и профессионального лицея// Школа и производство. – 2005. - № 7. – С. 12-14.
  23. Пугал Н. А. Профильное обучение как способ модернизации школьного образования// Дополнительное образования. – 2005. - № 11. – С. 52-54.
  24. Романовская М. Б. Преемственность профильного и профессионального образования// Школа и производство. – 2005. - № 2. – С. 6-8.
  25. Скопин А. Ю. Профильное обучение в России: концепции, проблемы, перспективы// География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 8. – С. 28-33.
  26. Тетерский С. В. Современные требования к программам и учебным планам// Дополнительное образование. – 2004. - № 10. – С. 5-9.
  27. Ярулов А. А. Индивидуально-ориентированный учебный план// школьные технологии. – 2004. - № 6. – С. 136-154.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла

В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной н...

"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"

Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём....

Краеведческий подход к изучению предметов естественнонаучного цикла

В статье автор рассуждает о педагогической ценности обучения естественным наукам на основе изучения родного края и делится опытом работы в данном направлении, представляя предметные материалы, с...

План работы ШМО учителей предметов естественнонаучного направления

План ШМО на учебный год отражает основные направления методической работы педагогов, преподающих математику, физику, информатику, химию, биологию и географию....

Доклад по теме: Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной ...