Развите творческой деятельности
методическая разработка по технологии по теме

Азизова Галина Викторовна

 

Формирование учебной творческой деятельности

учащихся на уроках трудового обучения и спецтехнологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvite_tvorcheskoy_deyatelnosti.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной творческой деятельности

учащихся на уроках трудового обучения и спецтехнологии.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании », содержание и процесс образования необходимо ориентировать на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации и раскрытия творческого потенциала.

    Творческая деятельность учащегося имеет формирующее значение – через нее формируется творческая личность. Поэтому эффективность педагогического процесса тем выше, чем более разнообразный и богатый опыт творчества получает внутри него учащийся.

    Необходимость дальнейшего совершенствования системы начального профессионального образования продиктована жизнью. Вся система профессионального образования должна быть ориентирована на обеспечение высокого уровня квалификации и компетентности молодого специалиста, его конкурентоспособности. В современном обществе подготовка специалиста предусматривает у него, кроме профессиональных, следующих качеств: нестандартность мышления; способность принимать решения в конкурентной среде; умение работать в составе команды; ладить, договариваться с людьми, избегать конфликтов, искать компромиссы; быть ответственным, инициативным, верить в успех.

    Для каждого отдельного человека его профессиональное образование выступает в двух значениях:

  -  как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности, поскольку в наибольшей мере человек раскрывает свои способности в труде и в первую очередь – в профессиональном труде;

  -  как средство устойчивости социальной самозащиты и адаптации человека в условиях рыночной экономики, как его собственность, капитал, которым он распоряжается  и будет распоряжаться как субъект на рынке труда.

   Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Ведь ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут представить учителю готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия и состав учащихся.

   Чтобы привлечь внимание активизировать учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать, преподавателю необходимо применять нетрадиционные формы в обучении: уроки соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения, уроки творчества, уроки-экскурсии и т.д.

   Как показывает практика, нетрадиционные формы в обучении и воспитании предполагают:

  -  Использование коллективных способов работы учащихся;

  -  привитие интереса к предмету, избранной профессии;

  -  развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску.

  - при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

  - использование словарей по определенной тематике;

  - составление кроссвордов, тестов и инструкционно-технологических карт;

  Такая работа способствует становлению новых отношений между преподавателем и учащимся, которые становятся партнерами педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. Что в свою очередь повышает интерес учащихся к учебной деятельности. Учебный процесс становится средством повышения уровня профессионализма педагога. Стимулирует творческий подход к работе. Особое внимание уделяется оценке деятельности учащегося. Наряду с оценкой преподавателя используется такая форма как оценивание отдельных видов работ самими учащимися и подчас более значима оценка сокурсников, чем оценка педагога.

  Обучая будущего специалиста профессии, преподаватель специальных дисциплин, должен быть постоянно нацелен на привитие молодому специалисту таких качеств личности, которые в целом составляют понятие «компетентный» или «конкурентоспособный» специалист. Я выделяю некоторые, на мой взгляд особо важные качества: творческий подход к любому делу, в том числе к процессу обучения, умение не просто учиться, а добывать знания самому. Самостоятельность, в том числе при оценке своих знаний, гибкость и быстрота мышления, умение правильно пользоваться терминологией.

    В толковом словаре Ожегова творчество понимается как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

     Психологический словарь под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского: творчество или креативность – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

     Таким образом, творческая (креативная) личность должна обладать рядом признаков. Существует несколько точек зрения, какими должны быть эти признаки. Я считаю целесообразным взять за основу параметры креативности по Гилфорду:

   - потребность в творческом труде;

   - предвосхищение результата;

   - волевая самореализация;

   - владение средствами и предметами;

   - ориентировка в производстве продукта;

   - построение учебного процесса в зависимости от запросов ученика.

  Процесс творчества включает два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения.

   Многие философы и психологи выделяют принципиальные отличия «творчества» и «предметной деятельности».

   Творческая активность, в отличие от предметной деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Показателями этого результата являются: новизна, оригинальность, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, осмысленность, целесообразность, ценность.

   Творческая учебно-познавательная деятельность как высший уровень «учебной деятельности» школьника предполагает правильную ее организацию и включает в себя три звена: мотивационно-ориентировочное (постановка учебной задачи), исполнительско-операционное (учебные действия для решения учебной задачи), контрольно-оценочное (контроль и оценка действия).

