"Портфолио учителя, как одна из форм прохождения аттестации»
материал на тему

Белоногова Ирина Сергеевна

 

Содержание:

 

 

  1. Содержание……………………………………………………………..2
  2. «Портфолио учителя: понятие, история, функции, существующие модели. Особенности процедуры аттестации педагога в форме защиты учительского портфолио»……………………………………3
  3. Модели портфолио учителя, наиболее оптимальные варианты для представления в ходе аттестации.……………………………………..4
  4. Список литературы…………………………………………………….8

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema-portfolio.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

(МБЛПУ ГДКБ № 4)

"Портфолио учителя, как одна из форм прохождения аттестации»

Выполнила:

Белоногова И.С.

Учитель биологии

Новокузнецк, 2013г

Содержание:

  1. Содержание……………………………………………………………..2
  2. «Портфолио учителя: понятие, история, функции, существующие модели. Особенности процедуры аттестации педагога в форме защиты учительского портфолио»……………………………………3
  3. Модели портфолио учителя, наиболее оптимальные варианты для представления в ходе аттестации.……………………………………..4
  4. Список литературы…………………………………………………….8

Портфолио – (от французского porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио известно Западной Европе с XV-XVI веков – архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам наброски строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Позже термин «портфолио» использовался в профессиональной среде мира моды (портфолио фотомодели – это альбом с фотографиями).

Портфолио в сфере образования появляется в середине 80-х гг. ХХ века в США. В настоящее время идея портфолио в образовании популярна во всём мире. В конце ХХ века в России говорят о портфолио ученика, позже – о портфолио учителя. В настоящее время в России нет устоявшейся модели портфолио учителя и можно встретить в литературе самые различные его интерпретации. Накопление и систематизация документов портфолио ведётся в течение всей профессиональной деятельности педагога в системе образования. Каждый отдельный материал должен датироваться.

Цели, задачи и класификация ПОРТФОЛИО

ЦЕЛЬ

Накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, оценка, самооценка и представление деятельности и профессионального развития за определенный период времени.

ЗАДАЧИ

проанализировать и обобщить свою работу;

связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;

отразить динамику профессионального развития;

представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.

ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;

содержательная – раскрывает полный спектр выполненных работ;

развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;

мотивационная – поощряет результаты деятельности;

рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три его основные типа:

Портфолио документов.

Портфолио работ.

Портфолио отзывов.

ВИДЫ ПОРТФОЛИО

Существуют разные виды портфолио:

аттестационный портфолио,

педагогический,

личный,

тематический,

комплексный,

портфолио коллектива,

ученический и даже портфолио семьи!

 На каком остановиться – каждый решает сам. Всё зависит от целей и собственных возможностей педагога.

Функции аттестационного портфолио учителя:

  • Средство создания условий для «запуска» механизмов самообразования, самопознания, самоактуализации личности педагога;
  •  Средство анализа и представления значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального роста педагога;
  • Альтернативная форма оценки профессионализма и результативности учителя при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории;
  • Результат работы педагога по программе профессионально - личностного саморазвития.

 Формы представления портфолио учителя:

Модель I

Раздел 1. Общие сведения об учителе.

1.ФИО, год рождения;

2.Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

3.Трудовой и педагогич. стаж, стаж работы в данном ОУ;

4.Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, тема курсов);

5.Копии документов, подтверждающих наличие учёных и почётных званий и степеней;

6.Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

7.Дипломы различных конкурсов;

8.Другие документы по усмотрению учителя.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

1.Материалы с результатами освоения учащимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

2.Сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов знаний, результатов участия детей в школьных, городских, краевых соревнованиях и конкурсах;

3.Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

4.Наличие медалистов;

5.Поступление в Вузы по специальности и т.п.

 Раздел 3. Научно - методическая деятельность. 

1.Материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

2.Материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий;

3.Материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогических диагностик для оценки методик;

4.Информация об использовании информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе;

5.Информация о работе в МО, сотрудничестве с Методическим кабинетом, вузами и др. учреждениями;

6.Информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

7.Информация об участии в методических и предметных неделях; 8.Информация об организации и проведении семинаров, «круглых столов», мастер - классов;

9. Информация о проведении научных исследований, подготовке творческого отчёта, реферата, доклада, статьи и др.

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. 

1.Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

2.Список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др;

3.Сценарии внеклассных мероприятий, фотографии проведённых мероприятий;

4.Программы элективных курсов, кружков, факультативов; 5.Другие документы.

Раздел 5. Учебно-материальная база.

