Анализ работы ШМО физико-математического цикла за 2012-2013 учебный год
учебно-методический материал на тему

кустарева марина ивановна

Материал предназначен для руководителей ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_shmo2012-13.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 13

Анализ работы интегрированного школьного

методического объединения учителей

физико-математического цикла

за 2012 - 2013 учебный год.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

      Вот поэтому методической темой ШМО физико-математического цикла в этом учебном году стала тема  «Использование ИКТ на уроках математики, физики, информатики» и соответственно поставлены задачи:

1.Изучение нормативных документов, касающихся организации учебного процесса.

2.Дальнейшее внедрение ИКТ на уроках математики, физики, информатики.

3.Работа с Единой Коллекцией Цифровых Образовательных ресурсов, создание школьной коллекции.

4.Углубление знаний учителей по вопросам педагогики, теории предмета, психологии.

5.Анализ состояния преподавания предметов, результатов подготовки учащихся и сдачи ГИА и ЕГЭ.

Но в процессе работы в связи с внедрением ФГОС ООО на обсуждение были вынесены и вопросы, касающиеся новых Стандартов.

      ИШМО физико-математического цикла состоит из 6 членов: 3 учителя математики, один учитель физики и два учителя информатики (см. приложение).    

  Повышение квалификации в этом учебном году проходило за счёт обучения в творческих группах района, на различных курсах ПК и взаимопосещения уроков. По сравнению с прошлым годом работа по повышению квалификации проходила менее активно (см. приложение).   Данная система повышения квалификации позволила повысить профессиональный уровень учителей:  Кустаревой М.И, Дёминой Г.А.  и Бовт Л.В.районные семинары по подготовке к ГИА и ЕГЭ  помогли в подготовке к  итоговой аттестации по математике и физике и в работе с хорошо успевающими детьми.

Большая работа проводилась учителями по темам самообразования: учителяКустарёва М.И., Бовт Л.В., Дёмина Г. А. и Соловей Д.И. разработали планработы по темам самообразования и пути их реализации на уроках и во внеурочной деятельности.  На уроках информатики учителя Соловей Д.И.  дети используют подготовленные дома материалы для выполнения лабораторных и практических работ как по одному, так и в группах. Во внеурочной деятельности по информатике дети учатся разбираться в информационных потоках и находить нужную информацию быстро. В своей работе Соловей Д.И. широко использует он-лайн тестирование с разбором

неполучившихся заданий на компьютере, просмотр он-лайн уроков.

 Кустарёва М.И. закончила курсы на базе ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»,

широко применяет на уроках работу с проектором, продолжает применять в работе лекционно- семинарскую систему с применением опор, постоянно совершенствуя её. Данная система работы была представлена педагогом в рамках обмена опытом работы на муниципальном семинаре учителей математики.        К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Кустарева М.И. предлагает учащимся выполнить проектные и творческие работы.

Учитель физики Дёмина Г.А. в своей работе также широко использует возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляет материальную базу информационно-коммуникативных технологий. Учащиеся с помощью интернет-ресурсов, книги «Биофизика», журнала «Наука и жизнь» готовят сообщение о жизнедеятельности учёных, интересных фактах из физики, по применению физики в животном мире, технике и медицине. Во внеурочной деятельности на элективных курсах и групповых заданиях учащиеся защищают проекты, посвящённые жизнедеятельности различных учёных.

На заседании  ШМО Дёмина Г.А представила свой  опыт работы по теме « Применение ИКТ при подготовке к ГИА и ЕГЭ»

    Бовт Л.В. в этом учебном году успешно прошла аттестацию на 1 квлификационную категорию.

Все учителя ШМО практикуют раздачу учащимся адресов информационных сайтов при подготовке домашних и контрольных работ, к ГИА и ЕГЭ, проводят обучение поиска информации по интернету, а также использования справочной литературы, работу с учебником и печатными изданиями, применяют в работе контрольные работы в новом формате в виде тестов. Огромную помощь учащимся оказывает сайт  Internet.Urok.ru , на котором представлены не только видеоуроки по многим темам, но и уроки-повторения крупных тем программы и разборы демовариантов ГИА и ЕГЭ.  Свою работу по темам самообразования учителя представили в виде творческого отчёта на заседаниях ШМО (см. приложение).