   В тоже время рассматривая учебную творческую деятельность как аналог «научного творчества», можно выделить в ней четыре основных этапа: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.

   Содержание творческой деятельности учащихся рассматривается как ряд мыслительных операций и действий учащихся:

   - определение проблемы, т.е. установление несоответствия между желаемым и действительным;

   - формулировка гипотезы по решению проблемы;

   - перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию;

   - внесение новых элементов действий в показанные на образцах, изменение сложившейся структуры выполнения задач, преобразование усвоенных ранее способов деятельности;

   - применение для решения задач принципиально отличных от ранее известных способов деятельности, отличающихся самостоятельностью и оригинальностью (нестандартностью).

   - определение для решения проблем новой функции объекта, т.е. установление нового значения роли, обязанности, сферы деятельности.

   В целом содержание творческой деятельности учащихся составляют неалгоритмизируемые интеллектуальные процедуры деятельности, включающие самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; обнаружение проблем в знакомых условиях; выявление неожиданных функций и структуры знакомых объектов; самостоятельный поиск, создание нового продукта или способов решения проблемы; конструирование своеобразных, оригинальных, новых комбинаций уже известных приемов действия (ранее использовавшихся учащимся при решении познавательных задач).

   В педагогике и психологии учебный опыт определяется как система знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания.

   В психолого-педагогической литературе выделяется два подхода к пониманию  источника опыта в учебной деятельности.

   Творчеству нужно учить, постепенно вести учащихся от подражания и ремесленного исполнения дела к искусному, своеобразному, к творчеству, поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками и, конечно, стимулируя творческую деятельность.

   В процессе творческой деятельности школьник комбинирует уже известные и новые знания из личного опыта в новые конфигурации в зависимости от интересов и необходимости в данный момент или в дальнейшей жизни.

  Интересна точка зрения Г. И. Щукиной, которая считает, что активность школьника развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Основными уровнями активности (деятельности) являются:

   - репродуктивно-подражательная активность, в процессе которой опыт деятельности накапливается через опыт другого и включает процессы анализа последовательности действий, обработки более сложных приемов, операций, процесс целостного осмысления пути решения, результатов и т.д.;

   - поисково-исполнительная активность представляет собой более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения;

   - творческая активность являет собой высший уровень, поскольку сама задача может ставиться учащимися и ими же выбираются новые, оригинальные пути её решения.        Творческая познавательная деятельность учащихся – процесс усвоения теоретического материала и решение задач по применению знаний на практике на основе элементов самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования как результатов решений, так и способов, процессов деятельности.

  В своей профессиональной деятельности в целях развития творческих способностей учащегося я наиболее часто использую метод проектов.

    Реализации метода проектов способствуют интегрированные занятия. Предлагаю вашему вниманию модель, которую я использую в своей работе.

     При изучении теоретического материала, большое значение играют наглядные пособия, а вот их у нас как раз и не хватает. Я предлагаю учащимся подумать над этой проблемой. Затем на занятиях обсуждаем те идеи, которые предлагают учащиеся. Выбираются лучшие идеи. Затем они обсуждаются, в результате обсуждения разрабатывают план дальнейшей работы. В содержание плана входят разделы:

  -  разработка чертежа макета;

  -  подбор необходимой информации;

  -  техника безопасности при выполнении работ

  -  подбор материалов;

  -  подбор необходимых инструментов;

  -  составление сметы работ;

  -  расчет времени, необходимого для каждого вида работ;

  -  изготовление макета.

   Учащимся, чтобы работать над проектом требуется владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

   К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Это задачи обучения различным видам речевой деятельности.

   К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.

   К коммуникативным умениям относятся прежде всего умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение лаконично излагать свою мысль.

  Особое внимание уделяется оцениванию работ, при этом используется метод самооценки. При использовании данного метода развиваются не только творческие способности учащегося, но и повышается интерес к избранной специальности, совершенствуются профессиональные навыки, углубляются теоретические знания. В процессе работы над макетом интегрируются знания учащегося по специальным дисциплинам, по материаловедению, технологии, охране труда, черчению, экономике.

   Развитию профессиональных знаний и практических навыков способствуют уроки-экскурсии. К примеру, при изучении темы «Декоративные штукатурки» предусмотрена экскурсия по центру города. В процессе экскурсии синтезируются знания учащихся по темам «Части здания», «Архитектурные украшения зданий», «Выполнение тяг» и «Декоративные штукатурки».

