Образовательная программа "Основы анимационного творчества"
календарно-тематическое планирование на тему

Кузнецова Мария Викторовна

 

Календарно-тематический план

Первый год обучения

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

1

Вводное занятие.

Техника безопасности.  Ознакомление с курсом образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся.

 

 

2

Ведение в историю мировой и отечественной анимации.

 

История мировой анимации. Сформировать представление об историческом развитии анимации в целом, о разнообразии анимационных технологий (лекция с просмотрами).

Ознакомление с рисованием раскадровки.

Рисование раскадровки по сказке «Курочка Ряба», «Колобок».

Рисование раскадровки-это вид входного тестирования: насколько дети понимают специфику анимационного творчества. Рисование раскадровки позволяет увидеть способности и возможности ребенка.

3

Особенности языка анимации. Кукольная анимация.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть первая «Друзья из детства»

Разработка сценария анимационного фильма. Распределение ролей в команде.

 

4

Разработка сценария анимационного фильма.  Кукольная (предметная) анимация.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть вторая «Галерея»

Работа над раскадровкой к анимационному фильму. Подготовка персонажей для работы.

 

5

Работа над «пилотным» анимационным проектом.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть третья и четвертая «Петрушка и компания».

Съемка сцен на фото или веб-камеру.

На этом этапе монтаж и работу со звуком выполняет педагог. Это составляет зону ближайшего развития детей.

6

История мировой анимации.

Этапы развития анимации, виды анимации (лекция с просмотрами).

Рисование фонов.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

7

Формирование представления о профессии. Функционал аниматора.

 

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей»

Часть четвертая «Сценарий для Буратино».

Создание короткого анимационного фильма из конструктора «Лего».  Использование возможностей. Конструктора.

 

8

Принципы и методы «одушевления» предметов.

История отечественной анимации: Владислав Старевич.

Демонстрация презентации со слайдами.

Разработка концепции анимационного фильма из подручных материалов.

 

9

Инструментарий и материалы «одушевления».

Просмотр. Мультфильмы Э. Рейно, В. Старевича, А. Алексеева.

Выбор подручных материалов для работы над анимационным фильмом.

 

10

Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг").

Просмотр мультфильмов У. Диснея, М. Цехановского, Гарри Бардина.

Съемка сцен с подручными материалами: пенал, ластик, карандаш. Взаимодействие «персонажей».

 

11

Этапы развития анимации, виды анимации: двухмерная, трехмерная, рисованная, перекладка, кукольная, пластилиновая, сыпучие материалы.

Просмотр мультфильмов А. Петрова, Нормана Мак-Ларена и других.

Работа с песком: первые пробы. Демонстрация обучающимся возможности песка как материала для создания анимации.

 

12

Техники перекладочной анимации.

Просмотр и обсуждение мультфильма Романа Качанова «Варежка»

Создание пластилиновых персонажей на свободную тему.

 

13

Особенности пластилиновой анимации.

Инструментарий аниматора.

Лекция-беседа.

Демонстрация слайдов.

Работа с пластилиновыми персонажами.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

14

Функциональное значение медиатехнологий  в процессе создания мультфильма

Обзор медиа-технологий. Программа Adobe Photoshop.

Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Photoshop.

На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе.

15

Природа движения

Лекция на тему «Основные законы анимации»

Практические упражнения на поднятие рук персонажем. Упражнение «мяч». Упражнение «маятник»

На данном занятии происходит ознакомление обучающихся с основными законами анимации. Обучение искусству рисованного мультипликата будет на 2 году обучения.

16

Движение в кинематографе

Беседа о советских художниках-мультипликаторах. С.Б. Дежкин: особенности движения персонажей. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Чиполлино», «Птичка тари», «Шайбу!Шайбу!»

Практическое упражнение «Движение персонажа». Рисование набросков человеческих персонажей в движении.

 

17

Механическое движение

Лекция-беседа о природе механического движения в мультипликации.

Упражнение «маятник»

 

18

Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты, мультипликат, фактура.

Беседа о художниках-мультипликаторов кукол. Оживление куклы. Творчество  Дабижа Н.Б. Просмотр фрагментов анимационных фильмов  «Севильский цирюльник», «Дерево с золотыми яблоками», «Зимняя сказка».

Знакомство с различными анимационными технологиями. Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях.

 

19

Медиатехнологии, анимация, особенности языка анимации.

Обзор медиа-технологий. Программа  Edius.

Демонстрация обучающимся возможности программы Edius

На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

20

Анимация в контексте других медиатехнологий,  ее преемственность и особенности.

Обзор медиа-технологий. Программа  Adobe Premiere.

Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Premiere.

На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе.

