Доклад по теме: Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы
статья

Смирнова Екатерина Геннадьевна

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_3_noyabrya.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд:

Системный подход к формированию гражданской позиции школьника как средство становления социально эффективной школы

Формирование и становление активной гражданской позиции и социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. Каким гражданином станет сегодняшний школьник, воспитанник?

2 слайд:

Роль воспитательной работы педагогов в этом процессе невозможно недооценить. В.А. Сухомлинский говорил: «Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков. Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников». Эти слова актуальны и сейчас. Сегодня образование – это важнейший ресурс развития духовного и нравственного потенциала российской нации, и от его успешного развития зависит будущее нашей страны в целом, будущее наших детей.

3 слайд:

Гражданское воспитание на данный момент является одним из государственных приоритетов образовательной политики России, о чём свидетельствуют и нормативные документы сферы образования, и тематика современных научно-педагогических, социологических, философских исследований, и публикации ведущих специалистов сферы воспитания. По мнению исследователей, главное в формировании гражданской позиции школьника  - системный подход, создание условий для  самопознания и самовоспитания.

4 слайд:

В связи с этим работа МБОУ СОШ № 9 строится через реализацию нескольких базовых комплексных программ: духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования  в МБОУ СОШ № 9 является социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности; социально-педагогическое и социально-культурное сопровождение процесса культурно-нравственного постижения подростком Родины, духовного и культурного наследия и достояния родного народа, народов России и всего человечества.

5 слайд:

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования представлены также на слайде.

  осознанное принятие воспитанниками духовно-нравственного начала человеческой индивидуальности в качестве важнейшей жизненной ценности; субъектная установка на самовоспитание и развитие своего творческого потенциала во всех областях социально и социокультурно ориентированной деятельности;

 операциональное овладение воспитанниками набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной культурной традиции (культурных традиций), а также усвоение (интериоризация) выражающих их знаний, ценностей и норм.

В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет подростка

6 слайд:

В процессе работы по данному направлению у обучающихся должны сформироваться такие ценности  духовно-нравственного развития, как:

Ценность мира: - как общего дома для всех жителей Земли; - как мирового сообщества, представленного разными национальностями; - как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

 Ценность любви к Родине, народу как проявление духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

 Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В связи с этим духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся МБОУ СОШ №9 строится на по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Все эти направления духовно нравственного развития и воспитания, реализуются в программах воспитания, разработанных классными руководителями МБОУ СОШ №9, на основе программы воспитания школы.  

Остановимся подробнее на направлении: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В ходе осуществления системной работы классного руководителя по данному направлению у воспитанников должно сложиться:

 • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

- осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

 • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

 • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

7 слайд:

Для реализации этого направления классные руководители нашей школы вовлекают обучающихся в активные виды деятельности. В  процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания обучающиеся узнают о том, что такое Конституция, каково политическое устройство нашей страны, какие государственные символы РФ. В ходе систематической работы с учащимися по данному направлению происходит знакомство  школьников с героическими страницами истории России, с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения Родине. Также в ходе классных часов, внеурочной деятельности  ребята знакомятся  с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России и малой родины.

В процессе экскурсий, встреч  и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях  обучающиеся знакомятся  с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности,  а также сами участвуют в работе детско-юношеских движений, организаций, сообществ. Тем самым у них наилучшим образом формируется гражданская позиция, стремление активно участвовать в жизни родной школы, города, страны.

8 слайд:

Ежегодно в школе проходит три декады классных руководителей.  Вторая декада традиционно посвящена гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Классные руководители нашей школы активно вовлекают ребят в работу по данному направлению и делятся своим опытом с коллегами. Все проводимые классные часы проводятся со строгим соответствием требования ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Анализ работы ШМО классных руководителей позволяет говорить о преемственности между педагогами начальной и основной школы, по организации воспитательной работы в этом направлении.

Впервые с воспитанниками гражданско-патриотическое воспитание начинает осуществляться в  начальной школе. Все педагоги начальной школы активно участвуют в проведении с учащимися мероприятий гражданско-патриотической и духовно-нравственной  направленности. Так за период с 2017 по 2020 учебный  в начальной школе прошли мероприятия:

В 3 в классе, Пугачёва Г.Н. провела открытое мероприятие  «В единстве наша сила». Данное мероприятие было направлено на формирование гражданско-патриатических качеств личности, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях. В ходе классного часа ребята поговорили о существующих мировых угрозах и пришли к выводу о том, что, только объединившись, все вместе мы сможем защитить свою Родину.

Во 2а классе, Козлова Е.А. провела открытый классный час по теме «Россия – Родина моя!». В ходе данного мероприятия обучающиеся  поразмышляли над вопросом, чем отличаются понятия «большая Родина» и «малая Родина», вспомнили как русский народ, русский воин, отстаивал в разные исторические эпохи независимость своей страны, своего родного края. Особое место на классном часу учитель отвёл изучению символов большой и малой Родины. Дети нарисовали и попробовали  презентовать символы своей семьи. Такая работа способствовала лучшему осознанию обучающимися темы классного часа.