1.Список словарей и другой справочной литературы по предмету;

2.Список наглядных пособий;

3.Наличие технических средств обучения;

4.Наличие компьютера и компьютерных средств обучения;

5.Аудио-, видео-, мультимедиапособия;

6.Наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;

7.Измерители качества обученности учащихся;

8.Другие документы по усмотрению учителя.

МодельII.

Раздел 1. Общие сведения об учителе.

Раздел 2. Этапы профессионального роста.

Раздел 3. Педагогическое общение.

Раздел 4. Результаты творческой деятельности учеников.

Раздел 5. Результаты творческой деятельности учителя.

Модель III.

Раздел 1. Общие сведения об учителе.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность.

Раздел 4. Обобщение опыта.

Раздел 5. Внеурочная деятельность по предмету.

Раздел 6. Работа в качестве классного руководителя.

Раздел 7. Учебно-материальная база.

Модель IV. (Портфолио учителей общеобразовательных учреждений, выдвигаемых на премию Президента РФ)

Раздел 1. Официальные документы.

Раздел 2. Данные о повышении квалификации и профессиональной подготовке.

Раздел 3. Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

Раздел 4. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

Раздел 5. Использование совр. образ. технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения по предмету и воспит. работе.

Раздел 6. Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние 3 года.

Раздел 7. Перечень представленных отзывов о педагогической деятельности учителя и её результатах.

Что ещё может быть в учительском портфолио?

1.Описание творческих, проектных, исследовательских работ (как методических, так и учебных);

2.Изготовленные наглядные пособия, дидактические, диагностические материалы;

3.Тексты, анализы проверочных и контрольных работ по классам; 4.Тематические списки методической, учебной художественной литературы для учителя и учащихся по предмету;

 5.Списки прочитанных за год книг с аннотациями;

6.Конспекты (планы) уроков, классных часов и внеклассных мероприятий по предмету;

7.Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях; 8.Свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях;

9.Дипломы, поощрения, награды;

10.Отзывы учеников, коллег, родителей и др.

Особенности процедуры аттестации педагога в форме защиты портфолио 

Портфолио позволяет сместить акценты с того, что педагог не знает и не способен реализовать, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Портфолио готовит сам педагог, экспертам важно понять, как он определяет свои достижения, что он хочет продемонстрировать в своей работе.

В принципе, педагогическое портфолио может быть свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога, а значит он сам может выбирать те или иные разделы для определения состава своего личного портфолио. Не стоит стремиться к полному единообразию в структуре портфолио учителя, но и не целесообразно отдавать оформление портфолио полностью на усмотрение учителя.

Экспертам при рассмотрении портфолио важно понять «ресурс» человека, представляющего портфолио, понять в какой сфере способности конкретного учителя получают наиболее эффективное применение и развитие. Не следует переоценивать роль официальных документов в портфолио: не всегда сертификаты, дипломы, грамоты свидетельствуют о том, что педагог соответствует заявленной им категории.

Экспертам следует обратить особое внимание при рассмотрении портфолио на способности учителя отразить в портфолио анализ своей деятельности. Педагогом должна быть представлена защита своего портфолио (презентация) перед экспертной группой в ходе аттестации. Использование технологии личного учительского портфолио не означает отказ от использования других форм аттестации.

Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость

Список литературы

  1. Волкова О.В. Самообразование педагога/ «Справочник заместителя директора школы» № 2/февраль 2011 г.
  2. Яковлева Н.И. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов/»Справочник заместителя директора школы» № 6/июнь 2008 г.
  3. http://pedsovet.su/
  4. http://ipknk.ru/ 
  5. http://nsportal.ru/
  6. http://wiki.iteach.ru/index.php/
  7. http://ipk.kuz-edu.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио профессиональной деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР как форма прохождения аттестации

Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской ак...

Материалы для подготовки к прохождения аттестации учителей истории и обществознания

Представлены материалы, которые могут пригодиться учителям истории и обществознания при оформлении портфолио для аттестации....

Выступление на тему "Портфолио учителя как одна из форм мониторинга"

Выступление на педагогическом совете "Педагогический мониторинг как необходимое условие повышения качества образовательного процесса"...

«Портфолио – как одна из форм предъявления результатов педагогической деятельности»

Выступление на заседании методического объединения художественной направленности...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье изложены пояснения и рекомендации по написанию, работе изащите индивидуальных учебных и творческих проектов...

Учебно- исследовательская и проектная деятельность как одна из форм промежуточной аттестации

Учебно- исследовательская и проектная деятельность как одна из форм промежуточной аттестации...