21

Характер персонажа

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Н.Н.Серебрякова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Отелло», «Превращение».

Разработка сценария анимационного фильма.

Рисование выразительных персонажей.

Начало работы над анимационным фильмом

22

Действие, реакция, этапы реакции персонажа

Лекция-беседа о творчестве режиссера-анимационного кино, аниматора, О.В.Ужинова. Просмотр анимационного фильма «Жихарка». Обсуждение фильма.

Продолжение работы над сценарием анимационного фильма.

 

23

Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма.

Лекция-беседа о влиянии музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма.

Рисование раскадровки анимационного фильма. Подбор музыки для анимационного фильма.

 

24

Мультипликатор - прежде всего «актер в душе».

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино, аниматора, В.М.Угарова. Просмотр анимационного фильма «Волшебная флейта». Разбор музыкального произведения и визуальной подачи материала.

Заключительная часть рисования раскадровки анимационного фильма.

 

25

Условность движения. Выразительность движения.

Лекция беседа на тему, каким образом можно достичь максимальной выразительности сцен при лимитированном  мультипликате. Просмотр анимационного фильма И.Л.Максимова «Дождь сверху вниз»

Работа над созданием персонажей анимационного фильма.

 

26

Персонаж в анимационном фильме.

Беседа о творчестве В.В. Курчевского. Просмотр фильма «Урок музыки»

Работа над созданием персонажей.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

27

Аниматик. Чем отличается аниматик от раскадровки.

Лекция с просмотром слайдов на тему «Для чего нужен аниматик. Этапы создания аниматика. Виды аниматика.»

Демонстрация аниматика анимационного фильма «Тачки», «Смешарики».

Работа по созданию аниматика фильма. Придумывание названия, имена персонажей и т.д.

Ключевое занятие, целью которого является формирование «мышления режиссера».

28

Раскадровка. Комикс. Аниматик.

Лекция-беседа с просмотром слайдов о искусстве «комиксы». Демонстрация комиксов. Просмотр фрагментов анимационного фильма Х.Миядзаки «Летающий остров Лапута».

Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап.

 

29

Анимация и иллюстрация. Движение и статика в рисунках.

Лекция-беседа о художниках-мультипликаторах и художниках иллюстраторах.  Творчество И.Б. Олейникова. Просмотр анимационного фильма «Подна и Подни». Демонстрация обучающимся книг, иллюстрированных И.Ю. Олейниковым и К.Челушкиным.

Подкладка «чернового звука» в аниматик.

 

30

Работа художника-постановщика и режиссера. Задачи, способы самовыражения. Особенности сотрудничества.

Лекция на тему особенностей сотрудничества режиссера анимационного кино и художника постановщика анимационного кино.  Ф.С.Хитрук. Просмотр анимационного фильма «Винни Пух идет в гости».

Заключительный монтаж аниматика.

 

31

Формирование представления о профессии режиссера анимационного кино.

Лекция на тему творчества режиссера Ф.С. Хитрука. Просмотр анимационного фильма «Каникулы Бонифация».

Съемка сцен.

 

32

Формирование представления о профессии художника-постановщика  анимационного кино.

Лекция-беседа на тему творчества художника-постановщика В.Н. Зуйкова. Просмотр анимационного фильма «Халиф-аист»

Продолжение съемки сцен. Рисование фонов.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

33

Основы композиции, законы изображения.

Демонстрация картин, иллюстраций, альбомов репродукций  -П. Клее, П. Пикассо, Ж. Брака, К. Хокусая, Рембрандта и др.

- иллюстрации Г. Калиновского, братьев Трауготов и др.

Заключительный этап съемки сцен.

 

34

Изображение в кадре. Особенности кадрирования и построения композиции.

Лекция с просмотром репродукций, слайдов и иллюстраций на тему: «Контраст. Яркость. Большая форма.»

Работа в Adobe Photoshop. Кадрирование, цветокоррекция, чистка кадра, инструмент «штамп», работа с ластиком, кисточкой. Работа с графическими планшетами.

На этом этапе обучающимся предлагается соответствующий возрасту и навыкам материал по работе с графическим редактором. В дальнейшем задача будет усложняться.

35

Цвет и тон.

Лекция с просмотром слайдов и презентации на тему «Цвет и тон. Монохромное и цветне изображение. Особенности подачи материала в мультипликации»

Работа в Adobe Photoshop. Выделение области. Инструмент «волшебная палочка». Выполнение самостоятельного задания: рисование открытки.

 

Монтаж фильма на этом этапе производится педагогом.

36

Экранизация анимационного фильма. Принципы экранизации.

Анализ различных подходов к экранизации, демонстрация шедевров анимационной экранизации.

Озвучивание персонажей. Подкладка звука. Сведение звука.

