Отчет о работе теоретического отделения
методическая разработка по теме

Попова Ирина Алексеевна

Отчет о работе теоретического отделения ДШИ Трехгорного за 2012-2013 учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_rabote_to.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о работе теоретического отделения за 2012-2013 учебный год

Работа теоретического отделения проходила в соответствии с перспективным планированием, основные задачи которого выполнены в указанные сроки.

В начале года на отделении работало пятеро преподавателей:

Заведующая отделением – И.А.Попова, первая квалификационная категория, стаж 13 лет

Т.В.Мохнаткина – высшая квалификационная категория, стаж 27 лет

В.Г.Хуртина - первая квалификационная категория, стаж 41 лет

Л.А.Помазкина - высшая квалификационная категория, стаж 30 лет

Н.В.Букалова - высшая квалификационная категория, стаж 37 лет

В ноябре 2012 года Т.В.Мохнаткина уволилась из школы и уехала из города. Ее нагрузку перераспределили между В.Г.Хуртиной: VI класс – сольфеджио, музыкальная литература (ФО, ОНИ, СО), VII класс – сольфеджио, музыкальная литература (ФО, ОНИ) и Л.А.Помазкиной: I класс – сольфеджио (эстрадное пение)

Учебно-воспитательная работа

Основными задачами учебно-воспитательной работы этого года были: повышение качества знаний по предметам музыкально-теоретического цикла, и качества метроритмической работы на уроках сольфеджио, использование проектной деятельности на уроках музыкальной литературы и народного творчества, а также работа над активным использованием слуха в творческой и исполнительской практике учащихся.

Все уроки сольфеджио, музыкальной литературы и народного творчества проходили в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждую четверть проходили контрольные уроки, включающие дифференцированные письменные и устные задания. В течение года организовывались зачеты по разным формам работы в виде устного опроса, письменного или тестового задания по сольфеджио, музыкальной литературе и народному творчеству, сдача хоровых партий в младшем, старшем хоре, хоре мальчиков.

В начале года преподаватели индивидуально рассматривали условия посещения ДШИ учащимися, занятыми в других учреждениях дополнительного образования, а также учащимися младших классов, обучающихся в общеобразовательной школе по новым образовательным стандартам, предусматривающим введение внеклассных часов (что продляет пребывание детей в ОУ до 15.00) и постарались оптимально скорректировать расписание групповых уроков.  

Традиционно были закуплены Рабочие тетради по сольфеджио Г.Ф.Калининой, которые помогают учащимся и преподавателям в классной и домашней работе и оптимизируют процесс освоения теории музыки.

Все преподаватели отделения работали в группах раннего эстетического развития: И.А.Попова – 3-х, 6-ти летки (сольфеджио, ритмика), 5-ти летки (ритмика), Н.В.Букалова – 4-х летки (сольфеджио, ритмика), Л.А.Помазкина – 3-х, 6-ти летки (хор), 5-ти летки (сольфеджио, хор), В.Г.Хуртина – 5-ти, 6-ти летки (сольфеджио, хор). В начале I полугодия контингент учащихся ГРЭР составлял 105 человек, во II полугодии – 93 человек (отсев 11%). В сентябре прошли организационные родительские собрания, в течение года - тематические праздники, посвященные Новому году, 23 февраля, 8 марта, открытые итоговые уроки-концерты.

В течение года на отделение прошли 2 внутришкольных конкурса

Ноябрь: Конкурс на лучшую тетрадь по сольфеджио. Конкурс проводился каждым преподавателем в своем классе отдельно. О конкурсе учащиеся узнали в сентябре. Оценивались и рабочие тетради Г.Ф.Калининой, и нотные тетради по сольфеджио учащихся  III классов разных исполнительских отделений. Учитывались аккуратность ведения тетради, наличие всех тем, в итоге чего, победителями стали: Д.Смольникова (преп. Н.В.Букалова), К.Копысова (преп. Л.А.Помазкина), А.Рыбникова (преп. И.А.Попова), М.Конышев (преп. В.Г.Хуртина)

Февраль: Смотр компьютерных презентаций по музыкальной литературе. В смотре участвовали учащиеся выпускных классов. Темы работ предоставлялись на выбор в соответствии с календарем юбилейных дат 2012-2013 учебного года. Презентации готовились выпускниками вместе с преподавателями. Итоги: Диплом победителя – ученица V класса фольклорного отделения, Стипендиат Главы города по программе «Одаренные дети» М.Завизина (преп. Н.В.Букалова). Диплом за лучшее содержание – ученица VII класса струнного отделения Д.Муравьева (преп. Н.В.Букалова). Диплом за творческий подход - ученица VII класса фортепианного отделения В.Ковина (преп. В.Г.Хуртина). Диплом за лучшее оформление - ученица VII класса фортепианного отделения М.Сокушева (преп. Н.В.Букалова). Диплом за убедительное выступление - ученик VII класса фортепианного отделения А.Дектярев, Д.Борздыко (преп. В.Г.Хуртина). По итогам смотра был сделан анализ организации и проведения мероприятия, выявлены недочеты, которые будут ликвидированы в следующем смотре. На отделении сделан сборник текстовой основы презентаций с приложенным диском, на котором собраны продемонстрированные компьютерные презентации.  