   Урок-экскурсия способствует повторению пройденных ранее тем, теоретических знаний по специальности, развитию творческих способностей.

   Работа с учебником – один из важных методов обучения. При изучении новой темы учащемуся предлагается работа, способствующая усвоению нового материала. Только усвоив новый материал, учащиеся способны пользуясь учебником составить схему технологической последовательности операции какой-либо конкретной работы.

   В преподавании специальной дисциплины «Технология отделочных строительных работ» эффективны следующие методы:

   - деловая игра;

   - метод малых групп;

   - проблемный метод;

   - интегрированный метод.

  Среди методов учебной работы особое место принадлежит деловой игре.

  Деловая игра представляет собой одну из эффективных форм самостоятельной работы учащихся, позволяет развить творческое начало в личности, усилить их познавательную деятельность.

    До начала занятий дается полная информация о ситуации, формируются группы, и каждая из них получает по одной ситуации. Игрой управляет преподаватель. Такая форма игры пригодна для учащихся старших курсов, имеющих определенный запас знаний по специальности.

    Деловая игра состоит из четырех этапов. На первом этапе идет подготовительная работа. На втором этапе – преподаватель представляет участников игры, приглашенных специалистов. Представление коллективов, их рекламу, паспорт делают учащиеся. Так как мы готовим специалистов отделочников, то и коллективы должны быть строительными фирмами, например «Заказчик» и «Подрядные организации». Эксперты оценивают представление коллективов баллами. Преподаватель предоставляет слов приглашенным специалистам с кратким изложением, допустим, о возможностях фирмы, об используемых материалах при выполнении отделочных работ, о новых технологиях. Затем участники задают вопросы. Вопросы, их сущность, оформление оценивают эксперты. Третий этап- подведение итогов игры. Эксперты заранее на доске записывают систему баллов и названия фирм и выставляют общий балл. Четвертый этап – анализ урока. Анализ проводит преподаватель: как усвоен материал, основные моменты по организации урока, о качестве усвоения материала, недостатки урока.

   При подготовке деловых игр надо стараться приблизиться к реальным условиям. Например, для закрепления теоретических знаний по теме «Облицовочные работы». Учащиеся должны подобрать необходимые материалы, инструменты, уметь обсчитать потребность материалов для какого-то помещения, высчитать себестоимость работ. Проведение таких игр позволяет приобрести учащимся навыки и приемы умственного труда, лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности, развить творческие способности.

   Следующая форма работы – это метод малых групп. Группа делится на микрогруппы, и в каждую группу входят сильный, средний и слабый учащийся. При этом сильный учащийся берет на себя функции преподавателя, распределяет и контролирует работу товарищей. В такой микрогруппе основные мотивационные установки у каждого учащегося – не подвести товарищей в своих микрогруппах. В отличие от дифференцированного обучения, в этой методике дается одна тема на микрогруппу, а решают ее все, независимо от уровня развития, тогда слабый будет стремиться выполнить задание на уровне лидера. Микрогруппа, посовещавшись, выдвигает своего представителя для «защиты» выполненного задания. Это может быть коллективная работа по составлению таблиц, инструкционно-технологических карт, проблемных вопросов по спецтехнологии. Помимо этого, микрогруппа может принять участие и в объяснении нового материала, которое контролируется участниками других микрогрупп и преподавателем.

   Группа принимает активное участие в ее оценке. В микрогруппах студенты научатся слушать и слышать друг друга, чтобы прийти к единому мнению, то есть у них вырабатывается не только собственное мнение, но и уважение к мнению товарища. В этих условиях решается проблема индивидуализации обучения, так как в микрогруппах у слабых учащихся снимается напряжение, усиливается их внимание и ответственность за выполнение работы.

    Проблемный метод. Принципиальное отличие проблемного метода от объяснительно-иллюстративного в том, что обучающийся превращается в человека, испытывающего потребность в информации. Преподаватель ставит перед учащимися проблемные вопросы, и они сталкиваются с проблемной ситуацией, с противоречием между новым фактом и ранее усвоенными знаниями и с помощью преподавателя должны самостоятельно разобраться и понять суть того или иного явления или процесса, то есть проявлять активную мыслительную способность. При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение проблемы – познавательной задачи, выдвигаемой в форме вопроса, задания.

