Методический доклад "Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития".
методическая разработка по теме

Сыщикова Татьяна Валентиновна

Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой,творческий и очень индивидуальный процесс.В этот прериод дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их фкус,музыкальные представления,они получаю тпервоначальнве навыки игры.В арсенале каждого преподавателя должно быть большое разнообразие заданий и игровых упражнений,которые способствуют развитию интереса к музыкальным занятиям.Практическая работа на инструменте должна быть направлена на верную организацию игрового аппарата и начальных пианистических навыков.Хорошим пособием для самых маленьких служит сборник И.Корольковой "Крохе-музыканту.В детстветзакладываются не только основы знаний,но и формируется музыкальное мышление,моторика и умение осмысленно работать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx48.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации

г. Белгорода

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №1 г. Белгорода

Методический доклад на тему

Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития.

                                                                        преподаватель

                                                                         МБОУ ДОД ДШИ №1

   Сыщикова Татьяна Валентинов

Белгород 2013

План.

  1. Начало занятий - пробуждение и развитие интереса к музыкальным занятиям.

    2.Развитие музыкальных данных.

    3.Гимнастика.

    4. Организация пианистического аппарата.

«Ребёнок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств... Ребёнок для воспитателя — книга природы; читая её, он созревает. Нельзя относиться с пренебрежением к ребёнку. Он знает о себе больше, чем я о нём. Я его лишь отгадываю».

Януш Корчак.

1. Начало занятий - пробуждение и развитие интереса у ребёнка к занятиям музыкой.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а неснисходить к нему. Это очень тонкая мысль, в сущность которой нам, педагогам, надо глубоко вникнуть. Не идеализируя ребёнка, не приписывая ему каких-то чудесных свойств, подлинный педагог не может не учитывать того, что детское восприятие мира, детская эмоциональная и нравственная реакция на окружающую действительность отличаются своеобразной ясностью, тонкостью, непосредственностью. Призыв Януша Корчака возвыситься к духовному миру ребёнка надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира - познания умом и сердцем.

Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с музыкой, учатся её понимать, формируется их вкус, музыкальные представления, они получают первоначальные навыки игры. И с самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке и пробудить желание заниматься музыкой.

Зажечь, заразить ребёнка желанием овладеть языком музыки - главнейшая из первоначальных задач педагога. Если мы проанализируем естественный, непринуждённый путь развития музыкальных данных у детей, то убедимся, что в основе его лежит интерес, проявляемый к звукам. Ведь только интерес способен остановить, сконцентрировать внимание ребенка на звуках и вызвать ту «наблюдательность», которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.

Эмоциональное переживание у ребёнка не может возникнуть от складывания по частям пусть даже совершенных деталей. Оно появляется как результат непосредственного воздействия цельной мелодии, как первая реакция на услышанное. А если первая реакция внимания направлена на отдельные изолированные друг от друга звуки, внимание дробится на короткие импульсы, что служит большой помехой цельному и связному восприятию. Каждое, даже самое маленькое произведение должно запечатлеться в сознании ученика,

как целостный образ, который может заинтересовать и пробудить фантазию ребёнка.

Немалую роль в пробуждении интереса играет словесный текст песенки. Такое воздействие оставляет след в памяти ребенка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать её на фортепиано. При этом, чем ярче впечатление, тем сильнее стремление правильно запомнить и точно воспроизвести услышанное. Так музыкальные данные получают главный стимул для своего развития.

В свою очередь музыкальные данные, развиваясь, способствуют обогащению непосредственных музыкальных впечатлений, а, следовательно, возрастанию и расширению интереса к музыке.

2. Развитие музыкальных данных

Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего, надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно.

Больше сказки, больше фантазии!

Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой.

Знакомя детей с доступной и понятной им музыкой, я предлагаю рисовать на одну и ту же песенку, или музыкальную тему. Детям очень нравятся песенки: «Часы» в обр. Н. Метлова, «Поезд» муз. Н. Метлова, сл. Т. Сикор-ской, «Кисонька» муз. В. Калинникова, «Птичка» муз. М. Мамонтовой под ред. П. Чайковского, «Охотник» муз. Н. Потоловского, «Осень» из сборника «Гусельки».