Учащиеся школы достойно показали себя в Зональном и Областном конкурсах по сольфеджио. Оба конкурса проходили за счет финансирования родителей учащихся и преподавателей.

2 марта – IV Зональный конкурс «Творческое музицирование на уроках сольфеджио» (г. Златоуст). Итоги: А.Супонева и В.Хохлова (номинация «Народная песня с аккомпанементом») – III класс – Диплом Лауреата II степени, Н.Захлебина (номинация «Вокальный романс»)– VI класс – Диплом Лауреата III степени. Преподаватель В.Г.Хуртина

17 марта – IX Областной фестиваль – конкурс «Поем и играем на уроках сольфеджио» (г. Челябинск). Итоги: Д.Тимирханова и Т.Сулимова, конц. М.Симонян (номинация «Исполнение двухголосного ансамбля») – IV класс – Дипломанты конкурса, М.Симонян (номинация «Пение с собственным аккомпанементом») - IV класс – III место, Д.Тимирханова (номинация «Чтение с листа») - IV класс, Т.Сулимова (номинация «Пение с собственным аккомпанементом») – IV класс - грамоты за участие. Преподаватель И.А.Попова.

На разных этапах подготовки к конкурсам были организованы прослушивания учащихся с обсуждением качества конкурсной программы.

В конце года прошла итоговая и промежуточная аттестация по сольфеджио и итоговая аттестация по музыкальной литературе.

Итоговая аттестация учащихся по сольфеджио прошла в указанные сроки. Экзамен сдавали 40 учащихся: И.А.Попова – 20 человек, В.Г.Хуртина – 13 человек, Н.В.Букалова – 7 человек. Выпускница фортепианного отделения (5-летнее обучение) Д.Стулова освобождена от сдачи выпускного экзамена по сольфеджио в связи с заболеванием (девочка находится на домашнем обучении - справка прилагается). Отличные оценки получили 11 учащихся (27,5%) – В.Ковина, Д.Борздыко, Л.Потапов, Е.Шиляева, Н.Исаева (преп. В.Г.Хуртина), П.Мостовая, М.Завизина, А.Коротких, Е.Мелешкина (преп. И.А.Попова), Е.Самойлова, Д.Муравьева (преп. Н.В.Букалова), тройки – 7 учащихся (17.5%). Экзаменационная комиссия отметила оптимальный уровень подготовки учащихся в вокально-интонационных и слуховых формах. Все итоговые оценки учащихся были подтверждены. Последним заседанием секции теоретиков были утверждены единые билеты для 5-ти и 7-ми летнего сроков обучения.

Промежуточная аттестация по сольфеджио показала соответствие годовых оценок отметкам на экзамене. Экзамен сдавали 50 человек: И.А.Попова – 24 человек (качественная успеваемость – 91.6 %), В.Г.Хуртина – 7 человек (качественная успеваемость – 85.7 %), Н.В.Букалова – 8 человек (качественная успеваемость – 100 %), Л.А.Помазкина – 11 человек (качественная успеваемость – 100 %). Мелодические диктанты, подобранные преподавателями, различались по уровню сложности. С этим заданием учащиеся справились достаточно хорошо. Основные ошибки касались недочетов в написании штилей, некачественное переписывание с черновика, присутствовали ритмические ошибки.  В пении билетов дети показали неплохие вокально-интонационные навыки, эмоционально исполняли песни с аккомпанементом, репертуар которых соответствовал их возрасту, хорошо определяли на слух интервалы, гаммы и аккорды. От устного экзамена в рамках промежуточной аттестации освобождены М.Симонян, Т.Сулимова, Д.Тимирханова – участники конкурса.

