Как развить творческий потенциал ребенка?
статья на тему

Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Почему же результаты часто расходятся с намерениями? Проблема в том, что смысл выражения «творческий ученик» педагогами зачастую понимается весьма стереотипно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_tvorcheskiy_potentsial_rebenka.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как развить творческий потенциал ребенка?

Большинство учителей говорят, что они хотели бы, чтобы их ученики были творческими личностями. Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Почему же результаты часто расходятся с намерениями? Проблема в том, что смысл выражения «творческий ученик» педагогами зачастую понимается весьма стереотипно. Как правило, «творческие способности» учителя отождествляют с интеллектуальными способностями, которые ничего не говорят о творческой активности личности ребенка.

Учителя представляют себе творческого ученика как быстро обучающегося, дисциплинированного, эрудированного, общительного, исполнительного, легко приспосабливающегося. Исследователи же творчески одаренных детей отмечают, что они отличаются как раз противоположными качествами: конфликтностью, противоречивостью, повышенной чувствительностью и ранимостью, критичностью, неровным поведением и т.д.

В школе творческими обычно считаются дети, которые хорошо рисуют, выступают в самодеятельности, обладают энциклопедическими знаниями, феноменальной памятью и т.д. Но о том, что в сравнении с ними какой-нибудь хулиган или двоечник может быть гораздо более творческим, речи не идет. Получается, что учителя просто «не видят» действительно творческих детей, в результате чего их способности остаются незамеченными, нереализованными в стенах школы и часто «блокируются», начинают проявляться в асоциальном поведении. Более того, не хотят видеть. Ведь творческий ребенок неудобен, поскольку не похож на других, а значит, к нему неприменимы общепринятые методы воздействия. К каждому такому ребенку нужно искать свой подход, а это требует от педагога именно творческих усилий, к которым далеко не все педагоги бывают готовы.

Педагоги, пытаясь развивать в учениках способность к творчеству, всегда или почти всегда дают детям вполне определенные задания: «нарисуй картину», «придумай рассказ», «реши задачу». При этом в лучшем случае формируется способность к адаптивной активности, то есть способность действовать в заданном направлении без самостоятельно поставленной цели. В результате вырастают не творцы, а исполнители.

Самостоятельное же целеполагание ребенка может проявляться, к примеру, в неожиданных вопросах, к которым учитель бывает иногда не готов, или в шутке, остроте, оригинальном взгляде, в собственном отношении.

Положим, на уроке литературы идет работа по «развитию» эмоционального восприятия детей. Учитель задает вопрос: «Какая бывает зима?»

Ученик: «Снежная».

Учитель: «Правильно».

Другой ученик: «Холодная».

Учитель: «Правильно».

Третий ученик: «Мутная».

Учитель: «Садись и подумай!»

В ответе «мутная» ребенок не выдает стереотип, который когда-то слышал, а передает настроение, собственное отношение к зиме. Это и есть подлинно творческое решение, рожденное только сейчас. Но для учителя оно – неблагозвучно, непонятно, неправильно. В результате творческая активность ученика не поддерживается, а наоборот, через негативную оценку подавляется. Творческий педагог мог бы отреагировать так: «Мутная? Ух ты! Первый раз слышу такое определение зимы! Объясни, что это значит для тебя?» В этом случае ученик получает обратную связь в виде подтверждения своей оригинальности: он придумал что-то необычное. Это условие осознания учеником себя как субъекта творческой деятельности.

Неудобное поведение ученика может являться признаком нераскрытого творческого потенциала. Ведь по сути, творчество – это не приспособляемость, а выход за пределы, преодоление границ и стереотипов, «полет в бесконечность».

Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. И пусть в нашей обычной, неинновационной школе наш ученик не блистает в учебе, он может проявить себя во внеурочной деятельности. Творить его мир, наполнять этот мир красками эмоций, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке, - вот работа учителя. Не менее интересно развивать способного ученика, вместе с ним выполнять творческую работу, развиваться самим. А для этого надо создавать ситуацию успеха.

