Рабочая программа по математике в 6 классе
методическая разработка (6 класс) по теме

Улыбышева Светлана Анатольевна

рабочая программа выполнена с учетом ФГОС к учебнику Виленкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vkr_ulybysheva_s.a.zip78.69 КБ

Предварительный просмотр:

Выпускная квалификационная работа

по курсу обучения

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: содержание и механизмы реализации»

Разработка рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы

Автор: Улыбышева С.А. учитель математики

ТОГАОУ «Мичуринский лицей»

г.Мичуринск

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………...3-4

Метод исследования……………………………………………………..............5

Нормативные документы…………………………………………...............................6-7

Структура программы………………………………………………………………..8

Для чего разрабатывают рабочие программы……………………………...................................................9-10

Заключение………………………………………………………………11

           Приложение…………………………………………………………12-20

Введение

Актуальность, обоснование  выбранной темы и ее практическая значимость.

Рабочая программа учебного курса является основным документом, регламентирующим организацию и содержание  обучения  по конкретной дисциплине.

Рабочая программа - это документ, определяющий на основе ФГОС ООО по направлению содержание дисциплины, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса по дисциплине, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, взаимосвязь данной дисциплины и других дисциплин учебного плана, формы и методы контроля знаний обучающихся, рекомендуемую литературу.

Одним из требований к кадровому обеспечению  введения ФГОС является – умение разрабатывать образовательную программу. Поэтому была выбрана данная тема.

В течение многих лет была отработана методика разработки рабочих программ, сложилась их структура. Особенностями рабочих программ, которые подготавливаются в соответствии со стандартами нового поколения, является необходимость учета компетентностного подхода к образованию, а также некоторые изменения в структуре. Эти особенности учитывались при разработке рабочей программы учебного курса «Математика» для 6 класса.

Практическая значимость работы: приобретение опыта разработки рабочих программ по предмету в  соответствии с требованиями ФГОС; возможность использовать разработанную рабочую программу на практике.

 Цель работы: обучение составлению рабочих программ учебного курса «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Задачи:

-изучить нормативно-правовую базу ФГОС;

-ознакомиться с примерной основной образовательной программой по математике для 6 класса;

-изучить структуру рабочей программы;

Обзор информационных источников.

http://standart.edu.ru-официальный  - официальный  сайт ФГОС

http://www.garant.ru-Информационно-правовой портал

http://93.186.104.18/school-login-виртуальный университет «Просвещение»

http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mt/05.doc - требования к оснащению образовательного процесса по математике.

  • Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03-255.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 17.02.2012  №493 "О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории области";
  • Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 06.02.2012  №360 "Об открытии областных опытно-экспериментальных площадок".

Метод исследования

В процессе работы  использован метод-анализ документов.

Были изучены нормативно-правовые документы:

  • ФЗ «Об образовании»
  •  ФГОС ООО
  • ФГОС  НОО
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов, компонента государственного стандарта общего образования
  •  Примерная основная образовательная программа общего образования
  • Локальный акт - учебный план ОУ

А также проведен анализ методических разработок учителей математики.

Сравнительный анализ  структуры ФГОС ООО и ФГОС НОО.

В результате изучения перечисленного  был получен ответ на вопрос: Как  же связаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования,  основная образовательная программа, образовательная программа школы и к чьей  компетенции относится их разработка?

     

Нормативные документы

        Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым  и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации  (п. п. «в» п. 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов).

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы объединены общим концептуальным подходом. Согласованы с документами, определяющими развитие образовательной системы школы. Программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами, а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который  регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Разрабатывая  рабочую программу в соответствии с  ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые требования регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих ученическое действие.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется  в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Структура программы

На основании требований ФГОС (программы отдельных учебных предметов, курсов)  должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели  общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  5. содержание учебного предмета, курса;
  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  7. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  8. Планируемые результаты учебного курса.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в  компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

В результате изучения  и анализа  документов  были сделаны выводы:

Для чего разрабатываются рабочие программы

  1. Рабочая программа разрабатывается в целях:

• повышения качества образования;

• повышения профессионального мастерства педагогов;

• обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации  на

получение качественного общего образования;

• обеспечения качественной подготовки выпускников  школы.

2.Рабочие программы учебных курсов и дисциплин

являются составной частью учебного плана школы, реализующей программы

общего образования, и отражают методику реализации программ

учебных курсов, предметов, дисциплин с учетом:

  • требований федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • обязательного минимума содержания учебных программ;
  • максимального объема учебного материала для обучающихся;
  • требований к уровню подготовки выпускников;
  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе ;
  • когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся;
  • целей и задач образовательной программы учреждения;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения, выбора педагогом учебно-лабораторного, наглядного оборудования, электронных образовательных ресурсов.

  Рабочая программа разрабатывается каждым учителем самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю); по практикумам, исследовательской, проектной деятельности обучающихся, в соответствии с образовательной программой учреждения.

Количество учебных часов по предмету в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. При внесении изменений в тематику, логику изменения включения в учебный процесс, количество, продолжительность контрольных работ и т.д. необходимо представить обоснования изменений в пояснительной записке.

 Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей (кафедры)  школы для экспертизы соответствия установленным требованиям. В протоколе заседания методического объединения (кафедры)  учителей  школы указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.

Заключение

Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.

Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования.

Разработанная рабочая программа должна обеспечивать достижение обучающимися результат  освоения учебного  курса «Математика» для 6 класса  в  соответствии с требованиями, установленными  ФГОС.

 И показывает освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...