ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Какеева Раиса Николаевна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ)

                           (выступление на секции математиков 26 августа 2013г.)

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблему здоровьесбережения учащейся молодежи. В условиях высокой технической оснащенности и психофизической интенсивности труда одним из главных лимитирующих факторов становится фактор здоровья людей. Здоровье подрастающего поколения является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества.

 Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед школой стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье.

 Здоровье выпускников школы   один из важных показателей качественности  школьного образования.

Государственный экзамен для выпускников  это один из самых напряженных моментов в учебной деятельности. Экзаменационный период всегда характеризуется развитием высокого эмоционального напряжения, которое может привести к ухудшению физического и психического здоровья детей. Чрезмерный экзаменационный стресс сопровождается интенсивной умственной деятельностью, повышенной статической и зрительной нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, отрицательными переживаниями.

 Исследования ученых свидетельствуют, что под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия в ней физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода подготовки и сдачи экзаменов. Все это приводит к ухудшению здоровья старшеклассников, а также отрицательно сказывается на их успеваемости в рамках основной образовательной программы.

 Таким образом, с одной стороны, цель модернизации образования  развитие у учащихся самостоятельности и способности ориентироваться в современном информационном обществе. Но, с другой стороны,  это перегрузка учащихся, что и приводит к снижению здоровья выпускников.

 Следовательно, приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся старших классов, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, развитие способности выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

 Для сохранения и укрепления здоровья старшеклассников в период подготовки к государственной итоговой аттестации необходимо так организовать здоровьесберегающую работу в школе и дома, чтобы у них сформировалась самостоятельная потребность в укреплении своего здоровья.

 Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить те школьные факторы риска, которые негативно сказываются на здоровье учащихся. Сила влияния школьных  факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно. И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов  их суммарное воздействие оказывается очень значительным.

Факторы риска школьной среды

 

   1. Интенсификация учебного процесса и перегрузка учащихся, связанная с выполнением умственной работы на занятиях в школе и домашних   заданий.

  Фактическая учебная школьная нагрузка старшеклассников составляет 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе в13 – 15 часов. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна, отдыха. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно  у старшеклассников достоверно чаще отмечаются: большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма.

 Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса  реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что неизбежно приводит к увеличению домашних заданий, утомлению и переутомлению.

 2. Нерациональная  организация  учебного процесса и учебного режима в школе.

 Это выражается в том, что зачастую учебное расписание строится без учета физиологически обоснованной динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели.

 3. Отсутствие  в образовательном процессе  учета  индивидуально-типологических  особенностей

 В учебной деятельности не дается рекомендаций по освоению материала в зависимости от преобладающего вида памяти у конкретного ученика; чаще всего  не индивидуализируются и домашние задания в зависимости от возможностей, интересов и мотивации ребенка и т. д., да и в самом образовательном процессе учитель чаще всего ориентируется на « среднего » ученика, так, что « сильному» учиться неинтересно, а слабый не испытывает желания работать. В результате и те, и другие из-за чувства внутреннего неудовлетворения испытывают психологический дискомфорт, который постепенно приводит к нарушению психической сферы.

 4. Недостаточная  двигательная  активность  (гипокинезия ) учащихся.

 Гипокинезия связана как с большой загруженностью учебной работой, так и с несовершенной методикой организации урока, когда на двигательный компонент в его структуре учитель вообще не обращает внимания. Положение  усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся, в силу чего значительную часть своего свободного времени они  проводят не в движении, а продолжают потреблять информацию (телевидение, компьютер).

 5. Стрессовая  педагогическая   тактика.

 Одним из источников стресса в школьной жизни является авторитарно-репродуктивная система обучения, при которой учитель не интересуется мнением ученика, его отношением к изучаемому программному материалу, а навязывает его освоение.

 Результаты исследований свидетельствуют, что в классах с авторитарным , жестоким, недоброжелательным педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом. Общение с доброжелательным педагогом настраивает на контакт и позволяет улучшить учебный процесс.