  Ребёнок — это мотылёк над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему надо помочь, чтобы у него отросли крепкие крылья.

«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учитель должен впитать море света». А это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимавшийся своим самообразованием. «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться». (Элвин Тоффлер). Люблю учиться, посещать различные курсы, слушать умных людей. В этом смысле мне повезло, у меня была возможность поучиться у двух великих педагогов, которых я считаю своими наставниками. Давно поняла: даже самые, казалось бы, бесполезные курсы все равно принесут какую-то пользу.

Интересная интернет-информация. Есть такой сайт  info@zavuch.info. Если на нем зарегистрироваться, то можно регулярно получать приглашения для участия в дистанционных курсах, видеоконференциях, семинарах. Регулярно по почте приходит информация: «Самое основное на портале "Сеть творческих учителей". Что есть и что будет». Вот предложения сайта за последнюю неделю: 

1. Приглашаем принять участие в конференции по теме:                      "Использование современных образовательных технологий"

2. Приглашаем пройти курсы повышения квалификации по теме: «Педагогические измерения в системе мониторинга с использованием ИКТ»

          3. Конкурсы для Вас и Ваших учеников!          (Завуч-инфо предлагает конкурсы как для учителей, так и для детей).

«Третий год мы с ребятами участвуем в конкурсе "Волшебное перышко". Мы ждем его, готовимся, и с приходом осени наша жизнь преображается. Нам интересно общаться, обсуждать работы, комментарии к ним. "Волшебное перышко" не только развивает, конкурс сближает нас. Спасибо Вам, дорогие организаторы. Успехов!»     Это я написала в Интернете в комментариях к конкурсу «Волшебное перышко 2012». И в самом деле, этот конкурс объединяет  меня с детьми. Известно, ничто не сближает так, как положительные эмоции. Мы следим за результатами, подключаем знакомых для голосования, радуемся, когда удается вырваться вперед, - одним словом, сопереживаем.

Конкурсов много, но детей ведь еще больше. Как говорила на последнем педсовете Алевтина Ивановна, сейчас важно не лидеров развивать, не тех, кто самый способный, важно обратить внимание на обычного ученика. Конечно, у меня не всегда так получается, но стараюсь задействовать в разных конкурсах разных детей. В конкурсе чтецов  участвует один, в конкурсе сочинений – другой,  в краеведческих чтениях – третий. Надо рядовому школьнику помочь поверить в себя, окрылить его, заинтересовать. Помню, давным-давно на встрече с артистом и режиссером Качалиным (его имя носит наш новомосковский драмтеатр) я услышала такую фразу: Делайте то, что нравится вашим детям. Может быть, это где-то непедагогично, но это правильно. Вот почему за О.А. Бодровой ее кружковцы ходят следом? Им нравится выступать. В этом весь секрет. Они, скорее всего, не отличники в учебе, но им нравится, когда работают именно с ними, лично с ними. Когда ИМ уделяет внимание учитель.

А еще в работе должен быть результат, выход, продукт деятельности. И вот здесь еще одно важное условие: результат должен быть успешным. Приходится помогать, поправлять, подсказывать…. Но если ребенок победит – все, он ваш. Теперь вы будете брать его голыми руками, теперь он пойдет за вами в огонь и в воду, т.е. он будет участвовать в конкурсах еще и еще. Тем более, если о нем сказали в классе, написали на школьном сайте, в День победителя вручили  грамоту, написали в газете. Как мы говорили, ситуация успеха окрыляет. Практикую такой прием: одну и ту же работу отправляем на различные конкурсы. Больше дипломов – толще портфолио ученика.

Есть только сожаление, что мы не успеваем участвовать во всех

Большинство учителей говорят, что они хотели бы, чтобы их ученики были творческими личностями. Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Почему же результаты часто расходятся с намерениями? Проблема в том, что смысл выражения «творческий ученик» педагогами зачастую понимается весьма стереотипно. Как правило, «творческие способности» учителя отождествляют с интеллектуальными способностями, которые ничего не говорят о творческой активности личности ребенка.