Разжигая и поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, педагог должен вместе с тем непрерывно изучать ребёнка, быть психологом. Метод и специфику занятий чаще всего может подсказать и сам малыш. Педагог должен непрерывно наблюдать и, обучая, учиться

сам.Одно из условий в этих ранних занятиях - суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребёнок полюбит музыку, если ему не стала близка личность учителя. Ребёнок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, всё впитывает.

Из психологии нам известно, что внимание ребёнка удерживается 20 минут, поэтому для сохранения интереса и обновления внимания его, преподаватель должен ввести в урок многоплановые задания.

Например, предложить ребёнку:

  • спеть знакомую попевочку;
  • показать движение мелодической линии по «Лесенке»;
  • подобрать её в разных октавах с образными сравнениями;
  • предложить ребёнку маршировать по классу под музыку с различным метроритмом шагов и хлопков;
  • послушать в исполнении педагога музыкальные фрагменты с определением их образа, настроения, содержания;
  • поиграть в «угадайку» - определение на слух одного, двух или трёх звуков;
  • записать графически ритмический рисунок предложенной знакомой песенки, а именно вертикальными короткими и длинными чертами и т.д.

Каждый педагог обязан иметь большой запас самых разнообразных заданий. Всё это развивает музыкальные способности детей, мышление и повышает интерес к занятиям. Необходимо помнить: ученику всегда должно быть интересно и легко, только тогда он доволен и с нетерпением ждёт следующего урока.

3. Гимнастика

Красочные возможности фортепиано чрезвычайно богаты. Звук его может быть певучим, звонким, острым, лёгким, тяжёлым, матовым, блестящим и т.п. Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях убеждать, что рояль «поёт», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не «ударяют» по клавишам. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная, самая трудная и решающая задача: «создать» руки ребёнка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными.

У каждого человека с детских лет руки неповторимо индивидуальны, и учить их надо нежно, заботливо, внимательно, умно. Нужно помнить, что в этих маленьких, трогательных и беспомощных, а иногда и не послушных, сопротивляющихся, часто негативных к «каждому «поучающему» прикосновению педагога руках - часть секрета всей будущей музыкальной деятельности маленького человека.

В этой работе каждый педагог должен проявить искусство, изобретательность, своего рода талант. Ребёнок должен ощутить, что его руки - передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний, это его голос.

В своей педагогической практике я использую ряд рекомендаций из наследия Анны Даниловны Артоболевской, Елены Фабиановны Гнесиной, А. Шмидт-Шкловской.

Детям очень нравится прием «колобок из теста». Я беру кисть ребёнка, прошу, чтобы он мне «подарил на время» свою руку и затем кручу его руку у запястья, как «колобок» или «колбаску» из теста». Раскручивать от запястья надо поочерёдно и правую, и левую ручку, после этого кисть у детей становится неизмеримо более гибкой.

Потом я кладу кисть ребенка на теннисный мячик, чтобы рука (пясть) приняла форму купола. При этом купольном ощущении все наши пальчики становятся одинаковыми по своей длине и непроизвольно пальчики становятся

на свои местечки - «подушечки», после этого я советую ребёнку по-вибрировать каждым пальчиком отдельно, как бы стряхивая «капельки с сосулек» и называем это упражнение «Капель».

В этом же положении с мячиком в ладошке предлагаю ребёнку запястьем мягко в спокойном движении «от себя» и «к себе» выполнять круговые движения, и называем его «Мыльные пузыри» прозрачные, лёгкие воздушные и летящие - дети с большим удовольствием его выполняют.