Рисование титров.

Конечный просчет материала, заключительный этап работы над анимационным фильмом выполняется педагогом.

37

Фильм-экранизация. Итоговая работа.

 

Демонстрация анимационного фильма.

Анализ ошибок.

 

Демонстрацию анимационного фильма можно приурочить к какому-либо празднику.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

38

Тема и идея

Демонстрация мультфильмов Ю.Б. Норштейна «Ежик в тумане», «Сказка сказок»

Коллективная разработка идеи нового анимационного фильма.

 

38

Экскурсия

Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.

Проведение экскурсии на киностудию «Союзмультфильм»

 

39

Техники анимационного кино. Перекладка.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.Ю. Хржановского. Просмотр анимационного фильма «Дм, который построил Джек».

Выбор лучшего сценария для нового анимационного фильма. Дети приносят свои готовые сценарии. Либо берется готовое стихотворение.

Начало работы над новым анимационным проектом.

40

Техники анимационного кино. Пластилиновая анимация.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Г.Я. Бардина. Просмотр анимационного фильма «Брэк».

Работа над режиссерским сценарием.

 

41

Техники анимационного кино. Песочная анимация.

Лекция-беседа о техниках «сыпучей» анимации. Крупа, кофе, соль, песок и другие материалы. Особенности. Демонстрация анимационных фильмов, созданных с применением сыпучих материалов.

Мастер-класс по песочной анимации.

Песочная анимация рекомендуется детям как развивающая программа. Этот вид искусства помогает детям развивать мелкую моторику, воображение, творческий потенциал, тренирует память и внимание. На данном этапе предлагается только проба материала.

42

Техники анимационного кино. Живопись по стеклу.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.К.Петрова. прос-мотр анимационного фильма «Корова».

Рисование раскадровки нового анимационного фильма.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

43

Техники анимационного кино. «Кальки».

Демонстрация обучающимся презентации по рисованной анимации.

 

Работа по созданию аниматика фильма.

 

44

Экранизация готового литературного произведения.

Презентация на тему особенностей экранизации готового литературного произведения. Беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.А.Петрова. Показ фрагмента анимационного фильма «Петя и Красная Шапочка»

Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап.

 

45

Фильм-состояние. Экранизация на основе музыкального произведения.

Демонстрация анимационных фильмов А.М. Демина.

Подкладка «чернового звука» в аниматик.

 

46

Стили анимационного кино.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино М.В. Алдашина. Просмотр анимационного фильма «Рождество». Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Другая сторона», «Букашки».

 

Заключительный монтаж аниматика.

 

47

Юмор в анимации.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Э.В.Назарова. Просмотр анимационного фильма «Путешествие муравья».

Просмотр анимационного фильма А.М Туркуса «Буревестник», получивший приз «За самый смешной фильм» на IX МФАФ «Золотая рыбка» в 2004 году.

Просмотр.

 

Съемка сцен.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

48

Классическая советская анимация. Эклер.

 Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Р.В. Давыдова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Сказка о царе Салтане», «Золотая антилопа».

Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop

 

49

Заключительный этап производства анимационного фильма.

 

Демонстрация анимационного фильма.

Анализ ошибок.

 

50

Промежуточный мониторинг.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Бесшабашные таланты»

Промежуточный мониторинг знаний и умений обучающихся.

 

51

Экскурсия

Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.

 

Проведение экскурсии на киностудию «Кристмас -филмз».

 

52

Графический редактор Adobe Photoshop

Демонстрация презентации по работе в графическом редакторе Adobe Photoshop педагогом.

Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop. Создание перекладочного персонажа.

 

53

Актерское мастерство.

Презентация на тему «Компьютерный персонаж. Движение по кадрам».

Передвижение перекладочного персонажа, созданного в программе Adobe Photoshop по фону.

Возможна замена экскурсии на другую киностудию.

54

Монтажная программа Edius.

Лекция-беседа на тему «Звук. Шумы. Реплики. Музыка. Как создать гармонию звука в анимационном фильме». Демонстрация анимационного фильма А.Д.Ушакова «Про любовь и муху»

«Нарезка» звука в монтажной программе Edius.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

55

Актерское мастерство.

 

Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по парам. Миниатюры.

Практическое занятие.

56

Фон и персонаж.

Лекция-беседа на тему «Как не задавить персонажа фоном». Демонстрация удачных и неудачных в этом плане анимационных фильмов в цветном и черно-белом вариантах.

 

Создание монохромного рисунка. «Отбивка» фона и персонажа. Работа с цветовым пятном.

 

57

Актерское мастерство.

 

Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам.

Практическое занятие

58

Пластилиновая анимация.

Просмотр детских анимационных фильмов с применением данной техники, созданных на Санкт-Петербургской детской анимационной студии «Да».

