Характеристика общего недоразвития речи
материал на тему

Димитриева Наталия Алексеевна

 

Под общим недоразвитием речи у детей следует понимать такую фор­му речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произноситель­ной стороны речи. Речевое недоразвитие у детей может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В связи с этим существует условное деление речевого развития на три уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_obshchego_nedorazvitiya_rechi.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

школа-интернат №2  I и II вида г. Ейска Краснодарского края

        Доклад на тему:

«Характеристика общего недоразвития речи»

   Учитель-логопед: Н.А. Димитриева

Под общим недоразвитием речи у детей следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Речевое недоразвитие у детей может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В связи с этим существует условное деление речевого развития на три уровня: I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Это так называемые безречевые дети.

У детей 4-6 лет скудный словарный запас, ограниченный лепетными словами, звукоподражаниями, звуковыми комплексами. Наряду с лепетными словами дети пытаются употреблять общепринятые слова, но структура и фонетическое оформление этих слов так искажены, что они оказываются малопонятными для окружающих.

Характерным является недифференцированное обозначение предметов и действий, многозначность слов:

«ТУ-ТУ» - машина, паровоз, корабль, самолет;

«БУХ» - упал, уронил, разбил, сломал.

У некоторых детей наблюдаются попытки объединить лепетные слова в предложения. При таком уровне речевого развития дети преимущественно пользуются словами, лишенными флексий: «Бал атот» - Болит живот, и у них нет потребности подражать слову взрослого, или подражательные возможности ограничены отдельными звуковыми сочетаниями. Пассивный словарь детей этой группы намного шире активного, поэтому у окружающих создается впечатление, что дети все понимают, но не могут выразить свои мысли.

Результаты исследования, проведенного в НИИ дефектологии под руководством профессора Р.Е. Левиной, показали, что понимание речи у данной категории детей снижено. Они правильно понимают инструкции, обусловленные знакомой ситуацией: «Положи книгу в шкаф», «Убери платок в карман», «Убери карандаши в коробку.

А при выполнении заданий типа: «Положи ложку в стакан», «Положи коробку на карандаш», «Линейку под книгу» сразу возникают ошибки. Безречевые дети не понимают таких слов, как гнездо, нора, ствол, ветки, корни дерева, крыша, стена, потолок и т.д. Практически отсутствует понимание грамматических изменений слов. Они затрудняются при выполнении инструкций типа: «Покажи, где гриб, а где грибы; где кто-то бегает, а где бегают; покажи на картинке предмет, про который говорят: большой, большая, большое» и т.д. У детей отсутствует фразовая речь, а значит, и грамматические конструкции. У этих детей наблюдается нестойкость, аморфность в произношении звуков. В речи детей преобладают одно- двуслоговые слова, при попытки воспроизвести более сложную структуру количество слогов сокращается до двух-трех («ту» - стульчик, «дев» - двери, «аёт» - потолок).

Фонематическое восприятие резко нарушено, возникают трудности даже при отборе картинок, сходных по названию, но разных по смыслу (лак - рак, сайка - зайка, лук - люк). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.        

II уровень речевого развития характеризуется тем, что дети начинают пользоваться простой фразой, владеют (как пассивно, так и активно) большим словарным запасом. Они могут дифференцировать названия предметов, действий, некоторых признаков. Дети умеют ответить на вопросы, беседовать по картине, рассказать семье, о хорошо знакомых событиях окружающей жизни.

Однако грубое речевое недоразвитие у таких детей достаточно выражено. Фраза простая, из двух-трех, редко четырех слов. Словарный запас ниже возрастной нормы, наблюдается незнание слов, обозначающих части тела (туловище, локоть, плечо, шея и т.д.), животных и их детенышей (черепаха, жираф, поросенок, жеребенок, теленок и т.д.), одежду (сарафан, плащ, фартук, комбинезон и т.д.), профессий и многое другое.

Отмечаются трудности в использовании не только слов предметы, но и действия, признаки; не владеют навыками словообразования; делают грубые грамматические ошибки:

  1. путают падежные формы;
  2. употребляют существительные в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве или форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего времени;
  3. не согласуют число и род глагола с числом и родом существительного;
  4. не согласуют прилагательные и числительные с числом и родом существительных («асинь адас» - красный карандаш, «асинь ета» - красная лента).