Одним из факторов, стимулирующих труд педагогов, является материально-техническая база кабинетов. С оснащением кабинетов физики, математики и информатики открылись новые перспективы к подходу в обучении данных дисциплин. Но это в свою очередь выдвигает новые требования к профессиональной подготовке учителя, чему уделялось особое внимание в этом году. Наглядные пособия, дидактический, раздаточный и иллюстративный материал пополняются самими учителями, а рабочие тетради и тесты приобретаются за счет родителей учащихся.

Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптималь-ных режимов применения технических средств обучения и, в том числе, ИКТ.

Учитывая то, что в кабинетах математики и физики всего одно автоматизированное рабочее место учителя, и не все ученики имеют доступ к ПЭВМ вне школы, вследствие этого, отсутствуют возможности привлече-ния к работе с ИКТ учащихся всего класса — потенциал ИКТ используется лишь частично.
Все учителя ШМО принимали участие в школьном семинаре «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов  учебно – воспитательного процесса», в работе теоретического семинара «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации», круглом столе «ФГОС ООО: требования к структуре образовательной программы», семинаре «ФГОС: цели  и задачи основного общего образования. Компетентностный подход»

В 2012 – 2013 уч.году было проведено 5 тематических заседаний ИШМО:

       Заседание №1

1. Актуальные проблемы образования

( обсуждение нормативных документов по ФГОС).

2. Утверждение рабочих программ, элективных курсов, групповых занятий, кружков учителей методического объединения

3. Исследование оценки образовательных достижений учащихся.

4. Применение ИКТ при подготовке к ГИА и ЕГЭ

5. Итоги ЕГЭ и ГИА за 2012 год

Заседание №2

1.Утверждение плана работы ШМО учителей математики, физики, информатики на 2012 - 2013 учебный год.

 2. Групповые и индивидуальные формы развивающего обучения.

3. Проведение стартового контроля и анализа адаптации учащихся 5-х классов в системе обучения и требований в основной школе.

4. Подготовка и проведение Первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике

5.Обсуждение и утверждение плана проведения Неделей математики и физики

Заседание №3

1. Подведение итогов обучения в 1 триместре.

2. Как на уроке математики развивать исследовательские умения.

3. Возрастные особенности одаренности.                                              

   Заседание №4

1. Организация консультаций для выпускников по итоговой аттестации.

2.Проведение среза знаний в 9, 11 классах.

3. Могут ли оценки служить показателем качества знаний работы учителя.

4. Итоги работы за 1 полугодие.

5. Семинар «Системно-деятельностный подход в изучении математики»

Заседание №5

1. Интерактивная доска на уроках информатики

2. Проведение предэкзаменационных работ.

3. Отчёты учителей  ШМО по темам самообразования в 2012 – 2013 учебном году

  4. Работа с Единой Коллекцией Цифровых Образовательных курсов, создание школьной коллекции. 5.Анализы диагностических и тренировочных работ

Учителя Кустарёва М.И.Бовт Л.В., Максимова В.Е., Соловей Д.И. и Дёмина Г.А. в течение года, используя материалы фестиваля «Открытый урок» издательства «Первое сентября», Интернет-ресурсы и материалы других методических источников, внедряли достижения педагогической науки в практику преподавания. Для формирования творческой атмосферы в коллективе проводились различные конкурсы-смотры методических разработок, обмен опытом работы, творческие отчеты по темам самообразования.

 Для привития интереса к предмету в 9 классах успешно работал математический кружок «Математические чудеса и тайны» ( учителя КустарёвА М.И., Бовт Л.В..). Индивидуально-групповые занятия в 11 классе по физике помогали  глубже изучить материал. Кроме того в 5-8 классах проводились  групповые занятия по математике, которые позволили дифференцировать работу с учащимися, а в 10, 11 классах – элективные курсы. В течение года были проведены по математике и физике все тренировочные и диагностические работы в системе СТАТ-ГРАД.

Педагогическими затруднениями по информатике являются отсутствие учебников и сложность в разработке и проведении лабораторных работ. По математике такими затруднениями является работа с родителями слабоуспевающих учащихся, а также снижение интереса к обучению многих ребят.

Учителями осваиваются здоровьесберегающие, мультимедийные технологии, технологии проектного обучения и информационно-коммуникативные технологии.  

Большое значение для  роста методического мастерства  учителей-предметников имеет участие в общероссийском  проекте «Школа цифрового века» Издательского дома «Первое сентября».

