проект "Речь и культура"
проект (10 класс) по теме

Гуримская Ольга Викторовна

материалы проекта "Речь и культура" были представлены на конкурс "ПЕдинициатива-2012". В папке есть конкурсная работа "Технология сотрудничества – основа гуманизации и демократизации учебного процесса", буклет "Говорите по-русски правильно", презентации: "Бестолковый словарь" и "«урок русского языка в 10 классе "Смысла, отдельного от поэтики, не существует» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_konkurs.docx26.66 КБ
Файл bestolkovyy_slovar.pptx103.42 КБ
Файл urok_v_10_klasse.pptx441.25 КБ
Файл buklet.rar455.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества – основа гуманизации и демократизации учебного процесса

В своей практике современная школа может использовать множество вариантов учебно-воспитательного процесса. И каждый учитель привносит в педагогический процесс что-то своё, индивидуальное, наработанное в течение многих лет, а также что-то новое, позволяющее добиваться высоких результатов в обучении и воспитании. Поэтому выбранная мною технология сотрудничества как нельзя лучше помогает реализовывать равенство и партнёрство в моих отношениях с учениками.

Вместе с ребятами мы вырабатываем цели, содержание, даем оценки выполненной работе, т.е. постоянно находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества. Сотрудничество в отношениях «ученик-учитель» продолжается и во внеурочной деятельности, а также в отношениях с родителями, семьёй и односельчанами.

Работая в педагогике сотрудничества, я отдаю предпочтение дидактическому активизирующему и развивающему комплексу.  Почему в технологии сотрудничества я придерживаюсь этого направления?

Во-первых, содержание обучения в нём рассматривается как средство развития личности и её коммуникативных способностей(это задача обучения русскому языку).

Во-вторых, обучение ведётся прежде всего при помощи обобщённых знаний, формирования умений, навыков и способов мышления.

В-третьих, идёт объединение, интеграция школьных дисциплин.

В-четвёртых, появляется возможность вариативности и дифференциации обучения.

В-пятых, используется положительная стимуляция ученья.

Какими принципами следует руководствоваться при выборе таких целей?

  1. Принцип выбора (ученик выбирает уровень освоения учебной программы);
  2. Принцип субъективности (учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения уже имеющегося у учеников опыта);
  3. Принцип доверия и поддержки(работа в команде);
  4. Принцип творчества и успеха.

Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому новые пед.технологии должны максимально привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе.

Сегодня существует много способов организовывать творческую работу учеников, направленную на их самосовершенствование и саморазвитие. Самым эффективным, по-моему, является метод проектов.

. Одним из методов современного преподавания русского языка является создание мультимедийных  проектов, сочетающих в себе как глубокий анализ текста, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Особенно эффективным является использование мультимедийных проектов вместе с интерактивными технологиями.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как электронная SMART-доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением SMART-доски и мультимедийного проектора для оборудования кабинета, в котором учителя могут проводить интерактивные уроки. Для меня как педагога, преподающего русский язык и литературу учащимся,  доска стала своеобразным «волшебником», который смог сделать  гуманитарные предметы для «негуманитариев» увлекательными, запоминающимися и эффективными.
«Плюсов», на мой взгляд, у такой доски гораздо больше, чем минусов. Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в файл, который можно использовать как раздаточный материал и который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, – позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным.
Возможность записи в файл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни изучить материал дома, и этим  достигается эффект присутствия ученика на уроке.
Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Использование же программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам.
Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.
На каждый урок я создаю документ средствами программы Notebook, где записываю тему урока, определения, задания для выполнения в классе, домашнее задание и многое другое (все заготовки для урока). Также на доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске, а также эта заготовка останется сохраненной на следующий год. В нее по желанию можно внести изменения и корректировку для конкретного класса. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

 Соединив все, пришла к выводу, что проект помогает завершить большую тему, идущую на протяжении целого учебного интервала (иногда и двух четвертей), и проектом можно начать и новую тему, которая будет на следующих уроках. Я решила поделиться своим опытом и рассказать, как проводила работу над проектом «Говорите по-русски правильно!»