Наступает время поговорить о пальчиках, рассмотреть свои пальчики. Сравниваем их и по росту и по расторопности, и, оказывается, они все разные. У кого-то из детей на одной руке 4-ый палец выше 2-го пальца, а на другой наоборот 2-ой палец выше 4-го. Но при всей их разнице самый «старший», ловкий и смелый среди братьев, опора семьи - это 3-й палец, он «на голову выше» остальных. Дети называют его «королём», 2-ой палец - это у нас «принц» - сынок, 4-ый палец - «королева», которая просто не может и шага сделать без своего «короля», а 1 и 5 пальцы - это «слуги». 5-ый палец -младший из всей семьи, поэтому слабенький, но он большой помощник в «семье». Вместе с 1-ым большим пальцем, его задача удерживать «свод» руки.

Необходимо выбрать положение кисти на клавиатуре. Лучше всего положение кисти с опорой не в так называемые «бугорки», «косточки» (пястно-фаланговые суставы), а дальше - в мякоть, в середину ладони, широкой, с пологим пружинящим «сводом». Пястно-фаланговые суставы при этом не выдаются наружу, но и не продавлены. Упругий свод ладони способен выдержать любую нагрузку.

Опора в поднятые «косточки» менее желательна, так как придаёт кисти несколько фиксированную форму, при которой сужается ладонь и затрудняется работа пальцев.

Положение пальцев должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать; согнутые, крючкообразные не способны разгибаться во второй фаланге. Поэтому предпочтительнее естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать», и «закрывать» их (поднимать и опускать).

Практически рука работает не «от плеча», а «от корпуса», или, как образно и точно говорят в балете «из корпуса». У играющего при этом создаётся впечатление, будто клавиатура «сама играет», а он только слышит, чувствует, легко управляет ею, почти не ощущая рук. Исполнитель и инструмент становятся как бы единым организмом: пальцы ощущаются «продолжением струн» ладонь - продолжением пальцев, предплечье и за ним вся рука продолжают ладонь. Корпус подаёт руку к клавиатуре - струнам. Главным критерием правильности работы является качество звучания.

Для того чтобы ребёнок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца, мы выполняем гимнастическую игру - «поцелуйчики 1-го пальца поочерёдно с другими пальчиками», ощущая красивое кругленькое колечко. Или играем в игру - «поцелуй с карандашом» - опускаемся пооче-

рёдно кончиками - «носиками» пальцев и «здороваемся»: необходимо, чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка.

4. Организация пианистического аппарата

Перед тем, как руки опустить на клавиши для извлечения звука, надо показать малышу, что локоть следует слегка отвести от себя, чтобы он оказался естественно выше запястья. Запястье как бы мостик, соединяющий руку с клавиатурой. Оно должно быть непременно на уровне белых клавиш, ни выше, ни ниже, и быть пружинистым, как «рессора».

  1. Очень полезно упражнение «Радуга»: извлечение одного звука 3-им пальцем - погружаемся в клавишу «до», чувствуя взаимосвязь всех частей руки: кисть - предплечье и плечо должны действовать согласовано, едино. Рука не распластана, а собрана. Держим клавишу и слушаем звук до тех пор, пока не прекратится звучание струны. После этого снимаем руку запястьем, ощущаем её, как «крыло», и медленно всю руку переносим по дуге, как бы «обнимаем» расстояние, и опять ставим, погружаем в донышко клавиши «до2» на 3-ий палец, чувствуя весь вес руки на кончике пальца и через него в клавишу - «струну». Сначала это упражнение выполняется только 3-им пальцем, самым сильным и устойчивым, позднее после закрепления свода кисти и ощущения веса всей руки, можно его играть остальными пальцами.
  2. Извлечение одного звука с разных исходных точек - положений и в сочетании с другими движениями. Чтобы качество звучания соответствовало слуховому представлению о нём /певучий, сочный, «округлый» звук/ надо научиться брать звук сразу и непосредственно одним движением, без прицела или остановки, вызывающей спазм. Для этого будем извлекать звук: с исходного положения «руки за спиной»; «руки за головой»; «метелица» - после движения рук одна вокруг другой, можно стоя и т.п.
  3. В пьесах на чередование рук, происходят судорожные «наскоки» на клавиатуру, чтобы устранить, а вернее предотвратить этот момент в исполнении, мною предлагается упражнение «Качели». Поочерёдно играют в ок-тавном диапазоне девая и правая рука. При слуховом контроле за мягким снятием одной руки и неиграющие пальцы свисают, и мягком погружении другой руки в донышко. Это упражнение желательно довести до автоматизма.
  4. Руки лёгкие, собранные. Исходное положение - руки на коленях. На счёт «раз» - положить руки сверху на пюпитр: на счёт - «два» - взять звук; «три» - руки на коленях; «четыре» - взять звук. Играть это упражнение можно и одной, и двумя руками. Переносить руки надо также просто и естественно, как мы кладём их на стол.