 6. Низкая  функциональная  грамотность педагогов  в  вопросах  сохранения  и укрепления здоровья.

 Педагог может блестяще знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Школе необходим педагог, знающий ребенка, педагог,  осознающий свою ответственность за развитие и здоровье, а не только за знания.

 7. Низкий  уровень  культуры  здоровья  учащихся.

 Результаты многочисленных исследований показывают, что у учащихся старших классов низкая мотивация здоровой жизнедеятельности. Учащиеся знают, что надо заниматься физическими упражнениями, питаться правильно, закаляться, следить за своим психическим состоянием, но не знают, как это делать, с помощью каких средств и методов.

 8. Несоблюдение  гигиенических  требований  к микроклимату,  освещенности, учебной мебели  и  компьютерной  технике.

 Соблюдение гигиенических требований к состоянию, содержанию и оснащению школы  очень важный фактор, он оказывает серьезное влияние на функциональное состояние ученика, его работоспособность, здоровье.

 Несоблюдение гигиенических норм даже при рациональной организации учебного процесса снижает эффективность и качество обучения.

 Таким образом, сочетание интенсификации учебного процесса со стрессовой тактикой педагога, нерациональной организацией учебной деятельности и низкой функциональной грамотностью педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья создают «идеальные» условия для развития заболеваний учащихся старших классов.

 Следовательно, чтобы исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов на развитие и здоровье учащихся старших классов, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей организации учебного процесса.

 Экзамены  серьезное испытание для многих школьников. При подготовке к экзаменам резко увеличивается объем знаний и различной специальной информации, в соответствии с этим меняется жизнедеятельность учащихся: уменьшается двигательная активность, нарушается режим сна, питания. Экзамен и подготовка к нему сопровождаются сильным эмоциональным напряжением и ожиданием.

 Процессы высшей нервной деятельности ребенка школьного возраста характеризуется чрезвычайной интенсивностью и истощаемостью. Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток  коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы и обеспечить её полное функциональное восстановление после работы.

 Эти особенности должны быть учтены при составлении режима дня учащихся старших классов в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации. Обязательные занятия  в школе следует проводить в утренние часы, а домашние учебные занятия  с 16 до 18 ч. А перед началом экзаменационного периода необходим определенный (особый)режим дня.

 Для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) важно, чтобы школьник научился работать самостоятельно, творчески, так как процедура ЕГЭ независима и не учитывает ни степени волнения, ни прошлых заслуг ученика.

 В связи с этим волнуют вопросы: как организовать здоровьесбережение и обучение учащихся выпускных  классов? Что нужно делать? Какие наши действия?

 Большинство учителей- предметников, в том числе и учителя математики, стремятся внести что-то новое в оздоровительную работу при подготовке выпускников к государственной итоговой   аттестации. Период подготовки и сдачи экзаменов характеризуется повышенной стрессовой ситуацией учащихся старших классов, что оказывает влияние на их состояние здоровья.

 Как решается эта проблема  нашей школой и мною в частности?

 В начале года( до 10 сентября) в 9-х, 11-х классах (где я работаю) выступаю на родительских собраниях и рассказываю об особенностях здоровьесбережения детей-старшеклассников в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации, предлагаю образец режима дня и советую каждому родителю вместе с ребенком составить свой режим дня.

 Первый классный час в этих классах посвящается этой же проблеме. Очень подробно знакомлю учащихся с целью и задачами здоровьесбережения именно в период подготовки и сдачи экзаменов .

 Завуч по расписанию по максимуму выставляет математику на 2,3 в крайнем случае на 4 уроки

в 9-х, 11-х классах. Ежегодно в сентябре проводится день здоровья.

 Во время проведения уроков использую упражнения на напряжение и расслабление мышц-разгибателей и сгибателей конечностей и туловища; гимнастику для глаз №1 и №2.

 После 2 урока по всей школе проводится динамическая пауза; после 3 урока учащиеся 9-х, 11-х классов обедают в столовой; уроки физкультуры в этих классах чередуются в соответствии с требованием СанПиН.