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Расскажу, как я работала над проектом.
В старших классах на уроках русского языка остаётся много вопросов, на которые ответить не хватает времени. «Как это сказать по-русски?», «Почему большая часть неологизмов являются заимствованными словами?», «Что такое молодёжный сленг и жаргонизмы?», «Как говорить по-русски правильно?» вопрос мы берем как основополагающий. Таким образом, тему и основной вопрос проекта подсказывают сами дети, т.к. тема проекта – это всегда то, что интересно ребятам.

Русский язык я преподаю в 7 и 10 классах, поэтому и участники проекта –ребята из этих классов(с возрастной группой определились).

Далее для себя формулируем дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, формирование критического мышления, навыков работы в группах.

Ставим методические задачи: научить пользоваться Microsoft PowerPoint и Publisher для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература), познакомить с творчеством И.С.Тургенева, К.И.Чуковского, совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения и текст научно-популярного стиля.

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Проводим "мозговой штурм", используя метод наводящих вопросов. Время проведения: после уроков, 10 минут.

И вот какие темы были сформулированы: «Тотальный диктант», « Смысла, отдельного от поэтики не существует», «Бестолковый словарь русского языка» и т.д. Ученики каждого класса выбирают свои темы, формируются группы по интересам.

Дальше выдвигаем гипотезы решения проблем, их формулируются учащиеся (каждая группа выдвигает свои гипотезы). Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Сколько учеников нашей школы могут отлично справиться с диктантом?", гипотезой может служить следующее размышление: "Давайте проведем общешкольный диктант ”. Или проблема исследования “Смысла, отдельного от поэтики не существует?”, гипотезой было следующее суждение: “Наблюдение над поэтикой стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык ”. Тема исследования “Бестолковый словарь ”, гипотеза – “Какие жаргонизмы и с какой целью используют ученики нашей школы ”. Время проведения: после уроков, 20 минут.

Придумываем творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Вот, что у нас получилось: «Говорите по-русски правильно!» Время проведения: после урока,10 минут.

Обсуждаем план работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, практические работы по творчеству И.С.Тургенева, создание презентаций, сбор информации в Интернете, библиотеке, подбор портретов писателя, иллюстраций к произведениям, работа со словарями, а также обработка собранных сведений, и то, как будут оформлены результаты исследования.

Далее говорим со школьниками о возможных источниках информации, вопросах защиты авторских прав.

Как найти источники информации по теме исследования? В школьной библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии? Например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Время проведения: консультации во внеурочное время.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Планирование этапов самостоятельной работы, например, по теме “Бестолковый словарь русского языка ”:

  1. Анкетирование разных возрастных групп. (Ответственный Маслов Павел , помогает –Батрова Настя)
  2. Анализ результатов. (Отв.-Батрова Настя )
  3. Составление презентации на тему. (Отв. Маслов Павел, Батрова Настя.)

Время проведения: консультации после урока, т.к. нужно поработать с каждой группой.

Самостоятельная работа групп. Над проектом мы работали месяц. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Результат одной работы можно посмотреть в Приложении. Заключительный этап: защита полученных результатов и выводов. Проводили мы её на научно-практической конференции.

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Разрабатываются критерии оценки (обычно используем пятибалльную систему, т.к. она привычнее детям): оценочные листы получают все ученики. Ученики не только оценивают, но и отвечают на вопросы, предлагая свои варианты будущих проектов, ставя следующие проблемные вопросы. Вот примерная таблица.

Критерии оценивания проектов учащихся. Анкета.

Оценки. Ответы.