Разработка сценария для анимационного фильма с применением пластилиновой анимации.

Начало работы над новым анимационным фильмом.

59

Особенности разработки раскадровки пластилиновой анимации.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.М.Татарского. Просмотр анимационного фильма «Пластилиновая ворона»

Работа над раскадровкой, монтаж аниматика.

 

60

Макет в пластилиновой анимации. Пластилиновая кукла.

Просмотр анимационного фильма «Падал прошлогодний снег»

Работа по созданию макета для пластилиновой анимации. Установка света. Фона.

 

61

Движение персонажа в пластилиновой анимации.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино С.С. Меринова. Просмотр анимационного фильма «Куйгорож»

 

Работа по созданию пластилиновых персонажей. Съемка сцен.

 

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

62

Фон и персонаж в пластилиновой анимации.

Просмотр анимационных фильмов из серии «Гора самоцветов»

Анимация персонажей.Съемка сцен.

 

63

Фон и персонаж в плоскости.

Презентация педагогом принципов анимирования плоских пластилиновых персонажей.

Продолжение работы над анимацией персонажей.

 

64

Съемка сцен для анимационного фильма.

Лекция на тему: «Действие, реакция, этапы реакции персонажа, характер персонажа.»

Заключительныйэтап работы над анимацией персонажей.

 

65

Принципы работы с библиотекой шумовых эффектов.

Презентация библиотеки шумовых эффектов.

Запись реплик для анимационного фильма. Подбор музыки и шумов.

 

66

Работа со звуковым рядом.

Лекция с прослушиванием материала на тему: «Звук, ритм, график изображения и звука, акценты.»

Монтаж анимационного фильма. Работа со звуком.

 

67

Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом.

Раскадровка анимационного фильма «Остров» (Ф.С. Хитрук).

Просмотр фильма. Анализ ошибок Успехи в работе над фильмом.

 

Просмотр готового материала.

68

Текстура в визуальном ряде.

Лекция-презентация возможностей текстурного оформления визуального материала.

Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях.

 

69

Разработка мультипликата на «действие-реакцию».

Лекция о взаимосвязи действия и реакции персонажа, их необходимости в решении актерской задачи; умения по разработке мультипликата на «действие-реакцию».

 

Рисование набросков людей в движении.

 

70

Актерское мастерство.

 

Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам.

Практическое занятие

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

71

Лимитированная анимация.[1]

Лекция-беседа на тему «Лимитированная анимация» Просмотр фрагмента анимационного фильма Х. Мядзаки «Тоторо».

Рисование фонов и персонажей. Работа в графическом редакторе.

 

72

Сериальная анимация.

Лекция-беседа на тему «Сериальная анимация».  Просмотр фрагмента французского анимационного сериала «Букашки».

Придумывание истории «с продолжением». Законченность каждого фрагмента.

 

73

Авторская анимация.

Лекция-беседа на тему «Авторская анимация». Просмотр фрагмента анимационного фильма Ю.Б. Норштейна «Шинель»

Рисование небольшой раскадровки  собственной идее.

 

74

Анимация фотографий.

Лекция-беседа на тему «Анимация фотографий»

Работа с фототехникой. Работа в графическом редакторе.

 

75

Экскурсия

Педагог самостоятельно проводит экскурсию по школе-студии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.

 

Проведение экскурсии в Школу-студию «ШАР»

Возможна замена экскурсии на другую киностудию.

76

Итоговое занятие

Подведение  итогов в виде зачета по пройденному теоретическому материалу в игровой форме. Коллективный просмотр вместе с родителями мультипликационного фильма (нескольких), созданного в процессе занятий в течение года.

Подведение итогового мониторинга знаний и умений обучающихся, полученных за первый год обучения по данной программе

 

 



[1] Лимитированная анимация – скупое, упрощенное движение, много диалогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskiy_plan_1-1.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

Первый год обучения

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

1

Вводное занятие.

Техника безопасности.  Ознакомление с курсом образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся.

2

Ведение в историю мировой и отечественной анимации.

История мировой анимации. Сформировать представление об историческом развитии анимации в целом, о разнообразии анимационных технологий (лекция с просмотрами).

Ознакомление с рисованием раскадровки.

Рисование раскадровки по сказке «Курочка Ряба», «Колобок».

Рисование раскадровки-это вид входного тестирования: насколько дети понимают специфику анимационного творчества. Рисование раскадровки позволяет увидеть способности и возможности ребенка.

3

Особенности языка анимации. Кукольная анимация.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть первая «Друзья из детства»

Разработка сценария анимационного фильма. Распределение ролей в команде.