Надо исходить из естественного положения человеческой руки помня о том, что руку надо не «ставить», а двигать (А. Гольденвейзер).

Разумеется, гораздо легче начинающего ученика сразу правильно обучать, чем исправлять уже образовавшиеся дурные привычки, но путь всегда один: надо поставить руку в такие условия, в которых она просто не может

быть напряжённой и связанной. Нужно начинать играть самое простое и на этом вырабатывать привычки. Рука должна быть свободной, пластичной, готовой к любому положению.

Упражнения на звукоизвлечение даются иногда вместе с подбором мелодий по слуху. Помогая ученику при подборе, я стараюсь незаметно, ненавязчиво налаживать игровые движения, не фиксируя на этом внимание ученика. На первых порах не надо требовать певучего звука и эмоционального исполнения. Важно, чтобы каждая попевка, подбираемая учеником, ощущалась как мелодическая линия, а не как сочетание отдельных звуков (этому помогает пение вслух и про себя, конечно же, текст песни). Например: «Дроздок», «Ёжик», «Охотник».

Почему же и у А.Д. Артоболевской и у Е.Ф. Гнесиной рекомендуется начинать звукоизвлечение с приёма поп legato? Ведь любая песенка или мелодия предполагает legato. Однако, для того, чтобы организовать руку, добиться её пластичности, достичь устойчивости пальцев и, наконец, научить слушать протяжённость звучания, лучше начинать с извлечения отдельных звуков.

Хорошим подспорьем в моей практике стал сборник И. Корольковой «Крохе - музыканту». Он состоит из двух тетрадей. В 1-й части изложены все сочинения, построенные на простейших мелодических оборотах при исполнении штрихом поп legato. Сборник просто необходимо иметь каждому педагогу. Он понятен, доступен для детского восприятия в период перехода к игре по нотам.

Игра по нотам для ученика - это сложная, утомительная мыслительная деятельность. Автор очень наглядно, удобно и гениально просто выстроила пьески. Начиная нотный материал от ноты и клавиши «до », выстраивает по принципу от простого к сложному мелодические и ритмические образные музыкальные зарисовки. На каждой страничке в левом углу, как в рамочке для семейной фотографии, изображено нахождение ноты на нотном стане, а в правом углу - нахождение клавиши на клавиатуре. И на этой же страничке предлагается пьеса с участием этой ноты-клавиши. Красочные иллюстрации, образные поэтические зарисовки пробуждают активность мышления, развивают зрительную, двигательную память, закрепляют знания нотной грамоты и позиционности на клавиатуре. Пьески имеют партию сопровождения, исполняемую педагогом, что способствует развитию гармонического слуха и приобретению навыков ансамблевой игры.

Переход к игре приёма legato (по срокам) очень индивидуально. Всё зависит от способностей, восприимчивости ребёнка. Главное для педагога - не спешить!

Путь от поп legato к legato рационален потому, что воспитывает у ребёнка с первых же шагов обучения координацию движений всех частей руки, позволяет легче добиться нужной степени освобождения мышц и вырабатывать полный певучий звук.

В своей практике я использую упражнение на беззвучную смену опоры пальцев - 2 - 3; 3 - 4 на одной и той же клавише. Оно очень помогает выработать единую длину, силу, активность пальцев.