1. Оцените презентацию:

  1. интересный материал
  2. красивое оформление
  3. логичность подачи материала
  4. подача презентации

 

2. Оцените устные выступления учащихся:

  1. четкая, понятная речь
  2. правильная подача материала
  3. выразительность, эмоциональность

 

3. Оцените публикацию:

  1. дизайн
  2. подборка статей

 

4. Понравилась ли такая форма работы

 

5. Предложите для проекта тему, которая вас бы заинтересовала:

 

6. Твои вопросы по проекту:

 

7. Подведи итог твоей оценки

 

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Можно и воспользоваться меньшим количеством вопросов (зависит от уровня подготовленности класса), например:

  1. перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
  2. перечислить два момента, требующих доработки;
  3. вести свои предложения по усовершенствованию проекта (если есть такие)
  4. сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление.

А конечным итогом работы над проектом стало приобщение всех жителей села к культуре русского языка. Для этого мы отправились в общественные места села, где раздавали всем желающим буклеты и объясняли, как важно сегодня хорошо говорить по-русски.

 

Литература

  1. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом./ / Литература в школе.- 2002.-2.
  2. Педагогические советы.-вып.10. Повышение качества образовательного процесса в школе/авт.-сост. Т.Н.Картошкина.- Волгоград:Учитель,2009
  3. Романичева Е.С. «Смысла, отдельного от поэтики не существует». / / Литература в школе.- 2007.-12.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бестолковый словарьрусского языка Презентация подготовлена учениками 10 класса Батровой Анастасией и Масловым Павлом МОУ Лепокуровская СОШ

Слайд 2

Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью Александр Куприн.

Слайд 3

Темой нашего исследования стал «словесный мусор», загрязняющий наш язык, который мы разделили на 3 категории: 1. Жаргонизмы 2. Канцеляризмы 3. Речевые штампы Тема исследования

Слайд 4

жаргон – это своего рода язык в языке, разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых единой профессией, занятием, возрастом, социальной средой. Слово жаргон (от французского ` jargon ) речь социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Молодёжный жаргон часто называют сленгом (от английского slang ) или арго (от французского argot ). Сленг противостоит официально общепринятому языку, и, хотя лингвисты продолжают уверять, что он употребляется только представителями узкого круга лиц, принадлежащих той или иной социальной или профессиональной группы, мы смеем утверждать, что жаргонизмы и сленг давно перешагнул эти границы, а употребление жаргонизмов школьниками становится практически бесконтрольным, часто заменяя общепринятые литературные слова. Расширяется пропасть между общепринятым разговорным языком и сленгом, и это не следствие демократизации общества, как пишут некоторые языковеды, а, как нам кажется, вульгаризация общественной жизни. жаргон

Слайд 5

Канцеляризмы и речевые штампы Канцеляризмы – это стандартные формулы официально-деловой речи, которые неоправданно употребляются в речи разговорной. Речевые штампы – это слова и выражения, которые вследствие слишком частого и постоянного употребления превратились в стандартную, ходовую и надоевшую единицу. Это избитые выражения, лишенные образности, часто и однообразно повторяемые без учета контекста, обедняющие речь, заполняя ее шаблонными оборотами, убивающие живое изложение.

Слайд 6

где вы больше всего употребляете жаргонных слов? В школе___ , вне школы___ чаще всего вы пользуетесь жаргонизмами: - при личном общении___ , в письменной речи____ дополните тематические группы жаргонизмов: название чел-ка , его умственных и физических возможностей название людей по родству Н, родоки пища и процесс её поглощения бытовая техника деньги части тела состояние, оценка чего-нибудь слова, относящиеся к компьютеру и его составляющим » Олбанский язык» или «язык падонкафф », в котором слова пишутся нарочито неправильно, например, ржунимагу Слова, использующиеся в речи шоу-бизнеса Слова из рекламных роликов жаргонные слова для обозначения: учителей процесса учения или поведения на экзаменах названия оценок С какой целью используете жаргонизмы? анкета

Слайд 7

выявить происхождение жаргонизмов; · определить мотивы их употребления; · выявить круг наиболее часто встречающихся из них; · определить, насколько засорён язык респондентов канцеляризмами, речевыми штампами и неоправданно используемыми иностранными словами, которые имеют синонимы в русском языке. · составить бестолковый словарик «словесного мусора»; · призвать учащихся, их родителей и учителей внимательнее относиться к своей речи, по возможности сократить использование в ней жаргонизмов, очистить нашу речь от «словесного мусора»; · научить «переводить» жаргонизмы, канцеляриты и речевые штампы на общелитературный правильный и грамотный русский язык. Цель анкетирования