4

Разработка сценария анимационного фильма.  Кукольная (предметная) анимация.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть вторая «Галерея»

Работа над раскадровкой к анимационному фильму. Подготовка персонажей для работы.

5

Работа над «пилотным» анимационным проектом.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей» Часть третья и четвертая «Петрушка и компания».

Съемка сцен на фото или веб-камеру.

На этом этапе монтаж и работу со звуком выполняет педагог. Это составляет зону ближайшего развития детей.

6

История мировой анимации.

Этапы развития анимации, виды анимации (лекция с просмотрами).

Рисование фонов.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

7

Формирование представления о профессии. Функционал аниматора.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Куклы в мире людей»

Часть четвертая «Сценарий для Буратино».

Создание короткого анимационного фильма из конструктора «Лего».  Использование возможностей. Конструктора.

8

Принципы и методы «одушевления» предметов.

История отечественной анимации: Владислав Старевич.

Демонстрация презентации со слайдами.

Разработка концепции анимационного фильма из подручных материалов.

9

Инструментарий и материалы «одушевления».

Просмотр. Мультфильмы Э. Рейно, В. Старевича, А. Алексеева.

Выбор подручных материалов для работы над анимационным фильмом.

10

Компоновки и промежуточные фазы, запись в экспозиционные листы. Расчет движения ("тайминг").

Просмотр мультфильмов У. Диснея, М. Цехановского, Гарри Бардина.

Съемка сцен с подручными материалами: пенал, ластик, карандаш. Взаимодействие «персонажей».

11

Этапы развития анимации, виды анимации: двухмерная, трехмерная, рисованная, перекладка, кукольная, пластилиновая, сыпучие материалы.

Просмотр мультфильмов А. Петрова, Нормана Мак-Ларена и других.

Работа с песком: первые пробы. Демонстрация обучающимся возможности песка как материала для создания анимации.

12

Техники перекладочной анимации.

Просмотр и обсуждение мультфильма Романа Качанова «Варежка»

Создание пластилиновых персонажей на свободную тему.

13

Особенности пластилиновой анимации.

Инструментарий аниматора.

Лекция-беседа.

Демонстрация слайдов.

Работа с пластилиновыми персонажами.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

14

Функциональное значение медиатехнологий  в процессе создания мультфильма

Обзор медиа-технологий. Программа Adobe Photoshop.

Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Photoshop.

На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе.

15

Природа движения

Лекция на тему «Основные законы анимации»

Практические упражнения на поднятие рук персонажем. Упражнение «мяч». Упражнение «маятник»

На данном занятии происходит ознакомление обучающихся с основными законами анимации. Обучение искусству рисованного мультипликата будет на 2 году обучения.

16

Движение в кинематографе

Беседа о советских художниках-мультипликаторах. С.Б. Дежкин: особенности движения персонажей. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Чиполлино», «Птичка тари», «Шайбу!Шайбу!»

Практическое упражнение «Движение персонажа». Рисование набросков человеческих персонажей в движении.

17

Механическое движение

Лекция-беседа о природе механического движения в мультипликации.

Упражнение «маятник»

18

Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты, мультипликат, фактура.

Беседа о художниках-мультипликаторов кукол. Оживление куклы. Творчество  Дабижа Н.Б. Просмотр фрагментов анимационных фильмов  «Севильский цирюльник», «Дерево с золотыми яблоками», «Зимняя сказка».

Знакомство с различными анимационными технологиями. Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях.

19

Медиатехнологии, анимация, особенности языка анимации.

Обзор медиа-технологий. Программа  Edius.

Демонстрация обучающимся возможности программы Edius

На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

20

Анимация в контексте других медиатехнологий,  ее преемственность и особенности.

Обзор медиа-технологий. Программа  Adobe Premiere.

Демонстрация обучающимся возможности программы Adobe Premiere.

На этом этапе обучающиеся только знакомятся с программами; работать с ними они будут обучаться на другом этапе.

21

Характер персонажа

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Н.Н.Серебрякова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Отелло», «Превращение».

Разработка сценария анимационного фильма.

Рисование выразительных персонажей.

Начало работы над анимационным фильмом

22

Действие, реакция, этапы реакции персонажа

Лекция-беседа о творчестве режиссера-анимационного кино, аниматора, О.В.Ужинова. Просмотр анимационного фильма «Жихарка». Обсуждение фильма.

Продолжение работы над сценарием анимационного фильма.

23

Влияние музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма.

Лекция-беседа о влиянии музыкального сопровождения анимационного фильма на восприятие фильма.

Рисование раскадровки анимационного фильма. Подбор музыки для анимационного фильма.

24

Мультипликатор - прежде всего «актер в душе».