Следующие упражнения на связывания звуков - сначала по два, потом по три звука (различной или одинаковой длительности) заключают в себе задачу - для развития слухового контроля (азбука Е. Гнесиной № 10, 11, 12, 13). Парные лиги требуют слухового внимания, а сам мелодический материал своей интонационной выстроенностью помогает ребёнку создавать образ и даже сочинять подтекстовку. Например к №10 ученица Надя Баушева почувствовала образ Ангела, который порхает своими крыльями и оберегает ребёнка, а № 11 - изложение мелодии в левой руке - это «Колыбельная слонёнку». «Фортепианная азбука» Е. Гнесиной идеальный образец педагогического таланта, который необходимо играть каждому ребёнку и совершенствовать свою пианистическую палитру. Исполнение простейших мелодий приёмом legato требует от ученика слушания как всей линии в целом, так и отдельных составляющих её звуков. Здесь уже ребёнок знакомится с фразиро-вочным развитием музыкального материала и должен добиваться непрерывности и певучести. Приём legato требует плавного и связного перехода и переноса веса руки с пальца на палец и зависит, прежде всего, от воображения, от представления вокального звучания, умелого ведения линии мелодии к точке интонационного тяготения, как звуковой волны.

Между staccato и legato лежит целая шкала еле уловимых оттенков зву-коизвлечения. Приёмы staccato определяются характером пьесы, и поэтому их может быть множество. Есть пальцевое, кистевое staccato, есть тяжёлое, лёгкое, есть как бы укороченное - легчайшее.

Staccato можно играть, беря звук «сверху», можно, наоборот, извлекая его от клавиатуры , когда не только предплечье, но и вся рука отбрасывается вверх.

На первоначальном этапе, не стоит искать этого исполнительского разнообразия, ребёнок ещё не готов к этому. Поэтому доступные пьески, доступные образы, помогут ребёнку овладеть этим приёмом исполнения. Образы «Кузнечика», «Батута», «Золотой антилопы», «Феи с волшебной палочкой» всё это будет пробуждать воображение ребёнка, и он непременно найдёт нужный звуковой колорит.

Для воспитания естественной рациональной техники педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата. Он должен уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь -ведь самого ученика его ощущения во время игры не занимают, и он часто не в состоянии заметить напряжение.

И ещё раз хочется повторить, насколько важно развивать слуховой контроль. Его необходимо воспитывать - от умения дослушивать первый, взятый на инструменте звук до воспроизведения с хорошим слуховым контролем всего того, что будет в дальнейшем. Таким образом, с самого детства

следует воспитывать слух, который должен управлять всеми исполнительскими намерениями в дальнейшем. Таков путь развития пианиста.

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить малыша в более узкий круг профессиональных навыков. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребёнку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы.

Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля - вот, что движет в работе ученика. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться!

                        Список  литературы:

  1. А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой».
  2. Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. М. Советский композитор, 1989г.
  3. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков». Изд. второе. Ленинград «Музыка», 1985г.
  4. Как научить играть на рояле. Первые шаги - мастер-класс. Классика - XXI. М. 2008г.
  5. «От урока до концерта». Вып. I. Фортепианно-педагогический альманах. Классика - XXI. М. 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития

Начальное обучение детей музыке обычно состоит из двух периодов: дошкольного, в течение которого развиваются музыкальные данные ребёнка, и первых классов музыкальной школы, когда ребёнок уже обучается...

Методический доклад. "Значение координации в пианистическом развитии".

Представлены упражнения для развития координации движений на начальном этапе обучения учащихся....

Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития

Развитие музыкальных данных. Контакт учителя и ученика. Интерес к музыкальным занятиям. Навыки разбора и чтения нот. Наполнение процесса разучивания. Концентрация внимания и слуховой контроль....

Значение первоначальных навыков

Важность работы на первоначальном этапе работы...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Значение изучения классического танца в системе дополнительного образования детей»

Классический танец в системе дополнительного образования детей несёт колоссальную нагрузку в воспитании учеников, так как формирует воображение, индивидуальность, способствует формированию отличной фи...