Слайд 8

1. Судя по проведённым опросам, количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время: · в школе: 60% от общей лексики; · вне школы: 80% от общей лексики. Было опрошено 68 учащихся. 2. Больше всего засоряется язык школьников жаргоном, который преобладает в неформальном очном общении. Сленг школьников в основном несет в себе негативный эмоциональный заряд. Среди сленговых выражений преобладают выражения с негативной смысловой окраской. Результаты исследования

Слайд 9

3. Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов: · Наименование людей, характеристика их по качествам характера. Наиболее ходовыми являются выражения, просто называющие человека или негативно характеризующие его умственные или физические способности: кент , чувак , чикса, братан,тормоз , жмот, лахудра , овца, лох, лошара , шестерка, ботаник, дятел. · Наименование людей по родству : предки, перенсы , мутер , маманя, браток, братан, сеструха, папаня, родоки .

Слайд 10

Пища, процесс ее поглощения : хлебало, хавать , хавчик . · Бытовая техника : комп , мобила , телик, ящик, видак . · Деньги : бабки, бабло , лавэ , капуста, зелень. · Части тела ( особенно много синонимов для головы) бубен, котелок, крыша, репа, тыква, череп, чайник. Клешни, копыта, хлебало, локаторы, ласты. · Состояние, оценка : клёво , классно, супер , ништяк , окейно , западло . Оценки , чаще всего крайние и резко антонимичные : отпад – отстой, клёво – стрёмно и т.д.

Слайд 11

4. Анализ источников возникновения жаргонизмов школьников привёл к неутешительному выводу, что очень много слов имеют · уголовную подоплёку : авторитет, базарить, быковать , понтоваться разборки, стрелка, феня, очковать, что говорит о криминалицации общественной жизни. · взяты из жаргона наркоманов : глюки , кайф, расколбас , колбасить , пруха , угорать, торкнуть , отъехать и др. И это печальное свидетельство того, что наркомания стала очень распространённым явлением, почти повседневным атрибутом современной жизни.

Слайд 12

5. Проанализировав жаргонизмы, мы пришли к выводу, что чаще всего среди них встречаются следующие части речи: — существительные: лох, чувак , прикид , прикол, базар, фигня , понты , дискарь , халява, крышка, понт , мраки, мелочь и др. – 47 % от всех слов. — глаголы: отвали, гонишь, заколебать, обломать, прикинь, офигеть , приколоться, притаранить , подорваться, торкнуть , отмочить, зашиваться, махаться, борзеть и др. – около 30 % — значительно реже встречаются наречия: клёво , западло , беспонтово , прикольно , влом – 12 % — примерно столько же, сколько наречий, устойчивых словосочетаний и односоставных предложений: базара нет, канай отсюда, ё-моё , ёлы-палы , блин-даешь , ни фига себе и др. - 11 % 6. Канцеляризмов мы в речи школьников не обнаружили, кроме одного: я в курсе.

Слайд 13

7. Среди неформального общения в сети выделяются следующие особенности лексики: · Слова, относящиеся к компьютеру, составляющим его деталям, аксессуарам, а также действиям, которые сопровождают работу на компьютере или в сети: комп , мамка, сидюк , зажарить, скинуть, железо, винда , емеля , мыло и др. , то есть своеобразный компьютерный жаргон. · Так называемый « олбанский язык», или «язык падонкафф », в котором слова пишутся нарочито неправильно: слова-приветствия ( препед-медвед , йа креведко ), слова и выражения оценочного характера, комментирующие то, что прочитано в Интернете: аццкий , жесть, зачёт, аффтар жжот , аффтар выпей йаду , ниасилил , фтопку !, ржунимагу и др. Здесь тоже выражается максимализм восприятия: или очень плохо, или очень хорошо.