9 слайд:

В этом же году Сергеева С.Н. во 2 «б» классе провела открытый классный час по теме: «Жизнь, отданная небу», посвященный герою-земляку Покрышкину А.И. Ребята класса работали над содержанием понятия «герой», осуществили подготовку презентаций о герое-земляке Покрышкине А.И., подготовили макеты боевых самолётов, на которых осуществлял боевые вылеты наш герой. Сейчас модели этих самолётов украшают школьный музей.

В 4 «б» классе Молчановой К.С. было проведено открытое мероприятие по теме «Я - патриот». Работая в группах и парах, обучающиеся проанализировали различные личностные качества, и пришли к выводу, какие из них характеризуют настоящего патриота и гражданина. Итогом мероприятия было  создание модели настоящего патриота, наделенного соответствующими качествами.

В прошлом учебном году в 1в классе, классным руководителем Безручко Н.С..  было проведено открытое мероприятие по теме «Великая Отечественная война».  В ходе которого первоклассники узнали об основных событиях Великой Отечественной войны. Поработали с понятием «война», «герои», «мир». Учащиеся рассказали о своих прадедах, участниках войны и создали мини-проект «Вечный огонь», в память о погибших героях.

Педагоги основной и средней школы продолжают работу по данному направлению, что говорит о преемственности в воспитательном процессе между педагогами начальной и основной школы.

10 слайд:

Так в 2017 году в 6 «а» классе Май О.Н. (выпуск Русакова Т.А.) провела классный час по теме: «Я – гражданин России». В ходе беседы учащиеся класса продемонстрировали глубину своих знаний о государственном устройстве РФ. Ребята безошибочно сформулировали, кто такой гражданин и патриот, рассуждали о том, какие права и обязанности есть у граждан России. Учащиеся презентовали свои проекты по темам: «Что я знаю о России» «Герои моей семьи – Герои Отечества», «Символика моего класса».  Сейчас эти обучающиеся заканчивают 9 класс, их классным руководителем является Рудницкая М.А., которая продолжает работать  с классом в данном направлении. В 2018 учебном году с ребятами класса было проведено мероприятие по теме: «Поэзия времён Великой Отечественной войны». Обучающиеся,  анализируя стихи А.Ахматовой, Б. Окуджавы, К. Симонова и других поэтов военных лет наилучшим образом поняли, какой неоценимый вклад внесла литература, родное русское слово в дело победы над врагом. Мероприятие дополнялась музыкальными вставками, фото и видеорядом, что позволило наилучшим образом перенестись в военную эпоху и острее прочувствовать  суровость военных лет.  

Таким образом, проведенная систематическая работа с обучающимися класса, позволила наилучшим образом сформировать в ребятах чувство гражданственности, патриотизма, сопричастности своей судьбы с историей страны. Лучшим подтверждением этому является участие ребят класса в работе детско-юношеских движений, организаций, сообществ. Многие ребята выбрали для сдачи ГИА предметы история и обществознание.

11 слайд:

В 2015 -2016 учебном году классным руководителем 5-ого ныне 11 «а» класса стала Силкина С.А. (выпуск Васиковой А.Н.), которая продолжила работу с обучающимися по направлению воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.  Светлана Анатольевна провела мероприятие  «Я – гражданин России», вначале которого обучающиеся задумались над значением слова гражданин и тем, кого можно причислять к настоящим гражданам РФ. Выполняя разнообразные продуктивные задания, ребята размышляли о том, что такое Родина, чем богата наша страна, что такое Конституция РФ. Работа учащихся сочеталась с интереснейшими дидактическими заданиями, видео фрагментами, музыкальными вставками. Интересна была и рефлексия, которая состояла в написании послания себе, гражданину России, в будущее, в ходе которого воспитанники Светланы Анатольевны пофантазировали, о том, какую роль в истории России будет суждено сыграть им.  Думаю, сегодняшним выпускникам интересно будет прочитать эти послания и посмотреть изменилась ли их гражданская позиция с тех времен.

12 слайд:

Традиционным в основной и средней школе является проведение классных часов, по теме: «Война в Афганистане». Так в 5 «б» классе (сейчас 8 «б») классным руководителем Лейб О.И. было проведено мероприятие «Солдат войны не выбирает». Обучающиеся познакомились с понятием «воин интернационалист», узнали о событиях войны в Афганистане, в Чечне, об участии воинов РФ в борьбе с терроризмом в Сирии. Ребята класса, подготовили мини-проекты о героях-земляках, прошедших горячие точки второй половины 20 века, что способствовало лучшему пониманию событий локальных войн и важности участия русских воинов в защите России и  стран мира от мирового терроризма.

В основной школе по данной теме «Афганистан в душе моей» в 8 «б» (сейчас 10 класс) открытое мероприятие провела классный руководитель Ильиной Н.А..  Ведущими данного мероприятия выступили сами учащиеся класса. Они, простым и понятным языком  рассказали одноклассникам о войне в Афганистане, её значении для мирной жизни и о том вкладе, который внёс советский солдат в её восстановлении. В ходе классного часа ребята создали свои мини проекты о героях-земляках, погибших в ходе военных действий в Афганистане. Почтили их память минутой молчания. Данное мероприятие заинтересовало ребят, заставило задуматься о воинском долге.