Для успешного осуществления всеобщего образования детей необходимо улучшить материально-техническое обеспечение кабинетов математики новыми мультимедийными и компьютерными средствами. Это позволит вывести преподавание математики на современный уровень.

С целью прослеживания уровня повышения (понижения) математической подготовки одного класса в течение учебного года в 5-х,6-х и 8-х классах по математике и в 11 классах по физике был осуществлён стартовый, промежуточный и итоговый контроль (см. Приложение).

В этом году проводилась работа с одаренными детьми. Всеми учителями использовались дополнительные задания, обеспечение дополнительной литературой этих учащихся, обмен интернет-информацией, электронными литературными научными источниками, проводилась работа по проектной деятельности, индивидуальная подготовка к олимпиадам и предметным неделям.  Кроме того, многие учащиеся школы приняли участие в международном конкурсе «Кенгуру».

Улучшилась работа со слабоуспевающими учащимися. Для ликвидации пробелов в ЗУН учащихся, предупреждению ошибок и организации самостоятельной работы учащихся над ошибками учителями Кустарёвой М.И., Максимовой В.Е. и Дёминой Г.А. используются индивидуальные задания на уроках, проводятся дополнительные занятия и консультации, бригадные и парные методы работы. На заседаниях ШМО учителя постоянно обмениваются опытом работы со слабоуспевающими учащимися и вырабатывают общий подход в работе с этими детьми.  

Слабыми сторонами работы ИШМО считаю пассивное отношение некоторых педагогов к совершенствованию качества преподавания, приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса, отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации обучения детей с девиантным поведением и неэффективная работа с мотивированными учащимися, а также игнорирование участия членов ИШМО в конкурсах и семинарах муниципального и регионального уровня.

В течение учебного года проводилась внеклассная работа по предметам.  По математике, информатике и физике были проведены школьные олимпиады и прошли Недели математики и физики, в проведение которых были вовлечены учащиеся начальной школы.

  Учебные программы по физике, математике и информатике выполнены полностью.

Отношения между членами ИШМО строятся на взаимопомощи, взаимоуважении и доброжелательности.

  По итогам методической работы следует заключить, что методическая тема, по которой работало ИШМО,  выполнена полностью. Уровень деятельности объединения – оптимальный.

ПРИЛОЖЕНИЯ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ИШМО

  1. АНАЛИЗ КАДРОВ

  1.  Возраст

Всего

Возраст

до 20 лет

20 – 30 лет

30 – 40 лет

40 – 50 лет

50 лет и старше

5

-

2

-

1

3

  1.  Образование

п/п

Ф.И.О.

педагога

Преподаваем. предмет в ОУ

Какое учебное заведение окончил

Факультет

Год

оконча

ния

Квалифика

ция по

диплому

1

Кустарёва М.И.

математика

Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской

математики

1981

математика

2

Соловей Д.И.

информатикагеография

Московская государственная геолого-разведовательная академия им. С.Орджоникидзе

Геолого-разведочный

2000

Горный инженер

3

Максимова В.Е.

математика

Тернопольский пед институт

математики

1972

математика

4

Дёмина Г.А.

физика

Горьковский государственный педагогический институт им. М.А. Горького

физико-математический

1967

преподаватель физики и звание учителя средней школы

5

   

Бовт Л.В.

математика

Ферганский Государственный педагогический университет

Математика и информатика

1992

Учитель математики и ИКТ

  1. Педстаж

Всего

Педстаж

до 5 лет

6 – 10 лет

11-15 лет

16-20 лет

21-25 лет

26-30 лет

более 30 лет

4

1

1

-

1

-

1

2

  1.  Квалификационная категория

Всего

Категория, разряд

высшая

первая

вторая

5

3

1

1

-

  1.  Повышение квалификации

п/п

Ф.И.О. педагога

Повышение квалификации

2007/08 уч.год

2008/09 уч.год

2009/10 уч. год

2010-11 уч.год

2011-12 уч.год

2012-13

уч.год

1

Кустарёва М.И.

«Геометрия на профильном уровне», «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»,

Дистанционные курсы при Педагогическом университете 1 сент.

«Реализация федерального компонента Госстандарта ОО по математике в условиях профильного обучен.»  ГОУ Педагогической академии

-

«Методика применения средств информационных технологий при обучении математике», ПАПО

«Решение текстовых задач в 5-9 классах (издат. 1 сентяб.)