Слайд 14

8. Язык СМИ отражён в общей картине использования школьниками речевых штампов и неоправданного применения в речи иностранных слов. Наш анализ отмечает большую роль СМИ в « вестернизации » речи учащихся: · Использование иностранной лексики, обозначающей политические или социальные процессы, рыночные термины: рейтинг, электорат, импичмент, шоу, менеджер, менчендайзер , масс-медиа , спонсор и др · Слова, используемые в мире шоу-бизнеса: раскрутка. фанера, гламур , тусовка, саундтре к и др. · Американизированные оценочные слова, часто междометия: вау , окей , фифти-фифти, ноу проблем и др. · Слова-монстры или целые выражения-штампы из рекламных роликов: сникерсни , чупсуйтесь , всё будет кока- кола и др. · Слова из уголовного мира: разборки, замочить, беспредел – которыми пестрят СМИ.

Слайд 15

9. В образовательной среде школьники в основном используют жаргонные слова для обозначения: · Учителей : класснуха , русичка , физручка , химоза и т.д. · Процесса учения или событий на экзаменах : срезать, срезаться, скатывать, сколоться, завалиться и т.д. · Названия оценок (особенно неудовлетворительных): параша, кол, банан, тройбан

Слайд 16

1. Массовая культура накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Средства массовой информации перестали бережно относиться к слову. На радио и телевидении засилье иностранных слов, вульгарных выражений, жаргонных словечек и оборотов, речевых штампов. Жаргон, штампы и иностранные заимствования теснят «классическую» правильную русскую речь. 2.Печально, но факт: в нашу речь входит всё больше жаргонных слов из арго наркоманов, которые переосмысливаются и приобретают другие значения, но, тем не менее, семантическое их единство можно отследить. Кто виноват?

Слайд 17

3.Настораживает факт нарастания «криминальной зараженности» молодежного лексикона. Романтизация подростками преступного мира привела к тому, что очень многие жаргонизмы школьников имеют «уголовную природу», так называемый «сленг зоны». Филологи бьют тревогу, говоря о криминализации русской речи. 4.Засилье иностранных слов, засорение языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными традициям русской словесности во всех социальных слоях общества и в средствах массовой информации. 5.Проникновение в разговорный язык штампов официально-делового стиля, так называемого « канцелярита » (К. Чуковский) и речевых штампов. 6. Изобилие «словесного мусора» из слов-паразитов, эмоционально окрашенных слов общеположительного значения – словечек восклицаний.

Слайд 18

1. Следить за своей речью. 2.Не употреблять в ней неоправданно «Словесный мусор». 3. Приобщаться к образцам классической литературы, т.е. больше читать книг. Что делать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Смысла, отдельного от поэтики, не существует» Урок-практикум по стихотворению И.С.Тургенева «Русский язык» в 10 классе

Слайд 2

« Sinilia » (старческое)

Слайд 3

Стихотворения в прозе (1877-1883) Поздние лирические произведения И.С.Тургенева, в которых писатель использовал всё интонационное богатство, ритмическую гибкость, музыкальность, возможность выразить в прозе тончайшие смысловые нюансы, позволяющие, не прибегая к размеру и рифме, выразить все душевные движения и напрямую обратиться к миру чувств читателя.

Слайд 4

Тема нравственного подвига («Порог», «Чернорабочий и белоручка») Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи», «Маша», «Два богача») Вера в великое будущее русского народа ( «Русский язык»), хотя писатель далек от идеализации народной жизни («Сфинкс» ) Фантастические образы и видения , причем Тургенев постоянно подчеркивает свой скептицизм по отношению к потустороннему («Монах», «Молитва», «Брамин») Психологические наброски человеческих характеров («Близнецы», «Враг и друг», «Эгоист») Тема всепобеждающей любви, молодости, вечно обновляющейся жизни («Воробей», «Камень», «Мы еще повоюем», « У-а … у-а !») Темы стихотворений в прозе И.С.Тургенева

Слайд 5

Русский я зык Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Слайд 7

Задание 1 Сравните тексты и определите, что отличает художественное произведение от материала, лёгшего в его основу Из бесед Тургенева Из его писем и статей - Куда денут скептики наш гибкий, чарующий язык? Поверьте, господа, Народ, у которого такой язык, - народ великий. - Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее. - Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Берегите чистоту языка как святыню… - … он (русский язык) удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе.

