Современные подходы к логопедической коррекции. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОНР
консультация по теме
В докладе описаны основные этапы работы с обобщенными моделями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 85.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ЗВЕЗДОЧКА» Г. ЗЕРНОГРАДА
Доклад
для районного методического объединения учителей-логопедов
на тему:
«Современные подходы к логопедической коррекции.
Использование обобщенных моделей
в коррекционной работе с детьми с ОНР»
Подготовила:
учитель-логопед
Хилай Марина Аркадьевна
Зерноград. 2013
В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. С логопедическими проблемами коррелирует плохая память, дефицит внимания, отклонения в поведении, что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе. Поэтому для педагогов, несомненно, важным является поиск универсальных методов и приемов, которые бы отвечали современным требованиям коррекционно-педагогической работы.
Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Такой подход, как показала многолетняя практика, актуален и в работе с детьми с нарушением речи.
Дошкольное детство – это период образных форм сознания. Ребенок овладевает в это время образными средствами, которые являются для него основными – это сенсорные эталоны, различные символы и знаки. Исследованиями Н. Венгера, А.Запорожца, Ж..Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. В процессе формирования наглядно-образного мышления действия детей вначале осуществляются с реальными предметами, затем начинают воспроизводиться без опоры на реальные объекты, т.е. воспроизводятся на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместителями-моделями (это игрушки, предметные картинки, конкретные схемы). Дети быстро усваивают, что действия с моделями надо соотносить с оригиналами.
При использовании специальных приемов обучения дети учатся оперировать наглядными моделями, ориентироваться на существенные признаки понятий, устанавливать отношения подчиненности в элементарных понятийных структурах, сравнивать понятия разной степени обобщенности.
В процессе реализации разных видов деятельности развивается знаковая функция сознания ребенка, который овладевает построением особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей. В них отображаются связи и отношения реальных предметов и явлений. Многие виды знаний абстрактны, и ребенку трудно понять и усвоить их лишь на основе словесного объяснения педагога или в процессе выполнения педагогом определенных действий с предметами. Абстрактные знания усваиваются намного легче, если их дают детям в виде действий с моделями, отображающими существенные признаки изучаемых явлений.
Для развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, вариативности воображения, преодоления аграмматизмов, развития навыков построения правильно оформленного предложения наряду с традиционными методами и приемами предлагается
использовать метод наглядного моделирования, а в частности, прием «обобщенная схема».
Использование обобщенных схем оптимально при определенном уровне сформированности наглядно-образного мышления, фонематического слуха, элементарных навыков звукослогового анализа и синтеза слова. Подвести к освоению обобщенной схемы можно, соблюдая последовательность в овладении действиями: с предметами, с их заместителями, с изображениями, с конкретными схемами, и лишь в последнюю очередь – с обобщенными схемами.
Обобщенная схема представляет собой либо символический образ какого-либо абстрактного понятия, либо набор образов, составляющих алгоритм структуры той или иной грамматической конструкции, наполняющейся содержанием конкретных лексических тем.
Работу с любой обобщенной моделью можно условно разбить на этапы:
1. усвоение и анализ сенсорного материала.
2. перевод осознанного детьми материала на знаково-символический язык.
3. работа с моделью.
На первом этапе организуется работа над различением детьми основных признаков предметов: цвет, форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное расположение и т.д.
На втором этапе работы мы учим ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на модель (второй уровень сложности).
Третий этап работы (третий уровень сложности) подразумевает научение ребенка составлению простейших рассказов-описаний, рассказов-сравнений.
На всех этапах работы педагог должен помнить об анализе высказываний детей с точки зрения полноты информации о данном предмете, последовательности изложения, ошибок в употреблении языковых средств. Каждый пункт выводов можно закодировать и во время анализа показывать детям соответствующую карточку. Заканчивать занятия рефлексией, например: Что делали? Как делали? Зачем делали? Что было трудным для тебя? Это помогает детям осознанно относиться к речевым трудностям.
Чаще всего обобщенные модели используются при обучении детей составлению описательных рассказов (модель 2), загадок, рассказов по картине (модель 1), литературных загадок, метафор; в разных видах деятельности: в проектах, на занятиях по обучению грамоте, по формированию математических представлений, индивидуальных занятиях логопеда и других.
Остановимся более подробно на некоторых моделях.
Модель 1. Игра «Один - много».
Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в именительном падеже.
Инструкция логопеда: «Я буду называть один предмет, а вы много таких же предметов» (Машина - … машины, дом - …дома, дерево - … деревья.).
Или, игра «Я знаю 5 названий».
Цель: уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.
Инструкция логопеда: «Я знаю 5 названий…посуды (одежды, мебели, животных т.д.): угадайте их». Дети предлагают: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка… Либо: «Я что-то загадаю, а вы придумайте названия. Мебель…». Ход выполнения задания: речеобразующий жест с символа – «классификатора» (кружок слева) переходит на однородные дополнения (кружки слева). Предполагаемый ответ: «Я знаю 5 названий мебели: шкаф, кровать, диван, стол, стул…».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать навык подбора слов-антонимов.
Инструкция логопеда: «Я назову вам слово, а вы скажите наоборот»
Модель 2. Рассказ по сюжетной картине
1. Когда происходят события?
2. Где происходят события?
3. Кто изображен на картине? Какие они? Опиши их.
4. Что делают герои картины?
5. Свое окончание рассказа.
Таким образом, с помощью обобщенных схем можно выстраивать необходимые для отработки в речи на разном лексическом материале разнообразные логико-грамматические конструкции предложений.
Кроме задач, решаемых непосредственно с помощью моделирования: знакомство с графическим способом представления информации; развитие умения дешифровки модели; формирование навыка самостоятельного моделирования, использование обобщенных моделей в коррекционно-педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями дает несомненные преимущества. Уже доказано, что обобщенные модели работают, как минимум в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, помогают педагогу в планировании и облегчают проведение занятий. Для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Очевидно, что человек, ориентированный на успех, большего добьется в жизни. Овладение детьми с нарушениями речи способами обработки информации как раз и помогает им переживать ситуацию успеха ежедневно, в каждом виде деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерной модели на уроках физики
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе...
Использование математической модели в системе подготовки к ЕГЭ
Использование математической модели в системе подготовки к ЕГЭ...
Использование интерактивных моделей на уроках математики
В презентации представлены примеры использования интерактивных моделей на уроках математики....
Методика использования компьютерных моделей на уроках математики
методика использования компьютерных моделей на уроках математики...
«Методические рекомендации по использованию информационной модели на уроках культуры народов Ямала».
Разработанные таблицы на уроках КНЯ способствуют нахождению основных понятий самостоятельно, анализировать их и систематизировать их. так же способствует самостоятельной работе учащихся....
Обобщенная модель оценки степени обученности по русскому языку в старших классах
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Поэтом...
Методическая разработка занятия. Использование локализованной модели построения метапредметной модели на примере урока алгебры по теме «Линейная функция и её график»
Локализация модели метапредметных связей на примере материла урока алгебры седьмого класса....