ПРЕДМЕТНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК
статья по теме

Щербакова Ирина Вячеславовна

В данной  статье уделяется большое внимание практике исследовательской деятельности обучающихся .По мнению автора, школьный предметный клуб - это возможность повышения интеллектуального потенциала, развития творческих способностей , формирования научного образа мышления и профессионального самоопределения .

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНО -  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  ПРАКТИК.

Щербакова  Ирина Вячеславовна, МБОУ «СОШ №1г.Петровска Саратовской области»

Аннотация

В своей работе автор большое внимание уделяет исследовательской  деятельности учащихся и считает , что  школьный предметный клуб- это возможность повышения их  интеллектуального потенциала, развития творческих способностей и  научного образа мышления.

             

                            Нельзя выявить подлинные глубины творческого

 потенциала человека, оставаясь лишь в пределах

устоявшихся  форм деятельности и уже

                                                                                     принятых систем обучения и                                           воспитания.

                                                                                                       В.В. Давыдов

    В  современном образовательно – воспитательном процессе необходимо учитывать как личностные, так и деятельностные характеристики обучаемого, обращать особое внимание на обеспечение возможностей для осуществления самореализации, личностного роста, создание условий для саморазвития его творческой индивидуальности. Значимым должно стать не столько приобретение готового знания, сколько собственные усилия, инициатива, поисковая деятельность и, главное, понимание личного смысла этой деятельности. Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет систематизированная исследовательская работа, которая способствует не только развитию широкого круга способностей ребенка, расширению и актуализации знаний, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, но и, самое главное, его профессиональному самоопределению  и социализации в обществе.

  Наибольшие возможности для формирования УУД школьников предоставляет внеурочная деятельность в виде  предметных клубов как форма  учебных (учебно – исследовательских практик).

     Практика исследовательской деятельности как один из видов учебных практик в полной мере осуществляется участниками  школьного клуба « Истоки», который  объединяет учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня. Деятельность клуба ведется  по трем направлениям: правовое, научно-исследовательское и краеведческое.  

Формы работы клуба различны: разработка проектов и тем исследований; работа в музее и  архивах; встречи с очевидцами событий истории; интервьюирование; участие и  проведение научных конференций разного уровня; публикации исследовательских работ ; участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, чемпионатах, викторинах; интеллектуальных марафонах; экскурсии в г.Петровске и других городах России.

    Деятельность участников клуба « Истоки» осуществляется в несколько этапов. На подготовительном  этапе через анкетирование изучается  заинтересованность ребенка и родителей во внеурочной деятельности в школе. Идет обучение работы с разными источниками, литературой, ресурсами Интернета, вовлечение в активные формы деятельности.

Развивающий этап предусматривает совершенствование навыков исследования, освоение специфики работы с первоисточниками, знакомство с работой архива, музея, сбор материала. Знакомство с  Конституцией РФ и  Международными  документами  по правам человека; проведение социологических исследований,  интервьюирования, анализ результатов.

 Деятельностный этап работы клуба включает в себя непосредственно участие в конкурсах, фестивалях, предметных  олимпиадах по истории,  обществознанию, праву, краеведению; проведение и участие в научно-познавательных  конференциях разного уровня; публикация  исследовательских  работ и проектов в сборниках, СМИ, Интернете.

На  аналитическом этапе проводится мониторинг результатов работы клуба, заполнение листа творческого роста каждым участником, составление плана работы клуба на следующий год.

Результатами работы клуба являются не только призовые места на муниципальных, региональных, межрегиональных, Всероссийских конкурсах, предметных чемпионатах, научных конференциях. Клубная деятельность  способствует  содержательной организации свободного времени детей, воспитанию успешности,  профессиональному самоопределению учащихся.

 Исследования, к примеру, таких проблем как « Россия в мире. Национальные интересы», «Проблемы манкуртизма в современной России», « Эвтаназия. За и против», « Сквернословие или существует ли правда мата?»  позволяют надеяться, что Практика исследовательской деятельности как один из видов учебных практик будет способствовать  формированию у ребят активной  гражданской  позиций, приводит их  к пониманию,  что другой Родины нет и будущее ее - это действительно они!

   Литература

  1. Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории// Преподавание истории в школе. – 1999. № 5. – С. 16-22.
  2. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся.- М.: 5 за знания,2008.- 224с.- (Методическая библиотека)
  3. Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися// Завуч. – 1999. № 6. – С.70-73.
  4. Положение о научно-исследовательской работе// Завуч. – 2003. № 1 – С. 93-95.
  5. Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников// Право в школе. – 2004. № 1. – С.17-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

В презентации рассматриваются как общие, так и специфические черты учебно-исследовательской и проектной деятельности ...

Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

Учебно- исследовательские практики по географии как одна из форм внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения

Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором можно управлять процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники п...

ПРЕДМЕТНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Данная статья вошла в сборник , созданный по итогам 1межмуниципального Фестиваля-конкурса педагогического мастерства учителей истории, обществознания, ОРКСЭ "Духовность и современность"...

Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)

Данная работа  показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных ...