Доклад на педсовете "Развитие интеллектуальных возможностей и творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни"
статья по теме

Конечно, не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого во многих случаях не изменят лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определённым творческим потенциалом развития обладает каждый вступающий в этот мир человек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_pedsovet.30.10.2012.docx74.47 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Развитие интеллектуальных возможностей и творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни».                                                              30.10.2012г.

Инструктор по труду

 Аношина Н.М.

На современном этапе развития общества, культуры выдвигаются новые требования к развитию личности. Среди них лидирующие позиции занимают индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности. Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребёнка – как нормально развивающегося, так и ребёнка с проблемами психического развития.

Социализация  личности ребёнка – одна из главных задач, поставленных перед учреждениями интернатного типа. Задача очень сложная. И здесь необходимо выделить два взаимосвязанных направления: развитие личности ребёнка и коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни. Через труд (умственный и физический) идёт формирование духовно-нравственных качеств личности, основ культуры здоровья, привитие осознанного отношения к ценностям семейной жизни, формирование трудовой активности, навыков поведения, характерных для гражданина правового государства, уважающего права и свободу каждой личности.

Реализуются поставленные задачи через обеспечение ряда условий для нормального развития психики, коррекции поведения, жизненного сценария каждого воспитанника детского дома.

Как правило, дети, воспитывающиеся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуются тревожностью, вялостью эмоциональной сферы, недостатком произвольной регуляции поведения, потребительским отношение к взрослым, низкой активностью, неуверенностью в своих ценностных ориентирах, преобладанием защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, в недобросовестном отношении к учебной деятельности и т. д.

В нашем детском доме есть несколько творческих мастерских: дети занимаются пением, живописью, художественным чтением, хореографией, различными видами прикладного искусства. Важным принципом в работе кружковых объединений является принцип добровольности (ребенок должен заниматься без принуждения), задача педагогов – заинтересовать детей, чтобы каждый из них чувствовал, что руководитель работает именно с ним, замечает его успехи  и маленькие победы (принцип успешности). 
Младшим школьникам хочется активно участвовать во всех мероприятиях, ими движет желание получить похвалу. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности кружковых занятий в глазах ребенка (принцип деятельности.). Руководитель кружка должен увлечь воспитанников конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели (принцип привлекательности будущего дела). Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с ребятами необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах объединения (принцип обратной связи).

Успехи воспитанников детских домов в творчестве, конечно, являются заслугой художественных руководителей  творческих групп – кружков, студий, в которых занимаются дети, часто имеющие проблемы в развитии.  Но успехи именно таких детей приносят наибольшую радость, ведь каждая победа над неумением, раздражительностью, непониманием – это некий подвиг (достижение) педагога и ребёнка.

Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое в конечном итоге направлено на стремление личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности «творческий потенциал»  представляет собой «творческие способности» личности в конкретном виде деятельности. Ценность творчества заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. 

Основным продуктом творчества, как правило, считается доступный наблюдению продукт деятельности, имеющий характерные свойства: новизну, редкость, необычность, оригинальность, полезность и т.д.  Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребёнке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одарённости.

Воспитание устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию  творческого потенциала приводит систематическая творческая деятельность детей на протяжении длительного времени в системе образования.  В процессе развивающих занятий рекомендуется опираться на положительные эмоции детей (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Но творчество – это не только эмоции, оно неотделимо от знаний, умений и способностей. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь и требуется развитие особых качеств ума, таких как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Для развития творческой деятельности необходимо создать определённые условия:

  1. Раннее начало.
  2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
  3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества.
  4. Мотивация задания.

Созидательная творческая деятельность на кружковых занятиях достигается с помощью живого слова педагога, его диалогов с воспитанниками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. В наше время руководители кружков часто используют современные технологии в процессе обучения, проводят занятия с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, показ презентаций, видеоматериалов). На занятиях кружка «Мастерилка» мы практикуем использование зрительных образов (изготовленный образец, рисунок или фото изделия), поэтических творений (стихи о временах года, о животных, образы которых нужно претворить в жизнь, о профессиях и т.д.), игровых ситуаций (загадки). Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, разбудить интерес. Только в этом случае можно говорить о результатах творческой деятельности.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

        По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.

        В ХХ веке такие исследователи, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Валлон, Ж.Пиаже и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

        Первый этап -  мышление наглядное или предметно-действенное. С полным основанием такое мышление можно называть «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

        Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу -  наглядно-образномукогда будет оперировать не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое как колесо», «Дай такую букву как баранка»

        Третий этап - словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается  речью.

        В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал И.П.Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию мозга».

Некоторые специалисты в области психологии пользуются программой «РУКА - МОЗГ» (авторы А.Смольянинов,  А. Ванчова), где рекомендуется применять нейродинамическую коррекцию мелкой моторики и речевого дыхания. Символом, наиболее точно передающим суть программы, является известное «ортопедическое дерево».  Этот образ хорошо отражает смысл понятия «коррекция», т.е. – исправление в процессе развития, которое продолжается не один месяц и не один год, а в течение всего времени, пока растёт и развивается дерево жизни. Посмотрите внимательно на этот рисунок.  

В своей книге «Игра» («Play») Стюарт Браун привел нам такой факт: по мере того, как эволюционировала человеческая рука, мозг человека эволюционировал в три раза быстрее!  Использование рук требует большого объема мощности мозга. Браун также отмечает, что самые успешные и креативные инженеры в детстве много играли с конструкторами, глиной и др. материалами. Они учились творчески подходить к решению проблем, т.к. они манипулировали окружающим их миром.

Советский педагог, врач, учёный В.П. Кащенко организовал в Москве частную школу-санаторий – одно из первых в России учреждений для детей 4-16 лет с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения (1908).

