Главные вкладки

    Статья на тему:
    Статья "Воспитание у учащихся ценностного отношения к здоровью - одно из важных направлений работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

    Буряченко Елена Васильевна

    Статья описывает опыт работы образовательного учреждения по направлению "Здоровье".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Гимназия имени Горького А.М.»

    Москаленского муниципального района

    Омской области

    ____________________________________________

    Буряченко Е.В., зам.директора по ВР

    2011-2012 учебный год

    Воспитание ценностного отношения к здоровью – одно из важных направлений в работе с учащимися в МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.»

    «Здоровье» - одно из ключевых направлений работы МОУ «Гимназия имени Горького А.М.». В образовательном учреждении   разработана и реализуется программа «Гимназия – территория здоровья» (до 2015 года).

    Целью программы является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, поиск оптимальных средств для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей достижения успеха.

    В рамках программы  основными направлениями работы являются:

    1. Организация ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
    2. Включение вопросов о здоровом образе жизни в план учебных программ по биологии, ОБЖ, технологии и др;
    3. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки учащихся;
    4. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс;
    5. Диагностика  состояния здоровья учащихся: медико-психологический мониторинг при зачислении в гимназию, плановые медосмотры, диспансеризация;
    6. Анализ посещаемости учащихся, пропуск занятий по болезни
    7. Профилактика заболеваний, вакцинации согласно приказам Минздрава, профилактическая работа во время эпидемий
    8. Исследование уровня физической подготовки учащихся: ежегодное президентское тестирование
    9. Контроль за  санитарным состоянием  учебных помещений;
    10. Оптимизация питания учащихся, контроль пищевого рациона, пропаганда здорового питания;
    11. Разработка  системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся;  спортивно-физкультурная, оздоровительная, информационно-просветительская работа, наглядная агитация.
    12. Организация работы психологической службы в гимназии; психологические мониторинги здоровья учащихся(например, тестирование на адартацию, уровень тревожности и т.д.)
    13. Организация летнего оздоровления учащихся
    14. Обеспечение сотрудничества гимназии с другими учрежениями в реализации программы: в детской консультацией, поликлиникой, ЦСПСиД, ГИБДД и др.
    15. Организация сотрудничества с родителями  в рамках программы

    Система  внеклассных мероприятий по укреплению здоровья учащихся

           Система физкультурно- спортивных и оздоровительных мероприятий включает различные  воспитательные события по разным направлениям. Так, ежегодно  проводятся мероприятия по профилактике наркомании и табакокурения: антинаркотические  и антиалкогольные акции.

          Так, в этом году прошла . Антинаркотическая   акция прошла под девизом  «Смотри по жизни вперед!»: учащиеся готовили  плакаты  «Я и мои друзья выбираем»,  проведена  Маршрутная   игра  для 5-6 классов «Путешествие в Здраволюбию», выпустили несколько тематических радиопередач, листовок,  подготовили и провели   «Веселые старты» в начальном звене, выступили с агитбригадой для малышей «Мы – за здоровый образ жизни!». Во всех параллелях проведены тематические часы общения и Родительские уроки. Состоялась киноакция «Наркотикам и никотину скажем НЕТ!»  для  учащихся 9-11 классов.  Ребята стали активными участниками районной акции «Наркотикам и никотину нет!».

          В рамках Акции состоялись   «Дни Здоровья» ,  конкурс рисунков и газет   на тему «Я выбираю спорт!»  «Спорт  - это здоровье!», Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни!»,  Спортивная эстафета «Мама, папа, я –спортивная семья!» (7 классы), Первенство по  пионерболу  (5-6 классы), Спортивная эстафета «Спорт – это здоровье!» (3-4 классы), Веселые старты «Быстрее, выше, сильнее!» (1-2 классы), Товарищеская встреча по баскетболу (8 классы).  Во всех классах прошли часы общения по данной тематике: «Здоровье-основа жизни человека», «Здоровый образ жизни. Что это такое?», «Пассивное курение. Учусь делать правильный выбор.», «Умей сказать нет», «Остановись! Подумай!», «ПАВ – это опасно» и др.  Была осуществлена  совместная реализация программы «Профилактика наркомании в детской  и подростковой среде» с ЦСПСиД, были запланированы  и проведены часы общения, ролевые и ситуативные, психологические игры для учащихся 6-7 классов.  

             Гимназия  выступила  инициатором и организатором  Областной  конференции «Здоровье нации – в наших руках!» при поддержке Министерства образования Омской области и  Управления образования. В ней приняли участие  16 образовательных учреждений района и области, 36 учащихся школ выступили с докладами и презентациями опыта работы школ, из них 8 учащихся гимназии.

           В марте проведена  киноация»  для учащихся 5-11 классов на базе КДЦ «Современник» с приглашением специалистов правовой структуры, медицинской службы, психолога. Состоялся просмотр фильма. Отзывы о мероприятии положительные.  Многие классные руководители приглашали на часы общения психолога, медицинских работников, сотрудничали с районной библиотекой в плане проведения совместных часов общения.  Проведены Лектории с просмотром  кинохроники по теме «Профилактика алкоголизма» (для учащихся 8-11 классов), в 5-7 классах совместно с центральной районной библиотекой организованы часы общения по теме «Полезные и вредные привычки», в начальной школе состоялись «Уроки здоровья».  Оформлены тематические выставки с полезной информацией, проведен цикл радиопередач по теме: «Я выбираю здоровье».

