Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.
статья по теме

Лялина Наталья Михайловна

Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме

"Взаимодействие субъектов образовательного процесса

в условиях модернизации образовательной системы

в контексте преподаваемого предмета."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo_28.08.13.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Образование – важнейшая сфера  социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь

 и взаимообусловленность образования и общества является более чем

очевидной. Современный этап развития общества требует обновления

образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения

содержательной и результативной составляющих.

Новая школа – это школа, нацеленная на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата.

Ребенок становится активным субъектом образования своей личности, это должны понимать и педагоги и родители.  

Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения технологии в школе.
       Опыт работы показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изученного материала. Сведения истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.  Поэтому в условиях модернизации образовательной системы должен осуществляться индивидуальный подход к каждому обучающемуся

-это необходимое условие построения новой, действительно современной

и эффективной системы  образования, где должен реализовываться

индивидуальный подход к каждому обучающемуся и моделироваться условия для проявления самостоятельности, самобытности, самодеятельности, поскольку только в этом  случае образовательный процесс имеет реальные шансы опираться на индивидуальные интересы, потребности, возможности и личный опыт учащегося. А  в  формировании познавательных интересов школьников учителю в большей степени помогут различные внеклассные мероприятия и современные нестандартные уроки.

         Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного технологического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель технологии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Арсенал форм уроков современного учителя технологии не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала.

          Перед современным учителем технологии стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: формирование у школьников политехнических знаний, технологической и экономической культуры, ознакомление учащихся с основами современного производства, сферой услуг, воспитание трудолюбия, предприимчивости, культуры общения и поведения, использование в качестве объектов труда различных потребительских изделий и изготовление их с учетом конкурентоспособности при реализации. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобщения к творческой деятельности, без приобретения учащимися опыта рационально использовать ресурсы ( находить, планировать, организовывать, распределять), использовать в практической деятельности различные технологии, проявлять предприимчивость, расчетливость, решительность и другие качества личности, необходимые для успешной жизнедеятельности в современном мире.

Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуации приобретают все большее значение в нашей жизни. Следовательно, эффективность образовательного процесса достигается в многостороннем субъективном взаимодействии со всеми участниками, когда все его участники являются субъектами этого процесса.

Субъект – это личность или группа как источник познания и

преобразования действительности; носитель активности.

Особая роль, миссия при таком подходе отводится педагогам.  Педагог – самая важная фигура для ребенка в системе образования. Профессионализм педагога, его квалификация, уровень его личностного развития, его установки, убеждения, свобода его действий – то есть процессы, связанные с его профессиональным сознанием, во многом определяет сам процесс образования. Отбор содержания образования, форма общения, реализуемая в процессе образования, определяет направление и качество развития ребенка. Именно в контексте взаимодействия педагога с детьми собственно и происходит развитие личности ребенка, а также его компетентности в определенных предметных областях.

Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Не смотря на то, что основная часть профессионально значимой деятельности педагога связана с вербальном способом общения, эффективность педагогического взаимодействия зависит также и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией. Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние. В процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса возникают разнообразные связи:

информационные (обмен информацией между субъектами образования);

организационно-деятельностные (совместная деятельность);

коммуникативные (общение);

управления и самоуправления.

Сочетание этих связей обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога. В этом случае педагог, взаимодействуя с учащимся, передает свою индивидуальность, реализуя потребность и способность быть личностью и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у школьника.  Подростковый возраст характеризуется психологами как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе технологии, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Внедрение эмоциональности нетрадиционных форм уроков технологии– делает их успешными и нужными  не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.
Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется на уроках технологии.

В стратегии модернизации подчеркивается роль  не только учителя, но и ответственность родителей, как активных субъектов образовательного процесса.

Главное противоречие между позицией сегодняшней школы и позицией  многих родителей в отношении ребенка заключается в характере основных требований к ребенку. Если школа добивается оптимального развития каждого ребенка, его индивидуально-личностным особенностям, склонностям и способностям, если для нее главным является не накопление знаний, умений, навыков, а достижение определенного уровня познавательного, социально-личностного и эстетического развития, если в основу оценки такого развития кладется не абсолютное, а в первую очередь относительная успешность, темп продвижения ребенка, – то многие родители подходят к оценке успешности своих детей формально, измеряя эту успешность количеством положительных и отрицательных отметок, недооценивая индивидуальные склонности, особенности и трудности именно данного ребенка, стремясь, чтобы их ребенок был «как все», а не шел своим собственным путем. Поэтому часто возникают противоречия между позицией школы и позицией родителей в отношении ребенка, требований к нему. Следовательно  одна из главных задач школы – сделать родителей своими единомышленниками, разделяющими цели и задачи школы.

При активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса педагогов – учащихся – родителей становится реальной цель нашей школы: выпустить в жизнь молодых людей не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, компетентными, самостоятельными, способными совершенствовать себя и окружающий мир.

Не стоит забывать, что цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. На современных уроках технологии задача каждого учителя  адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного технологического образования.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

в условиях модернизации образовательной системы

в контексте преподаваемого предмета.

(ТЕХНОЛОГИЯ)

Литература:

  1. http://do.gendocs.ru/docs/index-313480.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/511839/
  3. http://do.gendocs.ru/docs/index-384322.html?page=6
  4. http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса...

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Современная модернизированная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые помогут обучаемому достойно жить в обновленном обществе. Семья и школа...

«Использование информационных технологий на уроках математики в условиях модернизации образовательного процесса».

Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение совр...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....

Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»

«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»...

Педагогический совет «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».

laquo;Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».  ...