Вся воспитательная система здесь была направлена на адаптацию детей к будущей жизни. Важнейшее место в воспитательной системе В.П. Кащенко отводил трудовой деятельности: «Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение – с одной стороны, как изучение ремесел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны – ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребенка. Ручной труд, стало быть, имея такое важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее, доминирующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребенка».

В заведении В.П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Воспитатели  внимательно наблюдали за деятельностью воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее….»

Взаимосвязь «рука-мозг» состоит в том, что благодаря каждому новому освоенному умению развиваются мозг ребенка, его интеллект.

Как это происходит? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал Л.С.Выготский. Он ввёл понятие «зона ближайшего развития». Такой «зоной» является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребёнку, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Очередной, новой для него высоты ребёнок достигает в результате многократных, последовательно усложняющихся действий, ведущих к прочному овладению новым умением. Каждое новое умение – это не просто сноровка, богатство физических навыков: это ещё и новый шаг в умственном развитии. Занимаясь ручным трудом, ребёнок приводит в действие те стороны мыслительной активности, которые ранее были не задействованы. Мозг берёт на себя функции управления новым для ребенка видом деятельности и, управляя ею, развивается. И так при каждом новом для него виде работы или при внесении усовершенствований в уже ставшее привычным дело. Чем больше и разнообразнее сфера дел, в которых участвует ребенок, тем более развиты те центры его мозга, которые можно развить только в процессе овладения навыками ручного труда. Что-то недоразвив в детстве, мы непременно в чём-то ограничиваем возможности человека в будущем.

        Что делают дети на занятиях кружка «Мастерилка»? Прежде всего, это работа с природными материалами – выполнение аппликационных работ, объёмных изделий из листьев и растений, шишек, желудей, семян и т.п.;  далее - вытаскивание нити из ткани, рисование, лепка из пластилина,  аппликация (отрывание кусочков тонкой бумаги или ваты и приклеивание к основе; работа с мелкими предметами (пуговицами, стразами, бисером,  ракушками, спичками) – приклеивание сначала с помощью пластилина, а далее – с помощью клея); вышивание (сначала по пластиковым сеткам, на листах в клетку, затем – на канве), нанизывание (бус, пуговиц и т.п.).  В плане также освоение элементарных приёмов техники оригами.

        Все эти виды ручного труда развивают мелкую моторику ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Ручной труд является, прежде всего,  средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческого потенциала, т.е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель занятий кружкового объединения «Мастерилка». Возраст детей, занимающихся здесь, 7-10 лет. Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических познавательных процессов. Этот важный фактор нужно учитывать всем педагогам-воспитателям и специалистам, непосредственно работающим с этим звеном. Ведь психологической основой творческой деятельности является воображение, которое формируется в дошкольном возрасте и выступает важной составляющей развития личности. Могу отметить на сегодняшний день трёх воспитанников, у которых я наблюдаю более развитое воображение по сравнению с другими детьми: это Аркатова Света, Голубев Алексей и Матвеев Илья. Света всё быстро схватывает, повторяет показанный приём и добавляет что-то своё. Голубев Алёша и Матвеев Илья отличаются тем, что делают свои поделки не всегда по образцу, им нужно предоставить материал, дать информацию о том, как выполнить задание, т.е. создать условия, и они начинают изготавливать поделку, редко обращаясь за помощью к педагогу.

Я предлагаю присутствующим здесь педагогам ознакомиться с некоторыми работами участников кружка «Мастерилка» (см. выставочный стенд).

        При каждой попытке к самостоятельности в овладении навыками, надо сразу же ослабить руководство ребёнком. Когда взрослые каждый раз тщательно инструктируют ребёнка, как ему выполнить порученное, он превращается в исполнителя, потому что оказывается освобожденным от необходимости самостоятельного осмысления работы в целом. А часто взрослые вообще спешат все сделать за ребенка, не заботятся о расширении доступных ему видов труда, обрекая его тем самым на бездеятельность и отсутствие стимулов для развития.

Конечно, не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого во многих случаях не изменят лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определённым творческим потенциалом развития обладает каждый вступающий в этот мир человек.

Используемая литература:

  1. Л.Кузнецова. Взаимосвязь «рука-мозг», или о забытых аспектах трудового воспитания/«Воспитание школьников» №2-2002-14с.
  2. Социализация  личности в трудовом воспитании. 2003.
  3. Е.А.Медведева. Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средствами искусства./«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №4-2007 – 24с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.metodmaster.ru/articles/treniruite-mozgi-rukami
  2. http://kinezisklub.com/books/8-ippoterapiya-dlya-detey.html
  3. http://detsad144-kem.ucoz.ru/publ/ruka_razvivaet_mozg/1-1-0-3
  4. http://www.edu.nsu.ru/new_detail.php?new_id=3599

Resource id #2166

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение социального статуса и творческого потенциала воспитанников через создание ситуаций успеха

Сообщение из личного опыта на зональном методическом объединении в городе Славянске - на - Кубани...

Творческий потенциал воспитанников МУ ДОД СЮТ г. Ржева

освещение деятельности  объединений в учреждении дополнительного образования детей...

Доклад на научно-практической конференции " Развитие творческого потенциала учащихся"

В докладе освещены основные аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе. Может использоваться как курсовая работа на ФПК....

Участие в дистанционных мероприятиях как средство развития творческого потенциала воспитанников

Воспитатели Аскизского пришкольного интерната привлекают своих воспитанников к успешному выступлению на предметных олимпиадах по принципу ненавязчивости и добровольности – толчком к действию мож...

Роль личности педагога в воспитании творческого потенциала воспитанника

Дети во всем берут с нас пример. Мы, не замечая этого, невольно творим свои "копии"...