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино, аниматора, В.М.Угарова. Просмотр анимационного фильма «Волшебная флейта». Разбор музыкального произведения и визуальной подачи материала.

Заключительная часть рисования раскадровки анимационного фильма.

25

Условность движения. Выразительность движения.

Лекция беседа на тему, каким образом можно достичь максимальной выразительности сцен при лимитированном  мультипликате. Просмотр анимационного фильма И.Л.Максимова «Дождь сверху вниз»

Работа над созданием персонажей анимационного фильма.

26

Персонаж в анимационном фильме.

Беседа о творчестве В.В. Курчевского. Просмотр фильма «Урок музыки»

Работа над созданием персонажей.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

27

Аниматик. Чем отличается аниматик от раскадровки.

Лекция с просмотром слайдов на тему «Для чего нужен аниматик. Этапы создания аниматика. Виды аниматика.»

Демонстрация аниматика анимационного фильма «Тачки», «Смешарики».

Работа по созданию аниматика фильма. Придумывание названия, имена персонажей и т.д.

Ключевое занятие, целью которого является формирование «мышления режиссера».

28

Раскадровка. Комикс. Аниматик.

Лекция-беседа с просмотром слайдов о искусстве «комиксы». Демонстрация комиксов. Просмотр фрагментов анимационного фильма Х.Миядзаки «Летающий остров Лапута».

Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап.

29

Анимация и иллюстрация. Движение и статика в рисунках.

Лекция-беседа о художниках-мультипликаторах и художниках иллюстраторах.  Творчество И.Б. Олейникова. Просмотр анимационного фильма «Подна и Подни». Демонстрация обучающимся книг, иллюстрированных И.Ю. Олейниковым и К.Челушкиным.

Подкладка «чернового звука» в аниматик.

30

Работа художника-постановщика и режиссера. Задачи, способы самовыражения. Особенности сотрудничества.

Лекция на тему особенностей сотрудничества режиссера анимационного кино и художника постановщика анимационного кино.  Ф.С.Хитрук. Просмотр анимационного фильма «Винни Пух идет в гости».

Заключительный монтаж аниматика.

31

Формирование представления о профессии режиссера анимационного кино.

Лекция на тему творчества режиссера Ф.С. Хитрука. Просмотр анимационного фильма «Каникулы Бонифация».

Съемка сцен.

32

Формирование представления о профессии художника-постановщика  анимационного кино.

Лекция-беседа на тему творчества художника-постановщика В.Н. Зуйкова. Просмотр анимационного фильма «Халиф-аист»

Продолжение съемки сцен. Рисование фонов.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

33

Основы композиции, законы изображения.

Демонстрация картин, иллюстраций, альбомов репродукций  -П. Клее, П. Пикассо, Ж. Брака, К. Хокусая, Рембрандта и др.

- иллюстрации Г. Калиновского, братьев Трауготов и др.

Заключительный этап съемки сцен.

34

Изображение в кадре. Особенности кадрирования и построения композиции.

Лекция с просмотром репродукций, слайдов и иллюстраций на тему: «Контраст. Яркость. Большая форма.»

Работа в Adobe Photoshop. Кадрирование, цветокоррекция, чистка кадра, инструмент «штамп», работа с ластиком, кисточкой. Работа с графическими планшетами.

На этом этапе обучающимся предлагается соответствующий возрасту и навыкам материал по работе с графическим редактором. В дальнейшем задача будет усложняться.

35

Цвет и тон.

Лекция с просмотром слайдов и презентации на тему «Цвет и тон. Монохромное и цветне изображение. Особенности подачи материала в мультипликации»

Работа в Adobe Photoshop. Выделение области. Инструмент «волшебная палочка». Выполнение самостоятельного задания: рисование открытки.

Монтаж фильма на этом этапе производится педагогом.

36

Экранизация анимационного фильма. Принципы экранизации.

Анализ различных подходов к экранизации, демонстрация шедевров анимационной экранизации.

Озвучивание персонажей. Подкладка звука. Сведение звука.

Рисование титров.

Конечный просчет материала, заключительный этап работы над анимационным фильмом выполняется педагогом.

37

Фильм-экранизация. Итоговая работа.

Демонстрация анимационного фильма.

Анализ ошибок.

Демонстрацию анимационного фильма можно приурочить к какому-либо празднику.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

38

Тема и идея

Демонстрация мультфильмов Ю.Б. Норштейна «Ежик в тумане», «Сказка сказок»

Коллективная разработка идеи нового анимационного фильма.

38

Экскурсия

Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.

Проведение экскурсии на киностудию «Союзмультфильм»

39

Техники анимационного кино. Перекладка.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.Ю. Хржановского. Просмотр анимационного фильма «Дм, который построил Джек».