Слайд 8

Задание 2. Основная мысль стихотворения: родной язык – это то, что даёт автору веру в народ и его будущее. Посмотрите, с помощью каких художественных средств она выражена. Метафора – это вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству или контрасту. Метафоры создаются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения. Найдите метафоры и определите, по какому принципу они созданы. Эпитет - слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. Найдите эпитеты, обратившись к ЛЗ слов, выступающих в роли эпитетов, и выясните, сколько значений включает в себя каждое из них. Подумайте, как эти значения обыгрываются в тексте.

Слайд 9

Словарная работа Великий – превышающий всякую меру, выдающийся по своим достоинствам. Могучий – очень большой, значительный, мощный, обладающий властью, силой, влиянием. Правдивый – любящий правду, истину; содержащий в себе правду, основанный на правде. Свободный – не знающий, не терпящий ограничений, не связанный никакими обязательствами, ограничениями; проявляющийся легко, без ограничений, затруднений. Подумайте, почему автор употребляет не один эпитет, а несколько подряд. Как называется такой синтаксический приём? Каким образом достигается выделение смысла последнего из названных эпитетов?

Слайд 10

Задание 3 разберёмся в стилистических фигурах речи фигура перечисления градация Обороты речи, способ- с твующие восприятию образа Частный случай синтаксического повтора Вид перечисления, когда между членами ряда возникают отношения усиливающие или ослабляющие тот или иной признак Определите, какое настроение и каким образом стремится передать автор читателю. Д ля этого ещё раз обратитесь к ряду эпитетов великий, могучий, правдивый и свободный и определите: по принципу перечисления или градации они выстроены?

Слайд 11

Задание 4 Выполняя задание №1, вы уже установили, что метафоры поддержка и опора синонимичны. Найдите в тексте стихотворения аналогичный случай повтора близких по смыслу слов. Что изменится, если оставить только одно из слов или заменить оба слова синонимом размышлений ? Почему Тургенев использует форму во дни ? Какой стилистический эффект достигается использованием повтора этой формы? ( для ответа на этот вопрос сравните два высказывания: во дни сомнений , во дни тягостных раздумий и во дни сомнений и тягостных раздумий).

Слайд 12

Задание 5 Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица о ? Прочитайте второе предложение. В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический приём? дайте истолкование значению слова дома . Как называется этот троп?

Слайд 13

Задание 6 Перечитайте ещё раз первые два предложения: вы заметили, что в них тропы поддержаны фигурами, а фигуры, в свою очередь, выделяют тропы? Соблюдается ли такая закономерность в последнем предложении? Определите, как выражена его эмоциональная окраска? Перечитайте внимательно первое и последнее предложения. Какой эпитет повторяется? К какому слову он отнесён в первом случае, а к какому – во втором? Как он помогает установить глубинную связь между этими понятиями?

Слайд 14

Задание 7 Исследователи творчества Тургенева отмечают, что в стихотворении «Русский язык» использован ещё один художественный приём: автор не договаривает мысль до конца. Этот приём считается и синтаксическим и лексическим одновременно. Это приём умолчания . Определите, какая мысль «не выговорена» автором до конца. Посмотрите, как связаны между собой по смыслу первое и последнее предложения. Подумайте, чем можно считать последнюю фразу стихотворения: его последней мыслью или отправной точкой для дальнейших размышлений? Каких?

Слайд 15

Итог урока Последовательное постижение смысла художественного произведения раскрывается в его композиции, в его поэтике, ведь, по словам Ю.В.Манна, «смысла, отдельного от поэтики не существует».

Слайд 16

рефлексия Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд : тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». (И.С.Тургенев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....