В ходе таких мероприятий часто на встречу с ребятами приходят ветераны войн 20 века, труженики тыла, дети войны, которые рассказывают учащимся о том, что пережили сами. Так в 2019 году прошёл открытый классный час в 10-11 классах  по теме «Афганистан прошёл по нашим душам» подготовленный классными руководителями Поповой Т.А. и Толстовой А.А.  На классном часе присутствовали: учитель истории Чередова Н.В. и  полковник в отставке, служивший военным советником в Афганистане, Кайгородов Вячеслав Петрович. Ребята подготовили памятные стихи и песни, зачитали исторические справки о войне в Афганистане. Историк Чередова Н.В. познакомила старшеклассников с мнениями современных историков о роли Афганской войны в истории нашей страны, а Кайгородов В.П. поделился своими воспоминаниями об однополчанах, о роли России в той необъявленной войне. Его выступление получилось очень эмоционально насыщенным и надолго запомнилось старшеклассникам школы. Встреча ветерана и школьников закончилась в школьном музее «Истоки». Ребята почтили память выпускников школы, погибших исполняя свой интернациональный долг в Афганистане.  Такая форма работы наилучшим образом способствовала формированию чувств гражданственности и патриотизма у старшеклассников.

13 слайд:

Как отмечалось ранее, возрождение духовно-нравственных ценностей народа требуют воспитания человека новой формации: гражданина и патриота, личности образованной, культурной, мобильной, готовой к творческой самореализации, сотрудничеству, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, обладающей высокими нравственными ценностными ориентациями, готовой осознанно обеспечивать национальную безопасность страны. Поэтому в  2020 учебном году в МБОУ СОШ №9 был открыт кадетский класс – 5 «а» класс, выпуск Русоковой Т.А., классный руководитель Шлома Е.В. Цель кадетского образования –  подготовка ребят к служению Отечеству как на гражданском, так и на военном поприще. Достичь этого можно через систематическую работу с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

14 слайд:

Своими наработками с обучающимися по данному направлению, классные руководители с удовольствием делятся между собой активно участвуя в работе ШМО классных руководителей. Также педагоги  публикуют свои доклады, методические разработки классных часов на различных интернет площадках, в научно-педагогических журналах.  

В 2020 году все классы нашей школы, приняли активное участие  в мероприятиях, проводимых во время военно-патриотического месячника. Два педагога нашей школы Смирнова Е.Г. и Толстова А.А. провели открытые внеклассные мероприятия на РМО заместителей директоров школ Татарского района по воспитательной работе. Оба мероприятия были направлены на духовно-нравственное развитие, формирование   гражданственности и  патриотизма личности школьников. 

Так в 5б классе, Смирновой Е.Г. (выпуск Молчановой К.С.) было проведено мероприятие по теме: «У войны нет возраста». В ходе него учащиеся размышляли над проблемным вопросам: «Почему у войны нет возраста?» Учащиеся класса познакомились с основными событиями Великой Отечественной войны через вклад героев-земляков из Татарска и Татарского района, узнали о том, что Новосибирск был крупнейшим тыловым городом, и победа ковалась не только на фронте, но и в тылу: стариками, взрослыми, подростками, детьми.

В 7а классе (выпуск Кирилловой И.Г.), классным  руководителем Толстовой А.А. было подготовлено и проведено открытое мероприятие по теме: « Ужасней не было войны…». В ходе данного мероприятия  учащиеся презентовали свои мини-проекты по нескольким номинациям « 10 сталинских ударов», « Мой предок – герой войны», «Герои-земляки», «У войны не женское лицо», «Литература о войне». Учащимися была проделана огромная групповая работа. Каждую минуту классного часа участники мероприятия были погружены в активную деятельность.

В ходе этих мероприятий педагогами активно использовались видео, фото, литературные и исторические документы, что сделало мероприятия более эмоционально насыщенными, что в свою очередь наилучшим образом способствовало формированию гражданско-патриатических и духовно-нравсвенных качеств   личности школьников. Оба меропрятия имели высокую оценку со стороны всех присутствующих.

15 слайд:

Таким образом, проведенный анализ работы показывает, что педагогами нашей школы в системе реализуется работа по направлению духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников. Также наблюдается преемственность в этом процессе между классными руководителями начальной, основной и средней школы. Опыт работы гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции школьников с ОВЗ в контексте духовно- нравственного воспитания».

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской пози...

сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»

Формирование гражданственности  в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...

Доклад и презентация на тему "Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся"

Выступление на школьном круглом столе «Учеба учителей»Доклад на тему: «Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся».Докладчик: учитель английского языка, к...

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Доклад на тему «Роль учителя в формировании культуры поведения школьников».

Сегодня в центр школьной образовательно - воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Учитель несёт ответственность за д...

Социальное проектирование в формировании гражданской позиции школьников.

В статье  рассматривается социальное проектирование в качестве приоритетного направления работы с обучающимися школ при формировании их гражданской позиции. Приводится пример реализации школьного...

Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Постановка цели музыкального образования в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и результативность....