Тема выступления на ШМО "Применение игровых технологий на уроках химии"
учебно-методический материал по теме

Маршенко Ирина Ильинична

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_igrovyh_teh_vystuplenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла: 

"Применение игровых технологий на уроках химии"

                                        Учитель МБОУ Молоковская СОШ

                                Маршенко Ирина Ильинична

"Человек играет только тогда,

когда он является человеком

в полном значении этого

слова, и только тогда он

является настоящим человеком,

когда он играет".

                                                                                                                         Шиллер

Существуют многочисленные теории по вопросу о значении игры. Наибольшей известностью пользуется теория К. Гросса, согласно которой игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма.

Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в познавательной коллективной деятельности, заставляет нас, педагогов, постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную;

коммуникативную;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую;

диагностическую;

функцию коррекции;

социализации.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).

Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Цели игровых технологий:

1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Использование социоигровых приемов на уроке пробуждает интерес учащихся друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими и друг перед другом, и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности.

Большинству учеников освоение нового дается нелегко. Когда же их предупреждают, что новое дело — трудно, то оно может сделаться трудным вдвойне. Если же отказаться от такой "мотивации" и предлагать ее ученикам как видоизменение дела, им уже более или менее известного, то возникают благоприятные условия для игровой формы освоения нового.

Осваивать новую игру не столько трудно, сколько интересно. К новому делу интерес тоже существует, но он быстро угасает под давлением страха ошибок. Ведь взрослые, стремятся демонстрировать свое умение быть во всем правильными и правдивыми, стремятся, пусть не вполне осознанно, но все же показать и доказать, что сами-то они в осваиваемом деле умеют избегать ошибок. Это, конечно, позволяет взрослым постоянно быть в лидерах за счет страха ошибки, возникающего в детях.

В социоигровой педагогике педагогическое мастерство включает в себя и мастерство создания игр. Учителю, использующему игровые приемы обучения, часто приходится сталкиваться с какими-то своими промахами и просчетами (не ошибается тот, кто ничего не делает). Это уравнивает его с детьми и помогает принять их право на ошибки.

Форма работы на уроке малыми группами является привлекательной для школьников потому, что реализует их стремление к совместному поиску, позволяет совершать действия в благоприятных условиях — и не у всех на виду, и не в одиночку, — активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой.

Задания, связанные с выбором водящего и делением на команды или малые группы, позволяют создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами урока. Учителю проще и быстрее назначить ведущего по своему усмотрению. Но это часто ведет к появлению на уроке оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь ученикам освободиться от подобных реакций — задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьевках, гадалках, считалках.

Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — уменьшается дистанция между детьми.

Самому педагогу надо быть готовым играть, вовлекая, участвуя, помогая детям. Но необходимо следить и за тем, чтобы игровой активностью и раскованностью не подавить детей, превратив их в зрителей, чтобы своими нетерпеливыми подсказками не заглушать их ученическую интуицию.

Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. Традиционные способы поддержания дисциплины на уроке близки к игровым. При грамотном осуществлении они практически и становятся игровыми.

Если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся и сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять ее с желанием, то есть со стремлением к качеству.

Я применяю игры на уроках химии уже несколько лет, это и деловые, и дидактические, и ролевые игры. Наблюдая за учащимися, я пришла к выводу, что деловые и ролевые игры не очень им нравятся. Зато большим "спросом" пользуются дидактические игры (кроссворды, лото, сказки, домино, игры-задания и д.р.).

При изучении темы «Классы неорганических соединений» мы играем в разные игры, например , игра «Восхождение на пик знаний»: класс делится на команды, каждая команда имеет фишки определенного цвета и должна продвигаться по определенному маршруту, на привале выполняют задания, например, на кубике из плотной бумаги написаны химические формулы веществ без индексов: КхSyOz , NaxOy….Представители команды бросают кубики и записывают на доске выпавшую формулу вещества , указывают степень окисления элементов, входящих в состав вещества, называют.и.т.д.

Игра- соревнование командами: на плакате (интерактивной доске)  даны вещества, надо обвести красными-кислоты, синими-основания, зелеными-основные оксиды, черными-соли. К доске выходят по очереди ученики(у каждой команды свой плакат с веществами, например:


        HCl             NaOH        HNO3        H2O

       MgO             CuS           Al2S3         CO2

       Fe(OH)3       AgCl           SO3           H2SO3

        MgCl2          H3PO4       Na2O         Na2CO3


     

При повторении темы «Строение атомов химических элементов» очень нравится детям дидактическая игра «Химическое лото».

Всего 6 вариантов:

1 красный –повышенной сложности

2 коричневый - повышенной сложности

3 оранжевый – средней сложности

4 желтый -  средней сложности

5 зеленый -  средней сложности

6 синий – облегченный вариант

Учащимся выдается 9 белых листочков- вкладышей. Учитель задает вопросы, пользуясь периодической таблицей, учащиеся должны определить о каком элементе идет речь, если игровое поле содержит знак этого элемента, должны закрыть соответствующую клетку игрового поля, вложив в карман вкладыш и указав на нем № вопроса.

Например: 1. порядковый № элемента 13.

                   2. заряд ядра атома +20…

                  13.сумма масс протонов и нейтронов в ядре равна 48.

Для 6 варианта игра заканчивается после ответа на вопрос 11, для 3,4,5-последний вопрос 13, для 1,2 варианта последний вопрос 14.

                 

Применение игр на уроках химии показывает восстребованность учащимися данной технологии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Игровые технологии на уроках истории"

1.     Теория игры.2.     Актуальность использования игровой технологии.3.     Из опыта работы....

Выступление на методсовещании. Игровые технологии на уроках математики

Использование игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

Презентация на педсовт с темой "Игра и игровые технологии на уроках химии"

Данную презентацию можно использовать на педсовете с тематикой выступления "Игра и игровые технологии на уроках химии" Можно использовать презентацию и на методическом объединении,. презентация отвеча...

Презентация на тему: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-11 КЛ.

Презентационный материал предназначен для учителей. Кратко рассматриваются теоретические аспекты игровых технологий обучения, раскрываются основные элементы создания игровых ситуаций. Приводятся приме...

выступление на РМО "Игровые технологии на уроках математики"

Включение игровых технологий повышают интерес к урокам математики....

Выступление на МО "Игровые технологии на уроках математики в 5 классе"

Игровые технологии как средство повышения качества образования...