Учителя представляют себе творческого ученика как быстро обучающегося, дисциплинированного, эрудированного, общительного, исполнительного, легко приспосабливающегося. Исследователи же творчески одаренных детей отмечают, что они отличаются как раз противоположными качествами: конфликтностью, противоречивостью, повышенной чувствительностью и ранимостью, критичностью, неровным поведением и т.д.

В школе творческими обычно считаются дети, которые хорошо рисуют, выступают в самодеятельности, обладают энциклопедическими знаниями, феноменальной памятью и т.д. Но о том, что в сравнении с ними какой-нибудь хулиган или двоечник может быть гораздо более творческим, речи не идет. Получается, что учителя просто «не видят» действительно творческих детей, в результате чего их способности остаются незамеченными, нереализованными в стенах школы и часто «блокируются», начинают проявляться в асоциальном поведении. Более того, не хотят видеть. Ведь творческий ребенок неудобен, поскольку не похож на других, а значит, к нему неприменимы общепринятые методы воздействия. К каждому такому ребенку нужно искать свой подход, а это требует от педагога именно творческих усилий, к которым далеко не все педагоги бывают готовы.

Педагоги, пытаясь развивать в учениках способность к творчеству, всегда или почти всегда дают детям вполне определенные задания: «нарисуй картину», «придумай рассказ», «реши задачу». При этом в лучшем случае формируется способность к адаптивной активности, то есть способность действовать в заданном направлении без самостоятельно поставленной цели. В результате вырастают не творцы, а исполнители.

Самостоятельное же целеполагание ребенка может проявляться, к примеру, в неожиданных вопросах, к которым учитель бывает иногда не готов, или в шутке, остроте, оригинальном взгляде, в собственном отношении.

Положим, на уроке литературы идет работа по «развитию» эмоционального восприятия детей. Учитель задает вопрос: «Какая бывает зима?»

Ученик: «Снежная».

Учитель: «Правильно».

Другой ученик: «Холодная».

Учитель: «Правильно».

Третий ученик: «Мутная».

Учитель: «Садись и подумай!»

В ответе «мутная» ребенок не выдает стереотип, который когда-то слышал, а передает настроение, собственное отношение к зиме. Это и есть подлинно творческое решение, рожденное только сейчас. Но для учителя оно – неблагозвучно, непонятно, неправильно. В результате творческая активность ученика не поддерживается, а наоборот, через негативную оценку подавляется. Творческий педагог мог бы отреагировать так: «Мутная? Ух ты! Первый раз слышу такое определение зимы! Объясни, что это значит для тебя?» В этом случае ученик получает обратную связь в виде подтверждения своей оригинальности: он придумал что-то необычное. Это условие осознания учеником себя как субъекта творческой деятельности.

Неудобное поведение ученика может являться признаком нераскрытого творческого потенциала. Ведь по сути, творчество – это не приспособляемость, а выход за пределы, преодоление границ и стереотипов, «полет в бесконечность».

Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. И пусть в нашей обычной, неинновационной школе наш ученик не блистает в учебе, он может проявить себя во внеурочной деятельности. Творить его мир, наполнять этот мир красками эмоций, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке, - вот работа учителя. Не менее интересно развивать способного ученика, вместе с ним выполнять творческую работу, развиваться самим. А для этого надо создавать ситуацию успеха.

  Ребёнок — это мотылёк над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему надо помочь, чтобы у него отросли крепкие крылья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Развите творческой деятельности

Формирование учебной творческой деятельностиучащихся на уроках трудового обучения и спецтехнологии....

Как развить творческое мышление

Хотелось бы, осветить те вопросы, которые связаны с пониманием закономерностей восприятия и переработки информации, осуществляемых на основе применения современных средств символической и образной реп...

Методическая разработка" Как организовать самоподготовку суворовцев и развить творческое мышление."

Практические рекомендации по проведению самостоятельной подготовке....

Как развить творческие способности детей с ОВЗ

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Человек должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Как сделать так...

«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...