 Для рациональной организации урока, с целью здоровьесбережения учащихся можно воспользоваться следующими критериями:

  1. Плотность урока – не менее 60% и не более 75-80%.
  2. Количество видов учебной деятельности – 4 – 7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности – не более 10 минут.
  4. Частота чередования различных видов учебной деятельности – смена на позже, чем через 7-10 минут.
  5. Количество видов преподавания – не менее 3-х.
  6. Чередование видов преподавания – не позже, чем через 10-15 минут.
  7. Наличие эмоциональных разрядок (количество) – 2 – 3.
  8. Место и длительность применения ТСО – в соответствии с гигиеническими нормами.
  9. Чередование позы – Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся.
  10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток – на 20-й и 35-й мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких упражнений с 3-4-мя повторениями каждого.
  11. Психологический климат – преобладают положительные эмоции.
  12. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности – не ранее 40 минут.

В начале каждой четверти и перед каникулами во внеурочное время провожу беседы с учащимися о правильном распределении времени в течение дня, чтобы учебная работа сочеталась с отдыхом и не влияла на обычную продолжительность сна.

 Общая продолжительность ежедневных занятий во время подготовки к экзамену должна составлять 7,5 – 8 часов в сутки. Через каждые 45 – 50 минут занятий следует устраивать 10 мин. Перерыв, а после 3-3,5 часа – более длительный отдых (2-3ч.), включающий время еды и прогулки.

 4 классных часа (2- в 1 полугодии, 2 – во 2 полугодии) посвящаются здоровьесбережению учащихся ( приглашаются психологи, медики, проводятся психотренинги, организуется просмотр видеоматериалов).

 Объем домашнего задания не превышает объема классной работы. Дополнительные задания даю учащимся, физически здоровым, с устойчивой психикой, способным к более длительному умственному труду.

 Большое внимание уделяю гигиеническим требованиям к микроклимату в кабинете: на каждой перемене осуществляем проветривание, на большой перемене проводим влажную уборку, строго слежу за освещенностью кабинета, рабочего места каждого ученика.

 Вопросы здоровьесбережения, укрепления здоровья и обеспечения безопасности являются ведущими на внутришкольном контроле.

 В целях обеспечения компетентного подхода в вопросах здоровья и здровьесбережения. В рамках  самообразования, каждый учитель освоил следующие технологии:

  • медико – гигиеническая, защитно-профилактическая( совместная работа с медработником школы по обеспечению надлежащих гигиенических и санитарных правил и условий);
  • физкультурно – оздоровительная;
  • экологические здоровьесберегающие технологии по воспитанию любви к природе, заботе о природе, благоустройству и озеленению помещений и территории, природоохранные мероприятия;
  • технологии обеспечения безопасности  жизнедеятельности и охраны от травматизма (информационно –обучающие).

      Немаловажную роль в здоровьесбережении играет профилактика вредных привычек (алкоголь, курение, наркомания).

     Считаю также одним из способов уменьшения стрессов, нервных расстройств, страхов при сдаче ГИА и ЕГЭ проведение в течение учебного года пробных работ на базе других школ по договоренности между администрациями близлежащих школ. Это приблизит учащихся к реальности сдачи экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)

Подготовка к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по математике в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма)...

Диалог с текстом. (Технология подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме)

Материал урока предназначен для учителя, ведущего подготовку к государственной итоговой аттестации  по русскому языку в новой форме.  Перед учителем стоит задача научить учащихся разным вида...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2017-2018 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2017-2018 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

Информационные технологии на уроках обществознания – новые подходы в подготовке к государственной итоговой аттестации

Система подготовки к сдаче учащимися  единого государственного экзамена, из опыта работы....

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2021-2022 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2021-2022 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

«Индивидуальный образовательный маршрут ученика как технология подготовки к государственной итоговой аттестации и ВПР»

laquo;Индивидуальный образовательный маршрут ученика как технология подготовки к государственной итоговой аттестации и ВПР»...