Итоговая аттестация по музыкальной литературе проходила по утвержденным формам – музыкальная викторина, итоговый тест и реферат (компьютерная презентация). Музыкальные викторины составлялись преподавателями (И.А.Попова, Н.В.Букалова, В.Г.Хуртина) индивидуально,  соответственно уровню обученности учащихся. Они включали лучшие образцы попклассики русской и зарубежной музыки разных эпох. Итоговый тест разрабатывался с учетом дифференциации, особенностей прохождения программы и глубины изучения тем. Темы рефератов (компьютерных презентаций) были посвящены юбилейным датам 2012-2013 учебного года. Учащиеся-участники смотра компьютерных презентаций были освобождены от последней формы: Н.Исаева, Д.Теплякова (преп. В.Г.Хуртина), Л.Некрутова (преп. Н.В.Букалова), учащиеся, награжденные дипломами, освобождены от итоговой аттестации полностью. Качественная успеваемость по музыкальной литературе: И.А.Попова – 76,9 %, Н.В.Букалова – 71,4 %, В.Г.Хуртина – 100 %    

Протоколы экзаменов заполнены в соответствии с требованиями. При подготовке к переводным и выпускным экзаменам преподавателями отделения проводились консультации в весенние каникулы.

В рамках учебно-воспитательной работы каждый преподаватель отделения вел работу по стабильной посещаемости учащимися предметов музыкально- теоретического курса. Раз в две недели в учительской вывешивались информационные листки о посещаемости и успеваемости учащихся музыкальных отделений школы. Теоретики тесно контактируют с преподавателями по специальности, регулярно обзванивают или встречаются с родителями учащихся. Много пропусков у учащихся фольклорного и эстрадного отделений (преп. Е.Ю.Литвинова, Т.В.Зайцева). С отстающими учениками преп. В.Г.Хуртина работала в каникулярное время.

Весь год работала информационная доска юбилейных дат, к оформлению которой привлекались учащиеся разных классов.  

Методическая работа

В течение учебного года прошло 9 заседаний секции теоретиков. На малых педсоветах обсуждались вопросы успеваемости и посещаемости музыкально-теоретических дисциплин, обучения и воспитания учащихся, положения конкурсов, анализ контрольных срезов по разным предметам, методические вопросы, подготовка к внеклассным мероприятиям и др.

В октябре И.А.Поповой сделан традиционный обзор новой учебно-методической литературы. Представленные сборники могут использоваться в работе с детьми разного возраста на уроках сольфеджио (Т.Огородникова-Духанина «Музыкальные игры на уроках сольфеджио», Л.Ефремова «Учиться интересно!»), музыкальной литературы (А.Фролов Учебник музыкально литературы для 3-го и 4-го классов – Первый год обучения, Н.В.Панова «Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь») и в группах раннего эстетического развития (М.Погребинская «Музыкальные скороговорки», Т.Рокитянская «Воспитание звуком», И.Каплунова, И.Новоскольцеа «Мы играем, рисуем и поем»).

С октября И.А.Попова и В.Г.Хуртина начали готовить учащихся к конкурсам. Вся работа велась во внеурочное время. Дополнительная нагрузка учащихся обговаривалась с родителями. Качественная методическая работа преподавателей по организации вокально-интонационной деятельности в одно- и двухголосии позволила учащимся занять места в конкурсах. Преподаватели получили Благодарственные письма от оргкомитетов за подготовку участников конкурсов.

К контрольным, зачетным урокам по сольфеджио, музыкальной литературе и народному творчеству преподавателями разрабатывались письменные работы, тесты, викторины, опросники, кроссворды, таблицы, «угадайки» и др. Такие разнообразные формы контроля развивают мышление учащихся, углубляют их знания и вносят интерес в учебно-познавательный процесс.

При подготовке репертуара хоровых коллективов преп. Л.А.Помазкина сделала аранжировки и гармонизации вокальных произведений.

В январе В.Г.Хуртина подготовила обзор периодики. Доступные издания, к сожалению, не содержат статьи о вопросах методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин. Преподавателем была представлена информация по статьям, максимально приближенным к сфере профессиональной деятельности педагогов-теоретиков: статьи по психологии и воспитанию подростков, очерки для уроков музыкальной литературы («Жанры музыки», «А вальс кружит как в первый раз», «Инструментальные жанры», «Творчество народов мира», «Рихард Вагнер»), сценарии литературно-музыкальных композиций, статьи о реализации предпрофессиональных программ в ДШИ, для чего В.Г.Хуртиной потребовалось отфильтровать большой объем печатных изданий.

В мае Н.В.Букаловой сделан доклад «Память: виды и методы работы», который получил положительную оценку коллег. Ценность доклада заключалась в том, что его основа – это синтез информационного материала, методологии,  практической деятельности преподавателя и возможность использования найденных методов работы другими преподавателями на уроках сольфеджио, музыкальной литературы и народного творчества.

