игровые технологии
презентация к уроку (5 класс) по теме

методическая разработка для 5-11 классов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               средняя общеобразовательная школа №648                                                                          Колпинского  района  Санкт-Петербурга

Игровые технологии на уроках математики

Автор статьи: Садикова Нина Алексеевна,                                                             учитель математики высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург                                                                                             2013г.


      «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается     живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости  любознательности».  (В.А. Сухомлинский).

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.   Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса», «технология  лечения», «технология управления». Такое использование термина позволяет сделать следующие выводы: 

  1. термин пришел в педагогику из технических наук;
  2. технология - способ преобразования чего-либо;
  3. технология предусматривает последовательность в действиях.

Под образовательной технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса,   объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников». Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

  1. научным:  педагогические технологии  -  часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально – описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально - действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.    

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.                                                                                                                                                                                                                                              

В структуру образовательной  технологии входят:  

  1. концептуальная основа;
  2. содержательная часть обучения:
  1. цели обучения - общие и конкретные;
  2. содержание учебного материала;
  1. процессуальная часть – технологический процесс:
  1. организация учебного процесса;
  2. методы и формы учебной деятельности школьников;
  3. методы и формы работы учителя;
  4. деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
  5. диагностика учебного процесса.

Основными критериями  педагогических технологий являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

При обучении математике наиболее популярны педагогические технологии:

  1. на основе гуманизации  и демократизации педагогических отношений;
  2. педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
  3. педагогические технологии на основе методического усовершенствования дидактического реконструирования  учебного материала.        

Составной частью педагогических технологий являются игровые технологии. Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Они представляют собой игровую форму взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения и  включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.                                                

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций и классификации  педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность, у каждого вида игры своя полезность. Наиболее важными функциями игры являются:

  1. функция межнациональной коммуникации,
  2. функция самореализации человека в игре,
  3. диагностическая функция игры,
  4. коммуникативная игра,
  5. игротерапевтическая  функция игры,
  6. функция коррекции в игре,
  7. развлекательная функция игры.

Функция межнациональной коммуникации.                                               

Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны,  общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью.                                                   

Функция самореализации человека в игре.                                                             

Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат,  конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже  имеющиеся проблемы у человека и моделировать  их снятие.

Коммуникативная игра.                                                                                               

Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст  сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимных уступок  никакой игры между ними быть не может.                                                                                                                       

Диагностическая функция игры. 

Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказуемостью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество);  во-вторых, игра сама по себе – это особое  «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры.                                                           

Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в учении, в общении с окружающими. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.  

Функция коррекции в игре.                                                       

Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.                                                                    

Развлекательная функция игры.

Развлечение – это влечение к разнообразной деятельности.  Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии,  выводящей на развлекательность.                                                                                

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока, доступность для учащихся данного возраста,  умеренность в использовании игр на уроках.                                                        

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе, удовлетворяющей возрастные потребности  учеников. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще в древности. Широкое применение игра находит и в образовательном процессе. В современной  школе игровая  деятельность используется в следующих случаях:                                                                                                                      

  1. в качестве самостоятельных технологий  для освоения понятия, темы  и даже раздела учебного предмета;                                                                                
  2. как элемента более обширной  технологии;                                                            
  3. в качестве урока или его части  (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);                                                                                          
  4. как технологии  внеклассной работы (игры типа «Зарница»,  «Орленок).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.  В отличие от игр вообще                                                педагогическая игра обладает существенным признаком - четко    поставленной  целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. При проведении уроков в форме различных педагогических игр используют активные и интерактивные методы обучения.                                                                         

В структуру игры как  деятельности входит: планирование, реализация цели,  анализ результатов. Основными взаимосвязанными компонентами игры являются игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат.                                                                  

В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющимися, игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое  употребление предметов (замещение реальных вещей  условными), реальные отношения между играющими, сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.                                                                              

Игровые  технологии  занимают важное место в образовательном  процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд функций:                                                                                                                  

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;                  

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;                                                

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.              

Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекателъными  возможностями.  Являясь развлечением, отдыхом, игра способна  перерасти  в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.                                                                      

Педагогические игры   классифицируют:                                                                      

1. По  характеру педагогического процесса:                                                        

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;                  

б) познавательные, воспитательные, развивающие;                                            

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;                                                  

г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.                          

2. По характеру игровой методики:                                                                        

а) предметные, сюжетные;                                                                                      

б) ролевые, деловые, имитационные;                                                                    

в) игры - драматизации ,инсценировки,                                                                                                              

г) игры – исследования, открытия и др.                                                                  

3. По организационным формам:                                                    

а) индивидуальные,

б) парные,

в) групповые, коллективные.                                        

4.По игровой среде:                                                                                                

а) игры с предметами и без предметов;                                                                        

б) с различными средствами передвижения;                                                        

в) компьютерные и с ТСО;                                                                                      

г) настольные,  комнатные,  уличные, на местности.                                                

5. По продолжительности:                                                                                      

а) короткие игры, используемые для развития интереса к учебной    деятельности и решения отдельных конкретных задач;                                      

б) игровые оболочки: продолжительные по времени игровые формы организации учебной деятельности ,ограниченные рамками одного или нескольких уроков, к ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы - игры;                                                                                                                          

в) длительные развивающие игры, рассчитанные на различные временные промежутки.                                                                                                              

6. С готовыми  «жесткими» правилами и  «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.                                                      

7. Игры, сочетающие свободную игровую организацию деятельности и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.        

8. По предметной области:                                                                                    

а) математические, физические, экологические;

б) музыкальные, театральные, литературные;

в) трудовые, технические;

г) физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические;

д) народные, обществоведческие, управленческие, экономические.

Виды уроков с использованием игровых технологий:                                          

  1. имитационные, деловые, ролевые, комплексные игры;                                
  2.  организация учебного процесса с использованием    игровых заданий:  урок - соревнование, урок - путешествие, урок – КВН, пресс- конференция,  аукцион, урок - спектакль;                                                            
  3. игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;                                      
  4. использование игры на определённом этапе урока;                                        
  5. различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, диспуты,   олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.                                                                                                              

Уроки с  игровыми заданиями:

  1. урок – путешествие,
  2. урок - мастерская,
  3. урок  - соревнование,
  4. урок – КВН,
  5. урок – конференция,
  6. урок - аукцион, урок – спектакль и др.                                                                                              

Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока:

1) на организационном этапе;                                                                                    

2) на этапе проверки домашнего задания;                                                                

3) на этапе усвоения новых знаний и способов действий;                                      

4) на этапе первичной проверки понимания изученного;                                        

5) на этапе закрепления новых знаний и способов действий;                                  

6) на этапе обобщения систематизации знаний;                                                      

7) на этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий;                    

8) на этапе коррекции знаний и способов действий;                                                

9) на этапе информации о домашнем задании.                                                     

На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.  Игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы,  значения   для  развития  обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский,  А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес   для педагогов.  Не раз возникала попытка научной классификации игры  и  определение ее одним исчерпывающим понятием. Но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим  путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность  психологическими и социальными факторами.  Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъективной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.


Литература

  1.  Селевко Г.К,  Современные образовательные технологии,

        М.Народное образование, 1998г.

  1.  Гузеев В.В, Образовательная технология: от приема до  философии, М. Сентябрь, 1996г.
  1.  Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики,  М. Просвещение, 2002г.
  1.  Барышникова Н.В, Игровые технологии на уроках

        Волгоград: Учитель, 2007г.

  1. Коваленко В.Г, Дидактические игры на уроках математики М.Просвещение, 1990г.
  1. http://www.kgau.ru
  2. http://www.google.ru/
  3. http://nsportal.ru
  4. http://www.mami.ru
  5. http://charko.narod.ru
  6. http://cito-web.yspu.org
  7. http://psylist.net
  8. http://thl.narod.ru/
  9. http://www.moluch.ru

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии на уроках математики Презентация учителя математики ГБОУ СОШ № 648 Садиковой Н.А. г. Санкт – Петербург 2013г.