 «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)», ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

2

Соловей Д.И.

-

-

-

«Использование современных компьютерных и программных средств в образовании и воспитании учащихся», ГОУ Педагогической академии

«Человек и общество», «Электронные образовательные ресурсы на уроке» (ПАПО)

3

Максимова В.Е.

«Геометрия на профильном уровне», «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики»,

Дистанционные курсы при Педагогическом университете -

«Реализация федерального компонента Госстандарта ОО по математике в условиях профильного обучен.»  ГОУ Педагогической академии

-

-

4

Дёмина Г.А.

«Предпрофильная подготовка и профильное обучение по физике в ОУ», Педагогическое отделение последипломного образования.

«Информационные технологии в деятельности учителя предметника», МГОУ

-

-

-

5

Бовт Л.В.

«Методика применения средств информационных технологий при обучении математике», ПАПО

«Актуальные проблемы при применении ФГОС в обучении математики» (ПАПО)

1.6 Аттестация

п/п

Ф.И.О. педагога

Аттестация

2008/09уч.год

2009-2010уч.год

2010-2011уч.год

2011- 2012 уч

2012-2013

2013-2014

1

Кустарёва М.И.

+

-

   -

   +

2

Максимова В.Е.

+

-

   -

   +

3

Дёмина Г.А.

-

-

+

   -

4

Соловей Д.И.

-

-

-

   -

5

Бовт Л.В.

-

-

-

   -

   +

     2. Сведения о темах самообразования ШМО учителей физико-математического цикла (физики, математики, информатики)

          на 2012-2013 учебный год

Ф.И.О. учителя

Тема самообразования

Цели

Задачи

Реализация

Форма отчёта

Кустарева М.И.

Информационные и компьютерные технологии в системе личностно-ориентированного обучения

 Изучение нормативных документов, связанных с введением ФГОС второго поколения;  использование системно–деятельностного подхода при формировании ЗУН и УУД на каждом этапе урока и во внеурочной деятельности;

Разработка и ввод в учебно-воспитательный процесс системы мониторинга, оценки и самооценки знаний и сформированности УД и УУД;

изучение, систематизация и использование в своей практике приёмов формирования УУД;

разрабатывать  методические рекомендации, дидактические материалы в рамках темы по самообразованию

Открытый урок для членов ШМО

Выступление на ШМО (май)

Бовт Л.В.

Система подготовки к итоговой аттестации на уроках математики, реализующая разноуровневый подход и учет индивидуальных достижений учащихся.

Подготовка учащихся к итоговой аттестации

Разработка дифференцированной системы подготовки к аттестации

Открытый  урок

Выступление на ШМО (май)

Максимова В.Е.

Технология личностно – ориентированного обучения на уроках математики.

Повышение качества преподаваемого предмета

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности

Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);

    комплекта раздаточного материала по предмету

Обмен опытом на ШМО (февраль)

Дёмина Г.А.

Развитие УУД на уроках физики в рамках введения ФГОС

Разработка новых методов и форм проведения современного урока по физике в условиях ФГОС

1.Разделение содержания учебного материала на два уровня

2.Совершенствование проектной деятельности в рамках развития УУД

Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой проблеме

Выступление на ШМО (март)

Соловей Д.И.

Создание и использование  ЦОР на уроках информатики.

Повышение качества преподаваемого предмета

Создание собственной коллекции ЦОР

Проекты

Выступление на пед. совете.

  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ШМО

Мероприятие

Запланировано (количество)

Выполнено

Причины невыполнения

Примечания

количество

%

Заседания ИШМО

5

5

100

Круглые столы

3

3

100

Дискуссионные клубы

2

2

100

Творческие отчеты

5

5

100

Презентации

2

2

100

Конкурсы «Учитель – учителю»

2

2

100

Руководитель ШМО                                          Кустарёва М.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План включает в себя 11 заседаний МО, на которых будут рассматриваться различные вопросы, например,* утверждение УМК по предметам гуманитарного цикла, * анализ  (программно-методического обе...

План работы МО учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

Планирование работы МО осуществляется на основе анализа работы за истекший период....

Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2012/2013 учебный год

Данный материал включает анализ работы МО за 2012/2013 учебный год, план работы на 2013/2014учебный год....

Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 уч. год

Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 уч. год...

Анализ МО учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год

Анализ работы МО естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год...

Анализ МО учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год

Анализ работы МО естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год...