Одна из основных задач методической работы этого учебного года – создание дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями. Преподаватели вплотную занимаются этим вопросом и подготовкой программ к рецензированию: И.А.Попова, Л.А.Помазкина «Сольфеджио», И.А.Попова «Музыкальная литература», «Слушание музыки», Л.А.Помазкина «Хоровое пение», Н.В.Букалова «Народное творчество»

Внеклассная и культурно-просветительская работа

В течение учебного года прошли следующие мероприятия:

  • Октябрь – Филармония дошкольника на базе Д/С № 16 «Бригантина», посвященная Дню музыки и Дню учителя. Автор сценария и ведущая И.А.Попова
  • Октябрь – «Здравствуй, осень!» - открытые уроки в ГРЭР 5-6-ти лет (преп. В.Г.Хуртина)
  • Декабрь – концерт, посвященный памяти И.Б.Гопоненко. Автор сценария и ведущая И.А.Попова
  • Декабрь – «Музыкальный апельсин»- концерт детского музыкального творчества. Автор сценария и ведущая И.А.Попова
  • Декабрь – Новогодние праздники в ГРЭР: 1) 3-летки (преп. И.А.Попова, Л.А.Помазкина, Н.Е.Войнова), 2) 4-летки (преп. Н.В.Букалова, Н.Е.Войнова, Н.А.Набойщикова), 3) 5-6-летки (преп. преп. И.А.Попова, Л.А.Помазкина), 4) 5-6-летки (преп. В.Г.Хуртина, Н.Е.Войнова)
  • Февраль - открытый урок по хору и ритмике в ГРЭР (5-ти, 6-ти летки – преп. В.Г.Хуртина, Н.Е.Войнова), посвященный 23 февраля и 8 марта.
  • Март – филармония школьника (МБОУ «СОШ №112», 1-е классы) на базе ДШИ. Автор сценария и ведущая Н.В.Букалова
  • Март – открытый урок по хору в ГРЭР (3-х, 5-ти, 6-ти летки – преп. Л.А.Помазкина), посвященный 8 марта.
  • Апрель – концерт А.Полевой и М.Мазурина. Автор сценария и ведущая И.А.Попова
  • Апрель – концерт учащихся вокального отделения П.Бреевой и С.Тюпаевой. Автор сценария и ведущая И.А.Попова
  • Апрель – Итоговые открытые уроки для родителей ГРЭР с концертами
  • Май – концерт Стипендиата Главы города по программе «Одаренные дети» Н.Исаевой. Автор сценария и ведущая И.А.Попова

Поощрения:

За большой педагогический труд по подготовке участников IX Областного Фестиваля-конкурса детского творчества «Поем и играем на уроках сольфеджио» И.А.Попова получила Благодарственное письмо (Председатель жюри: профессор ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского, дпн, член-корреспондент РАН естествознания Е.Р.Сизова. 10 марта 2013 г.)

За многолетний добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником Днем работника культуры преподаватели отделения получили поощрения: И.А.Попова - Почетная грамота Министерства культуры Челябинской области, В.Г.Хуртина – Почетная грамота Отдела культуры, Л.А.Помазкина, Н.В.Букалова – Благодарственное письмо администрации ДШИ.

За плодотворное музыкально-эстетическое развитие младших школьников, результативное использование в работе с ними технологии музыкальной педагогики И.А.Попова и Н.В.Букалова получили Благодарственные письма (Директор МБОУ СОШ № 112 И.В.Алябушева)

Проблемы:

  1. Работа над качеством умений и навыков учащихся – выпускников пятилетнего срока обучения
  2. Низкий процент успеваемости учащихся фольклорного отделения, не имеющих предмета «Фортепиано»
  3. Посещаемость групповых дисциплин
  4. Низкая наполняемость групп преподавателя Н.В.Букаловой
  5. Отсутствие системы в повышении квалификации
  6. Участие преподавателей отделения в конкурсах и конференциях

Зав.теоретическим отделением                                                И.А.Попова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы хореографического отделения

Краткий отчет об основных мероприятиях в учебном году отделения хореографического искусства ДШИ...

организация работы постшкольного отделения. Из опыта работы.

Наша школа почти 10 лет работала по программе постшкольного сопровождения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Отделение посещали выпускники коррекционных школ, надомного обучени...

Обобщение опыта работы заведующей отделением

Обобщение опыта работы содержит материалы по организации работы заведующего очным отделением...

Специфика работы воспитателя отделения

Воспитатель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним отделении....

статья " Коррекционно-развивающая работа в отделении " Милосердие"".

В данной статье описана  коррекционно-развивающая работа в отделении " Милосердие"....

Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...

Отчет о работе инновационной площадки Первичного отделения РДШ

Аналитическая справка о промежуточных итогах  инновационной деятельности Первичного отделения РДШ...