   Проблемное обучение осуществляется практически с применением всех методов обучения и прежде всего в процессе эвристической беседы. Существуют различные способы создания проблемных ситуаций. Например, когда учащимся необходимо практически использовать свои знания и умения в новых, непривычных для них условиях. Выдача заданий, требующих сообразительности и практической смекалки. Предложение учащимся заданий с недостаточными или избыточными данными, с недостаточно конкретно поставленными вопросами, с противоречивыми данными и т.д.

   Таким образом, при проблемном обучении студенты сами добывают знания под руководством преподавателя, находят новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования. При этом у обучаемых формируется творческое воображение и догадка, накапливается опыт творческой деятельности, что приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности.

  Метод интегрированного занятия. Изучая возможности данного занятия, можно сказать, что за этой методикой будущее. Благодаря ей у учащихся формируется реальное представление о своей будущей профессии. Они начинают активно применять свои знания на практике. И преподаватель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими предметами.

  Например, предмет, который я веду «Технология отделочных строительных работ» очень взаимосвязан с такими предметами, как материаловедение, охрана труда, строительное черчение, экономика. Преподаватели, прежде всего должны анализировать уровень подготовленности учащихся, оценивать их психологические и познавательные интересы. Порой успешное изучение учащимся одного предмета зависит от наличия определенных знаний и умений по другому. Например, нельзя изучать какие-то строительные процессы, не зная свойств материалов, из которых будут выполняться эти работы, еще и правил техники безопасности (технология, материаловедение, охрана труда). В этой методике можно отметить, что ни присутствие нескольких преподавателей, ни механическое объединение материала учебных дисциплин не является показателем уровня интегрированности, а уровень определяется тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря интегрированию.

  Очень важно, чтобы во время учебного процесса был создан положительный эмоциональный фон. Многие ученые утверждают, что у творчества два главных врага: во-первых, страх и, во-вторых, психологическая инерция мысли. Поэтому обязательный минимум усилий, который может и должен приложить преподаватель для развития творческих качеств учащихся – это сделать процесс обучения для каждого из них психологически комфортным.

   Оценка творческих работ может проводиться по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логичность, оформление, аргументированность ответов на вопросы, умение увлечь присутствующих на защите, трудоемкость, полезность работы и др. При этом оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной.

    Новизна образовательного продукта ученика определяется как по отношению к его начальному уровню и возможностям, так и по отношению к другим учащимся, учителю, достижениям специалистов в данной области деятельности.

   Следует учитывать, что не всегда предъявляемый учеником результат является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества ученика – руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений.

  Важнейший этап учебной работы – осуществление систематического контроля за усвоением теоретических знаний и формирование профессиональных практических навыков. При этом используются тесты открытого и закрытого типа, зачетные занятия, контрольные работы, самоконтроль.

  Работы по развитию творческих способностей учащихся дает ощутимые результаты. Под моим руководством были подготовлены учащиеся, которые ежегодно занимают призовые места в областных конкурсах строителей в Великом Новгороде. А так же дважды завоевывали призовые места в конкурсах молодых строителей организованных фирмой КНАУФ в Санкт-Петербурге. Получили признание мои ученики и за рубежом, в Германии, где заняли 3-место в конкурсе «Молодые строители Европы».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"

В работе автор делится опытом  организации работы над одним проектом, который  назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада».     Это проект ...

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В ...

Как развить творческий потенциал ребенка?

Многие педагоги в своих планах ставят целью «развитие творческих способностей учащихся». Почему же результаты часто расходятся с намерениями? Проблема в том, что смысл выражения «творческий ученик» пе...

Как развить творческое мышление

Хотелось бы, осветить те вопросы, которые связаны с пониманием закономерностей восприятия и переработки информации, осуществляемых на основе применения современных средств символической и образной реп...

Методическая разработка" Как организовать самоподготовку суворовцев и развить творческое мышление."

Практические рекомендации по проведению самостоятельной подготовке....

Как развить творческие способности детей с ОВЗ

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Человек должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Как сделать так...


 

Комментарии

Азизова Галина Викторовна

Творческая деятельность учащегося имеет формирующее значение – через нее формируется творческая личность. Поэтому эффективность педагогического процесса тем выше, чем более разнообразный и богатый опыт творчества получает внутри него учащийся.