Программа артикуляторного тренинга с использованием зрительного подкрепления
статья по теме

Димитриева Наталия Алексеевна

Программа артикуляторного тренинга с использованием зрительного подкрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа артикуляторного тренинга с использованием зрительного подкрепления

                                                           учитель-логопед Димитриева Н.А.

Программа артикуляторного тренинга для детей с вербальной диспраксией (корковой дизартрией, стертой дизартрией) и моторной  алалией, разработанная Вероникой. Эта программа эффективна при работе с ранооглохшими детьми, владеющими фразовой речью, но имеющими нарушениями звуковой структуры связной речи, а также с пациентами, которые произносят только отдельные слова.

Программа артикуляторного тренинга с использованием зрительного подкрепления.

Цель программы: развитие навыков программирования, воспроизведения и контроля последовательных артикуляторных движений (автоматизации звукопроизношения с использованием зрительного подкрепления (написанные слова, жесты). Мы опираемся на более развитые у детей с нарушением слухозрительный анализатор. Во время обучения звук речи (фонема) связывается с соответствующей буквой. На начальном этапе можно использовать также дактилемы. После этого ребенку достаточно показать букву/жест, чтобы он вспомнил правильное произнесение фонемы.

Работа по автоматизации произнесения звука в словах проводится только с теми звуками, которые изолированно ребенок произносит правильно, а в связной речи или сложных/новых словах делает ошибки. Если ребенок всегда произносит этот искаженно, сначала надо «поставить» ему этот звук при изолированном произнесении, чтобы избежать «закрепление» неправильного произнесения звука.

Перед началом работы по этой программе необходимо научить ребенка слышать разницу в звучании фонемы (узнавать ее), произношение которой автоматизируется, и тех фонем, на которые эта фонема заменяется. Это поможет ребенку научиться контролировать свое произношение на слух.

Педагог предварительно готовит весь визуальный (текстовый) материал, который используется для работы.

Программа включает 11 последовательных этапов. Переход от одного этапа тренинга к следующему производится только после того, как ребенок научился выполнять без ошибок, быстро и точно задания предыдущего этапа.

Этап 1: тренировка орального праксиса и чувствительности

Цель - научить ребенка осознавать движения различных ротовых органов(губ, языка, челюстей), дозировать и направлять струю воздуха, производить последовательные движения органов артикуляции, в том числе быстро переключаться с одного движения на другое и т.д. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, а также упражнения по развитию подвижности артикуляторного аппарата. Сначала добиваются, чтобы ребенок выполнил одно из движений с повторением быстро и без ошибок (несколько раз надуть щеки, несколько раз высунуть язык и другие). Затем составляют последовательности из 2-4-х движений и добиваются их быстрого безошибочного выполнения (например: вытянуть губы трубочкой - растянуть в улыбке - почмокать губами). При воспроизведении движений ребенок смотрит на картинки- с изображениями соответствующих серий движений.

Этап 2: тренировка произнесения звуков речи по одному и с повторением.

Ребенок   должен научиться повторять согласные и гласные звуки быстро и точно, опираясь на зрительные символы (буквы) или жесты.
Например:      Т-Т-Т,         И-И-И.    В    этом         и последующих заданиях используются карточки с написанными последовательностями букв. При произнесении звуков речи ребенок смотрит на карточки с изображениями соответствующих последовательностей букв или сопровождает     произнесение соответствующими движениями.

Этап 3: тренировка произнесения по очереди двух изолированных звуков речи.

Цель - научить ребенка произносить два разных звука (согласных или гласных) строго по очереди в регулярной серии и переходить от произнесения одного звука к другому точно, постоянно и быстро.

Например: Т-П-Т-П-Т-П, А-И-А-И-А-И. Ребенок при воспроизведении последовательности смотрит на карточку с написанными буквами или сопровождает произнесение соответствующими движениями.

Этап 4: тренировка произнесения двух звуков речи, чередующихся нерегулярно.

Цель -   научить  ребенка  произносить  два  разных  звука  (согласных    илигласных)   в нерегулярной серии и переходить от произнесения одного звука к другому точно, постоянно и быстро. Например: Т-Т-П-Т-П-П-П-Т, А-И-И-А-И-А-А-И.

Этап 5: тренировка произнесения по очереди 3-х изолированных звуков речи.

Ребенок должен научиться произносить три разных звука (согласных или гласных) строго по очереди и переходить от произнесения одного звука к другому точно, постоянно и быстро.

Например: П-Т-С-П-Т-С, А-И-О-А-И-О.

Этап 6: тренировка произнесения трех звуков речи, чередующихся нерегулярно.

Ребенок должен научиться произносить три различных звука (согласных или гласных), которые чередуются нерегулярно.

Например: П-Т-Т-С-П-С-С-П-П, А-А-И-О-И-О-И-И-А.

Этап 7: тренировка произнесения и повторения слогов со структурой «согласный-гласный».

