Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)
статья по географии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Соколова Людмила Владимировна

Данная работа  показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Опыт может быть интересен учителям географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova.docx183 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Людмила Владимировна, учитель географии МАОУ СОШ №1 г.Улан-Удэ

Формы организации учебно-исследовательской деятельности  учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.     Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Для развития учебно-исследовательской деятельности я использую технологию проблемного обучения. Часто учитель испытывает трудности при составлении проблемных вопросов. Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Я предлагаю два фрагмента урока, с использованием проблемных вопросов. 1) Тема урока «Население и страны Северной Америки», 7 класс. Постановка проблемного вопроса в начале урока, как основная познавательная задача урока: «Докажите, что американцы - это современная нация, образованная в результате слияния нескольких этнических общностей и переселенцев из разных частей света». Деятельность учащихся: 1)Работают с контурной картой, определяют национальный состав населения материка, по ходу урока заполняют технологическую карту. 2) Ребята заранее делятся на группы, делают характеристику государств Северной Америки в виде презентации.3) Презентируют материал.4) Делают выводы по проблемному вопросу.

2)Тема урока «Мировые природные ресурсы мира», 10 класс. Проблемный вопрос ставится перед изложением учителем нового материала: «Как вы думаете: почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?».  Деятельность учащихся: 1)Ребята заранее делятся на группы, каждая группа готовит характеристику природных ресурсов: минеральные, земельные, водные, биологические по заданному плану: а) состав; б) география размещения; в) природохозяйственные проблемы; г) пути решения проблемы; д) ваши предложения по решению проблем; 2) Заполняют технологическую карту по уроку; 3) Анализируют материал, делают выводы по уроку

Проводя уроки, в системе проблемно-исследовательского обучения, я могу отметить, что у  ребят  развивается логическое мышление, творчество. Такая форма проведения уроков дает свои результаты. Мои ученики  участвуют в олимпиадах, конференциях, географических и экологических интеллектуальных играх школьного, городского и республиканского уровней. Имеют успешные результаты, занимают призовые места.

Одно из направлений проблемно-исследовательской работы – это экологические исследования.  Поскольку  мы живем рядом с красивым и уникальным озером мира – Байкалом – участок всемирного наследия,  на своих занятиях я уделяю большое внимание исследованию, прогнозированию, проектированию хозяйственной деятельности в республики и на озере Байкал.

Выбор региональных экологических проблем, имеющих исследовательский характер, очень велик. Наша школа ежегодно принимает участие в городской акции «Марафон добрых дел». В рамках этой акции проходят разные мероприятие. Одно из них разработка экологической тропы. Мы с ребятами разработали четыре маршрута экологической тропы. Все эти работы были успешно представлены на конкурсных мероприятиях разного уровня. Это следующие работы:

  1. «Необычные памятники города Улан-Удэ», выполнил ученик

5 «А» класса Оганесян Арсений, 2 место в Школьном фестивале проектов, 2016 г.

  1. «Маршрут от МАОУ СОШ №1 до основания города», выполнил ученик 8 «А» класса Потемкин Павел, 1 место на школьной НПК, 2016 г.
  2. «Набережная Улан-Удэ», выполнила ученица 7 «А» класса Божайкина Татьяна, Диплом III степени, Международная экологическая конференция школьников, 2016 г., г. Улан-Удэ
  3. «Маршрут от ул. Профсоюзной до МАОУ СОШ №1», выполнила ученица 8 «А» класса Хорько Полина, 2 место в Школьном фестивале проектов, 2018 г.

По итогам городского конкурса «Эко-тропа» в рамках марафона «Добрых дел» наша школа заняла 2 место в 2016 г. и 1 место в 2019 г.

В работах содержится материал об исторически важных и значимых местах нашего города. Материалы этих работ используются для работы на уроках географии, истории,  проведении классных часов и организации внеклассных мероприятий.

Ежегодно в нашей школе в феврале-марте проходит декада экологии. В рамках этой декады мы организуем «Эко-квест» разной тематики.

  1. «Жизнь без отходов», вопросы и задания направлены на привлечения внимания к проблеме накопления и утилизации мусора.
  2. «Энерго-квест», вопросы и задания направлены на привлечения внимания к проблеме энергосбережения.

Эко-квест организуем в параллелях с 3 по 11 классы. В начале мероприятия перед ребятами ставится проблемная задача, которая в ходе прохождения всех этапов решается. В конце игры подводятся итоги, происходит обмен мнениями.

Успешное участия в различных мероприятиях является очень хорошим стимулом для ребят в дальнейшей учебно-исследовательской работе.

В конце учебного года, в нашей школе практикуется 5-я трудовая четверть. В этом году для ребят 10 классов был организован археологический лагерь, который занимался изучением и исследованием территории Гуннского городища. На отряде работали два учителя: учитель истории и учитель географии. Работа в отряде носила научно-исследовательский  характер. Программа лагеря была насыщенная и интересная. Ребята посещали и обучались на площадках музеев БНЦ и Этнографического. Встречались с заслуженными учеными в области археологии, участвовали в полевых работах на территории Гуннского городища. До выезда на полевые работы мы с ребятами исследовали территорию по картам и литературным источникам. В первый день работы на участке мы провели природно-географическое обследование его. Ребята определились с выбором тем научно-исследовательских работ. По географии это тема: «Влияние природных условий на хозяйственную деятельность гунну на территории Гуннского городища». В сентябре этого года наши ребята участвовали в международном конгрессе средневековой археологии евразийских степей. Работа по теме продолжается.

Обучающая и воспитательная программа по географии носит практико-ориентированный подход. Новые термины, причинно-следственные связи ребятам легче представить и отработать на тех объектах, которые  их окружают, поэтому мы работаем с местным материалом, на природных и социальных объектах, в группах. Все это способствует развитию важных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования, которые, формируют самодостаточную личность, воспитывают бережное и рациональное отношение к природе и любовь к родине


Литература

  1. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10. - с. - 42-47.
  3. Барабанов В.В. В помощь учителю географии. СПб.: ВЛАДОС, 2000. - 210 с.
  4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М. Просвещение, 1991.
  5. Воровшиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению директором школы.- М.: 5 за знания, 2006.

C:\Users\111\Desktop\2019-10-26_19-22-42.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

В презентации рассматриваются как общие, так и специфические черты учебно-исследовательской и проектной деятельности ...

Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

"Из опыта работы по организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа"

Учебно-исследовательская работа студентов (далее – УИРС) является важным элементом образовательного процесса, т.к. даёт студентам опыт творческой деятельности и воспитывает опыт эмоционально-ценностно...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

ДОКЛАД: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Доклад по теме ОРГАНИЗАЦИИ  УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕТЕЙ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...