Выбор лучшего сценария для нового анимационного фильма. Дети приносят свои готовые сценарии. Либо берется готовое стихотворение.

Начало работы над новым анимационным проектом.

40

Техники анимационного кино. Пластилиновая анимация.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Г.Я. Бардина. Просмотр анимационного фильма «Брэк».

Работа над режиссерским сценарием.

41

Техники анимационного кино. Песочная анимация.

Лекция-беседа о техниках «сыпучей» анимации. Крупа, кофе, соль, песок и другие материалы. Особенности. Демонстрация анимационных фильмов, созданных с применением сыпучих материалов.

Мастер-класс по песочной анимации.

Песочная анимация рекомендуется детям как развивающая программа. Этот вид искусства помогает детям развивать мелкую моторику, воображение, творческий потенциал, тренирует память и внимание. На данном этапе предлагается только проба материала.

42

Техники анимационного кино. Живопись по стеклу.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.К.Петрова. прос-мотр анимационного фильма «Корова».

Рисование раскадровки нового анимационного фильма.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

43

Техники анимационного кино. «Кальки».

Демонстрация обучающимся презентации по рисованной анимации.

Работа по созданию аниматика фильма.

44

Экранизация готового литературного произведения.

Презентация на тему особенностей экранизации готового литературного произведения. Беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.А.Петрова. Показ фрагмента анимационного фильма «Петя и Красная Шапочка»

Продолжение работы над созданием аниматика. Заключительный этап.

45

Фильм-состояние. Экранизация на основе музыкального произведения.

Демонстрация анимационных фильмов А.М. Демина.

Подкладка «чернового звука» в аниматик.

46

Стили анимационного кино.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино М.В. Алдашина. Просмотр анимационного фильма «Рождество». Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Другая сторона», «Букашки».

Заключительный монтаж аниматика.

47

Юмор в анимации.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Э.В.Назарова. Просмотр анимационного фильма «Путешествие муравья».

Просмотр анимационного фильма А.М Туркуса «Буревестник», получивший приз «За самый смешной фильм» на IX МФАФ «Золотая рыбка» в 2004 году.

Просмотр.

Съемка сцен.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

48

Классическая советская анимация. Эклер.

 Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино Р.В. Давыдова. Просмотр фрагментов анимационных фильмов «Сказка о царе Салтане», «Золотая антилопа».

Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop

49

Заключительный этап производства анимационного фильма.

Демонстрация анимационного фильма.

Анализ ошибок.

50

Промежуточный мониторинг.

Демонстрация обучающимся документального фильма Н.Лукиных «Бесшабашные таланты»

Промежуточный мониторинг знаний и умений обучающихся.

51

Экскурсия

Педагог самостоятельно проводит экскурсию по киностудии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.

Проведение экскурсии на киностудию «Кристмас -филмз».

52

Графический редактор Adobe Photoshop

Демонстрация презентации по работе в графическом редакторе Adobe Photoshop педагогом.

Работа в графическом редакторе Adobe Photoshop. Создание перекладочного персонажа.

53

Актерское мастерство.

Презентация на тему «Компьютерный персонаж. Движение по кадрам».

Передвижение перекладочного персонажа, созданного в программе Adobe Photoshop по фону.

Возможна замена экскурсии на другую киностудию.

54

Монтажная программа Edius.

Лекция-беседа на тему «Звук. Шумы. Реплики. Музыка. Как создать гармонию звука в анимационном фильме». Демонстрация анимационного фильма А.Д.Ушакова «Про любовь и муху»

«Нарезка» звука в монтажной программе Edius.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

55

Актерское мастерство.

Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по парам. Миниатюры.

Практическое занятие.

56

Фон и персонаж.

Лекция-беседа на тему «Как не задавить персонажа фоном». Демонстрация удачных и неудачных в этом плане анимационных фильмов в цветном и черно-белом вариантах.

Создание монохромного рисунка. «Отбивка» фона и персонажа. Работа с цветовым пятном.

57

Актерское мастерство.

Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам.

Практическое занятие

58

Пластилиновая анимация.

Просмотр детских анимационных фильмов с применением данной техники, созданных на Санкт-Петербургской детской анимационной студии «Да».

Разработка сценария для анимационного фильма с применением пластилиновой анимации.

Начало работы над новым анимационным фильмом.

59

Особенности разработки раскадровки пластилиновой анимации.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино А.М.Татарского. Просмотр анимационного фильма «Пластилиновая ворона»

Работа над раскадровкой, монтаж аниматика.

60

Макет в пластилиновой анимации. Пластилиновая кукла.

Просмотр анимационного фильма «Падал прошлогодний снег»

Работа по созданию макета для пластилиновой анимации. Установка света. Фона.