В предложениях часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в исходной форме («нига идит той» - книга лежит на столе), союзы и частицы в речи встречаются редко.

У детей нарушено произношение многих звуков; нарушена слоговая структура слов.

Дети переставляют слоги, звуки, заменяют и употребляют слоги, звуки, сокращают звуки при стечении согласных («вол» - волк, «кукика» - клубника).

У этих детей часто выявляется недостаточная развитость их восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом (они не умеют придумать слово на заданный звук, выбрать картинку с этим звуком, определить первый звук в слове).

При III уровне речевого развития в развернутой фразовой речи наблюдаются элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Они могут высказываться в пределах знакомой ситуации, используя помощь родителей.

Свободное общение у детей данной категории сильно затруднено. Даже те звуки, которые дети могут правильно произносить в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Бывает, что один звук заменяет сразу два или несколько звуков. Например звук [с'] заменяет звук [с] («сяпоги»), [ш] («сюба» вместо шуба), [д] («сяпля» вместо цапля), [ч] («сяйник» вместо чайник), [щ] («сетка» вместо щетка). Многие звуки дети произносят искаженно (межзубные свистящие, щечные свистящие, горловое «р»). Недостаточно озвончают «б», «д», «г» в словах и предложениях и др. Много ошибок бывает в слоговой структуре слов, дети искажают слова, сокращая число слогов, переставляют и заменяют звуки и слоги.

Словарь таких детей также значительно отстает от нормы. Не зная названий частей предметов, они заменяют их названием самого предмета или действия, заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам. Дети плохо различают названия формы предметов, оттенки цветов.

При обследовании у этих детей выявлены довольно стойкие грамматические ошибки, неверное согласование прилагательного с существительным в роде и падеже, смешение родовой принадлежности существительных, неверное согласование числительного с существительным всех стрех родов, опускание предлогов, замены их, недоговаривание.

О недостаточности их звукового восприятия говорит то, что они часто не различают формы, числа, рода, падежа существительных.

Дети не различают задания типа «Рисуй карандаш» и «Рисуй карандашом».

Часто отмечается недопонимание изменений значения слов добавлением или снятием приставки, суффикса. У большинства детей отсутствует различение морфологических элементов, выражающих значение числа и рода прилагательных.

Как показывает практика, нередко недоразвитие речи - следствие снижения слуха.

Выражена или минимальная патология в каком-либо отделе слухового анализатора приводит в детском возрасте к значительной недостаточности речи.

Например, при воспалительных заболеваниях в носоглотке и ушах, повлекших легкую двустороннюю тугоухость, повышение слухового порога на 15-25 дБ в 4-ехлетнем возрасте отмечается несформированность всех языковых средств, которая выражается в почти полном отсутствии словесных средств общения и примитивной коммуникации. (Изучались 92 ребенка от 4 - 6 лет). Общее недоразвитие речи I уровня диагностировалось у 18% детей, II уровня - у 53%, у остальных детей выявлена более высокая степень овладения лексико-грамматическим строем, соответствующая III уровню.

Данные обследования детей-дошкольников с незначительным снижением слуха (15-25 дБ), которое происходило в период овладения речью показали, что у ребенка сужается сенсорная база для восприятия устной речи, нарушаются операции слухового анализа и синтеза на центральном уровне, отличаются расстройства памяти и внимания, связанных с обработкой неречевых и речевых звуков. Это осложняет процесс формирования всех компонентов речевой системы: фонетики, фонематики, лексики, грамматики. А сочетание снижения слуха с расстройствами общего и орального праксиса (при различных формах дизартрии) оказывает более существенное негативное влияние на процесс формирования импрессивной и экспрессивной речи в детском возрасте.

На основании сравнительного анализа состояния речи и слуха у детей сделано заключение: чем раньше возникло минимальное снижение слуха, тем сильнее проявляется речевая патология.

Поэтому при выявлении у ребенка осложненной структуры дефекта большое значение имеет своевременное и правильное медико-педагогическое воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Речевые и неречевые симптомы детей с общим недоразвитием речи....

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирова...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....

Краткая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

3 уровня общего недоразвития речи: –        1-ый уровень общего недоразвития речи;–        2-ой уровень общего не...

Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) по уровням

В помощь учителям-логопедам, дефектологам краткая характеристика ОНР по уровням...