Ребенок должен научиться произносить слоги со структурой «согласный-гласный». Он должен повторять эти слоги один за другим правильно, произносить 2 или более таких слога в регулярной и нерегулярной сериях, опираясь на карточки с соответствующими последовательностями слогов. Например: ПИ-ПИ-ПИ-ПИ, ДУ-ДУ-ДУ, ПИ-ДУ-ПИ-ДУ-ПИ-ДУ, ПИ-ПИ-ДУДУ-ПИ- ДУ-ДУ-ПИ-ДУ-ПИ-ПИ.

Мы рекомендуем дополнить этот этап тренировкой быстрого произнесения слогов структурой «гласный-согласный».

Например: ИП-ИП-ИП-ИП, УТ-УТ-УТ-УТ, ИП-УТ-ИП-УТ, УТ-УТ-ИП-УТ-ИП-ИП-ИП.

Этап   8:   тренировка   произнесения     и   повторения     слогов/слов  со структурой «согласный-гласный-согласный».

Ребенок должен научиться быстро и без ошибок произносить слова/слоги со структурой «согласный-гласный-согласный». Он должен научиться повторять эти слова один за другим, произносить два или более таких слов в регулярной и нерегулярной сериях быстро и без ошибок.

Например:     ПИТЬ-ПИТЬ-ПИТЬ-ПИТЬ,     ШОВ-ШОВ-ШОВ-ШОВ,    ПИТЬ-ПИТЬ-ШОВ-ПИТЬ-ШОВ,       ПИТЬ-ШОВ-ЗУБ-ПИТЬ-ШОВ-ЗУБ,    ПИТЬ-ПИТЬ-ШОВ-ПИТЬ-ШОВ,ПИТЬ-ЗУБ-ЗУБ-ПИТЬ-ШОВ-ЗУБ-ШОВ.

Этап 9: тренировка произнесения и повторения многосложных слов Ребенок должен научиться произносить многосложные слова правильно, повторять эти слова один за другим, произносить два или более таких слов в регулярной и нерегулярной сериях быстро и без ошибок.

Например: ПОЛОСА-ПОЛОСА-ПОЛОСА..., ТЕЛЕФОН-ТЕЛЕФОН-
ТЕЛЕФОН...,         КОРОВА-КОРОВА-КОРОВА,       ПОЛОСА-ТЕЛЕФОН-
ПОЛОСА-ТЕЛЕФОН-ПОЛОСА, ПОЛОСА-ТЕЛЕФОН-КОРОВА-ПОЛОСА-
ТЕЛЕФОН-КОРОВА ПОЛОСА-ТЕЛЕФОН-ПОЛОСА-КОРОВА-КОРОВА-
ТЕЛЕФОН-ПОЛОСА-КОРОВА-ТЕЛЕФОН

Этап 10: тренировка произнесения и повторения слов со стечением согласных.

Ребенок должен научиться произносить слова со стечением согласных в начальной    и конечной позиции правильно, повторять эти слова один за другим правильно, произносить быстро два или более таких слов в регулярной и нерегулярной сериях.

Например: ДВЕРЬ-ДВЕРЬ-ДВЕРЬ-ДВЕРЬ-ДВЕРЬ, ДВЕРЬ-ВОЛК-ДВЕРЬ-ВОЛК-ДВЕРЬ-ВОЛК-ДВЕРЬ,  ДВЕРЬ-ВОЛК-ВОЛК-ДВЕРЬ-ДВЕРЬ-ВОЛК-ДВЕРЬ-ВОЛК-ДВЕРЬ, КЛЮЧ-ГЛАЗ-МОСТ-КЛЮЧ-ГЛАЗ-МОСТ-КЛЮЧ-ГЛАЗ-МОСТ, КЛЮЧ-ГЛАЗ-КЛЮЧ-МОСТ-КЛЮЧ-ГЛАЗ-ГЛАЗ-МОСТ-МОСТ и т.д.

Этап    11:    тренировка    произнесения    и    повторения    групп         слов  и предложений

Цель: научить   ребенка   использовать   правильную   артикуляцию   припроизнесении групп слов и частей предложений, и дать основы для переноса  этих навыков в спонтанную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование зрительной поддержки и альтернативной коммуникации в развитии навыков общения у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Альтернативная коммуникация используется для оказания помощи людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь.В системе а...

Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART Board.

Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART BoardВсе Видеоуроки по данной программе, размещены на моем канале YouTube...

Статья на тему «Использование зрительных расписаний в работе с детьми с РАС»

Краткое описание возможностей использования зрительных расписаний в работе учителя с детьми с расстройствами аутистического спектра....

сертификат ( тренинг с использованием МАК)

тренинг с использованием МАК...

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях....

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор.

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор....

Конспект и анализ психологического занятия с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для детей с ОВЗ «Наш клад»

Психологическое занятие с элементами тренинга с использованием ресурсов сенсорной комнаты для учащихся с ОВЗ...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Наталья Алексеевна! Очень понравился материал. Зрительное подкрепление очень важно использовать на уроках. Успехов в работе!!!