Слайд 2

Содержание Технология Образовательные технологии Критерии технологии Игровые технологии Функции игры Игровые технологии на уроке Педагогическая игра Педагогика игры Структура педагогических игр Место игры в педагогическом процессе Классификация педагогических игр Виды уроков с использованием игровых технологий Игры с использованием игровых заданий Дидактические игры на разных этапах урока Литература и

Слайд 3

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. Современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса», «технология лечения», «технология управления.» Такое трактование термина позволяет сделать следующие выводы: • термин пришел в педагогику из технических наук; • технология – это способ преобразования чего-либо; • технология предусматривает последовательность в действиях.

Слайд 4

Образовательные технологии Под образовательной технологией понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников».

Слайд 5

Критерии технологичности Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям: Системность Управляемость Концептуальность Эффективность

Слайд 6

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А.Сухомлинский. Игровые технологии - это образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия учителя и учащихся через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения . Игровые технологии включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.

Слайд 7

Функции игры Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры: Функция межнациональной коммуникации. Функция самореализации человека в игре Диагностическая функция игры. Коммуникативная игра. Игротерапевтическая функция игры. Функция коррекции в игре. Развлекательная функция игры.

Слайд 8

1 . Функция межнациональной коммуникации И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. 2. Функция самореализации человека в игре Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Слайд 9

3. Коммуникативная игра Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может. 4. Диагностическая функция игры Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказуемостью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения»

Слайд 10

5. Игротерапевтическая функция игры Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. 6.Функция коррекции в игре Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Слайд 11

7. Развлекательная функция игры Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Слайд 12

Игровые технологии на уроках При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; доступность для учащихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках .

Слайд 13

Педагогическая игра Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом , которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций , выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе , удовлетворяющей возрастные потребности учеников.

Слайд 14

Педагогика игры Игру как метод обучения , передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в образовательном процессе. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок и др.). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Слайд 15

Методы обучения Пассивные Активные Интерактивные Пассивные

Слайд 16

Структура педагогической игры В структуру игры как деятельности входит: планирование, реализация цели, анализ результатов. Взаимосвязанные компоненты игры: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат. В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов (замещение реальных вещей условными); реальные отношения между играющими; сюжет -область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Слайд 17

Место игры в педагогическом процессе Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Слайд 18

Классификации педагогических игр 1. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др. 2. По характеру игровой методики: предметные, сюжетные; ролевые, деловые, имитационные; игры-драматизации ,инсценировки, игры – исследования, открытия и др. 3. По организационным формам: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. 4. По игровой среде: игры с предметами и без предметов; с различными средствами передвижения, компьютерные и с ТСО; настольные, комнатные, уличные, на местности.

Слайд 19

5. По продолжительности: короткие игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач: усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и так далее; 6. Игровые оболочки: продолжительные по времени игровые формы организации учебной деятельности , ограниченные рамками одного или нескольких уроков ,к ним относится такой прием, как создание единой игровой оболочки, то есть представление урока в виде целостной учебы- игры; 7. Длительные развивающие игры : рассчитаны на различные временные промежутки; 8. С готовыми «жесткими» правилами и игры «вольные» , правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

Слайд 20

9. Игры, сочетающие свободную игровую организацию деятельности и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу; 10. По предметной области: математические, физические, экологические; музыкальные, театральные, литературные; трудовые, технические; физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические.

Слайд 21

Виды уроков с использованием игровых технологий 1) имитационные, деловые, ролевые, комплексные игры; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - путешествие, урок – КВН, пресс- конференция, аукцион, урок - спектакль); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; 4) использование игры на определённом этапе урока: на организационном этапе, на этапе проверки домашнего задания, на этапе усвоения новых знаний и способов действий, на этапе первичной проверки понимания изученного, на этапе закрепления новых знаний и способов действий, на этапе обобщения систематизации знаний, на этапе контроля и самоконтроля знаний и способов действий, на этапе коррекции знаний и способов действий, на этапе информации о домашнем задании, 5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов.

Слайд 22

Уроки с игровыми заданиями урок – путешествие, урок-мастерская, урок-соревнование, урок – КВН, урок-пресс- конференция, урок-аукцион, урок - спектакль;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...