Взаимодействие с учащимися и родителями группы риска. как одно из важных направлений функционирования воспитательной системы класса.
статья по теме

Труфакина Светлана Сергеевна

Выступление на методическом объединении (из опыта работы классного руководителя).

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Одним из важных направлений функционирования воспитательной системы класса является взаимодействие с обучающимися и родителями группы риска. В классе из 8 учащихся двое входит в состав группы риска (Давыдов Д., Кошелев М.). Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность учебных знаний и умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Для Кошелева Максима характерно наличие серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение). Семья Давыдова Данилы имеет статус неблагополучной (мама не работает, злоупотребляет алкоголем, она не в состоянии самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании ребёнка). Данные учащиеся требуют особого внимания со стороны классного руководителя. Поэтому работу с ними начала со сбора и анализа информации. В этом мне помогли

беседа с учителями;

беседа с родителями;

изучение особенностей развития;

сбор информации о состоянии здоровья совместно с медицинским работником;

изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;

изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями, работающими на классе, анализ карты сопровождения класса);

анализ социального портрета класса;

анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Важным условием эффективной работы с учащимися «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя к специалистам сопровождения: педагогу - психологу, социальному педагогу, медицинскому работнику, представителям администрации. На основе анализа полученной информации совместно с данными специалистами был составлен план индивидуального сопровождения обучающихся и родителей «группы риска».

В работе с учащимися "группы риска" большое внимание уделяю контролю внеурочной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения учащихся, провоцирует их на совершение противоправных действий. Контролируя занятость учащихся «группы риска»  во внеурочное время, привлекаю их к посещению спортивных секций и кружков.

Организую и провожу индивидуальные профилактические беседы с учащимися и их родителями, посещаю семьи, посещаю уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседую с учениками класса, учителями, систематизирую полученные сведения. После диагностики провожу коррекционные мероприятия, помогаю ребенку осознать его неконструктивное поведение, вместе ищем пути решения проблемы. После проведенной работы с подростком в случае отсутствия положительного результата совместно с заместителем по воспитательной работе организуем педагогические мини-консилиумы с педагогами и родителями. В случае необходимости решаем вопрос о приглашении учащихся на Совет профилактики.

В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся. Стараюсь добиваться положительного результата через вовлечение учащихся в интересующую их деятельность (игру, труд, учебу, досуг). Положительно воздействует на детей совместная работа. Она проявляется в ежедневной уборке, дежурстве по классу,  в труде по самообслуживанию,  в выполнении конкретных поручений. В целом вся деятельность по трудовому воспитанию способствует коррекции поведения, приобретению навыков самостоятельной жизни, формированию отношения к труду как к основе жизни.

Также важна работа с семьей. Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Как  классный руководитель стараюсь найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий. Социально – психологическая помощь таким семьям, осуществляется  через организацию  родительского всеобуча. Он включает в себя обучающие занятия - практикумы для родителей «группы риска» с привлечением сотрудников медицинских учреждений, педагогов школы, а также проведение тематических бесед на классных родительских собраниях. Социально – психологической службой проводятся индивидуальные беседы с родителями, в процессе которых вырабатываются установки, рекомендации для совместной работы по преодолению и предупреждению отклонений в поведении учащихся.

Я считаю, что спланированные и продуманные совместные действия многих людей, направленные на взаимодействие с обучающимися и родителями «группы риска» в дальнейшем дадут положительные результаты, помогут детям найти себя, а родителям - не потерять детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.

        Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет  рез...

Патриотическое воспитание является одним из важных направлений воспитания

Слава Отечеству, слава России, С Родиной наши сердца. Мы победим любое насилие, Выполним долг до конца   Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и  респуб...

"Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда"

В данном документе содержится:схема деятельности логопедической службысхема  "Обследование как одно из важнейших направлений работа учителя-логопеда"схема речевого дыханияправила речи...

«Профориентация учащихся на уроках географии как одно из важнейших направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё б...

Взаимодействие социального педагога с семьей группы риска

Данная методическая разработка будет полезна педагогам и специалистам, работающим с семьями группы риска...

Статья Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра¬боты

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­ботыКлассный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­боты со студентами, это не урок, а время, когда восп...