61

Движение персонажа в пластилиновой анимации.

Лекция-беседа о творчестве режиссера анимационного кино С.С. Меринова. Просмотр анимационного фильма «Куйгорож»

Работа по созданию пластилиновых персонажей. Съемка сцен.

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

62

Фон и персонаж в пластилиновой анимации.

Просмотр анимационных фильмов из серии «Гора самоцветов»

Анимация персонажей.Съемка сцен.

63

Фон и персонаж в плоскости.

Презентация педагогом принципов анимирования плоских пластилиновых персонажей.

Продолжение работы над анимацией персонажей.

64

Съемка сцен для анимационного фильма.

Лекция на тему: «Действие, реакция, этапы реакции персонажа, характер персонажа.»

Заключительныйэтап работы над анимацией персонажей.

65

Принципы работы с библиотекой шумовых эффектов.

Презентация библиотеки шумовых эффектов.

Запись реплик для анимационного фильма. Подбор музыки и шумов.

66

Работа со звуковым рядом.

Лекция с прослушиванием материала на тему: «Звук, ритм, график изображения и звука, акценты.»

Монтаж анимационного фильма. Работа со звуком.

67

Заключительный этап работы над очередным анимационным фильмом.

Раскадровка анимационного фильма «Остров» (Ф.С. Хитрук).

Просмотр фильма. Анализ ошибок Успехи в работе над фильмом.

Просмотр готового материала.

68

Текстура в визуальном ряде.

Лекция-презентация возможностей текстурного оформления визуального материала.

Выполнение упражнений на виды движения в различных технологиях.

69

Разработка мультипликата на «действие-реакцию».

Лекция о взаимосвязи действия и реакции персонажа, их необходимости в решении актерской задачи; умения по разработке мультипликата на «действие-реакцию».

Рисование набросков людей в движении.

70

Актерское мастерство.

Актерское мастерство. Разыгрывание сценок на заданную тему по группам.

Практическое занятие

Содержание занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Примечания

71

Лимитированная анимация.[1]

Лекция-беседа на тему «Лимитированная анимация» Просмотр фрагмента анимационного фильма Х. Мядзаки «Тоторо».

Рисование фонов и персонажей. Работа в графическом редакторе.

72

Сериальная анимация.

Лекция-беседа на тему «Сериальная анимация».  Просмотр фрагмента французского анимационного сериала «Букашки».

Придумывание истории «с продолжением». Законченность каждого фрагмента.

73

Авторская анимация.

Лекция-беседа на тему «Авторская анимация». Просмотр фрагмента анимационного фильма Ю.Б. Норштейна «Шинель»

Рисование небольшой раскадровки  собственной идее.

74

Анимация фотографий.

Лекция-беседа на тему «Анимация фотографий»

Работа с фототехникой. Работа в графическом редакторе.

75

Экскурсия

Педагог самостоятельно проводит экскурсию по школе-студии. Возможно привлечение специалистов, работающих на киностудии.

Проведение экскурсии в Школу-студию «ШАР»

Возможна замена экскурсии на другую киностудию.

76

Итоговое занятие

Подведение  итогов в виде зачета по пройденному теоретическому материалу в игровой форме. Коллективный просмотр вместе с родителями мультипликационного фильма (нескольких), созданного в процессе занятий в течение года.

Подведение итогового мониторинга знаний и умений обучающихся, полученных за первый год обучения по данной программе


[1] Лимитированная анимация – скупое, упрощенное движение, много диалогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Основы анимационного творчества"

Образовательная программа  "Основы анимационного творчества"является модифицированной. Наиболее оптимальным  для освоения данной образовательной программы является возраст детей 9-17 л...

АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

АНИМАЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙКузнецова Мария ВикторовнаЗайцев Алексей ЯковлевичГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр детского твор...

Психолого-педагогические аспекты анимационного творчества в дополнительном образовании детей

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ В настоящее время особенно актуальной задачей в системе общего образования является модернизации...

Эффективность детского анимационного творчества для художественного воспитания и социализации подрастающего поколения

В данном разделе представлены выдержки из программы по основам анимационног творчества.Актуальность проблемы. Актуальность создания инновационного инструмента художественного воспитания подрастающего ...

Педагогическая и психологическая целесообразность реализации программы "Основы анимационного творчества"

Методическое обеспечение.Программа реализуется по следующим принципам:·      принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;·...

Детское анимационное творчество. Делаем мультфильмы с детьми.

Одним  из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения  и социализации российских детей в XXI веке становится внедрение анимационных технологий в учебную деятельность...

Проект «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении»

Инновационный проект для одаренных детей «Развитие детского анимационного творчества в образовательном учреждении» (для детей младшего и среднего школьного возраста)....