          Традиционно каждый год проводятся Дни Здоровья на базе массива «Зеленая роща», спортивно-туристический слет (на базе ДЮКФП),  «Малая спартакиада». В сентябре проводятся  соревнования по программе «Президентские состязания», позволяющие выявить уровень физической подготовки учащихся. В сентябре – октябре   в начальной школе и среднем звене организуются  пешие Походы воскресного дня.

           Особое внимание спортивным  и культурно-оздоровительным мероприятиям уделяется  в период каникулярного времени:  организуются выезды в ДОЛ «Березка», бассейны, Ледовый дворец, аквапарк.  Проводятся спортивные эстафеты, лыжные походы, спортивные командные встречи по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу.

              По количеству выездов за пределы района гимназия  в этом году находится на 1 месте среди других ОУ района, хотя не имеет своего автобуса.

             Так, в этом  учебном году  в течение года  состоялось 62  запланированных выезда  (в бассейны, культурно-досуговые центры г. Омска, ДОЛ «Березка»).  .

         Ежегодно гимназия участвует в  таких районный массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях, как «Осенний кросс», «Кросс наций», «Рождественский забег», «Велопробег», Легкоатлетический кросс,  кросс, посвященный  Антинаркотической акции и др.      ( Всего в  массовых мероприятиях принимает участие  около   96 % учащихся гимназии).  

        Проводятся  тематические часы общения, посвященные Европейской неделе иммунизации «О роли вакцинации в сохранении здоровья» (апрель).

           На базе гимназии работают спортивно-оздоровительные секции:    В прошлом году  на базе  гимназии работали 4 спортивные секции, в которых было задействовано 87 учащихся гимназии (5-11 классы), в этом  учебном году работает  также работают 4 спортивные секции: футбол-хоккей, баскетбол, военно-прикладное многоборье, лыжные гонки.  Задействовано 96 учащихся гимназии.

           Анализ занятости учащихся в спортивно-оздоровительных кружках и секциях на базе других учреждений дополнительного образования показал, что в них занято 36% учащихся гимназии,  в том числе и учащиеся начального звена.

          В зимний период открыта Хоккейная коробка, прокладывается лыжня,  практически весь период продолжаются  массовые катания на коньках, тренировки, турниры по хоккею.  Во многих мероприятиях активное участие принимают  родители (Выезды за пределы района, велопоход в ДОЛ березка, спортивные соревнования, День Здоровья, турниры по хоккею.)

           В течение  последних трех лет активизировалась  работа по обеспечению  максимального  охвата  учащихся горячим питанием.  Вопросы об оптимизации горячего питания неоднократно рассматривались на общешкольной коференции,  родительских собраниях. Если в ноябре 2008-2009 уч.года  процент охвата горячим питанием составил 94% от общего количества учащихся гимназии, то в январе он составил -96%,  а  в апреле- мае - 99%.   На сегодняшний день  в гимназии  100% учащихся охвачены горячим питанием.

         В настоящее время   началась реализация программы «Здоровое питание», которая была разработана в  августе 2009 г.  В ноябре  состоялось совещание при директоре по теме: «Участие гимназии в реализации  экспериментального проекта  по совершенствованию     школьного питания» , на котором был утвержден план работы по пропаганде здорового питания , определены основные направления администрации, учителей-предметников, классных руководителей в этом направлении.  Уже в первом полугодии  проведены «Уроки здорового питания» в 1-11 классах. В ноябре состоялась «Неделя здорового питания», в рамках которой организованы лектории для младших школьников «Зачем нужно правильно питаться», ребята 5-8 классов выпустили интересные яркие публикации «Здоровье на тарелке», содержащие полезную информацию о важных продуктах питания, учащиеся 10 классов выпустили информационные газеты и плакаты, учащиеся 11-х классов распространили листовки «Твой рацион – это ты!».  Во втором полугодии планируется проведение смотра-конкурса агитбригад по теме «Мы за здоровое питание!», а также защита мультимедиапроектов «Правильное питание – залог здоровья». Классные руководители продолжат цикл тематических часов общения  «Уроки здорового питания».

    Оформлены два стенда   по пропаганде здорового питания («Уголки здоровья»).

           Ведется работа по профилактике детского травматизма.   На каждый год разрабатывается план мероприятий.   Так, в этом  учебном году были проведены уроки безопасности (с 5-24.09), в 1-4, 6-7 – совместно с представителями ГИБДД. В октябре состоялся конкурс сочинений по профилактике ДТП, приняло участие 48 учащихся гимназии, лучшие работы были представлены на районный конкурс. Провели несколько встреч с представителями ГИБДД в начальной школе. В октябре проведены объектные тренировки по ГО и ЧС.  Ежемесячно проводятся инструктажи по технике безопасности, профилактике  ДТП , ГО и ЧС , в том числе перед каникулами.         В марте  состоялась  НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, в рамках которой была проведена работа волонтерского отряда «ЮИД» с учащимися начального звена  по теме: «Легко ли быть дисциплинированным пешеходом, или как вести себя на дороге»; состоялся конкурс творческих  работ по профилактике ДТП: конкурс рисунков  «Безопасное движение»,  конкурс сочинений «Цена жизни», « Серьезный разговор», проведены родительские лектории по теме «Как уберечь наших детей от опасности на дороге».

        В первом полугодии 2009-2010 учебного года проведены встречи  учащихся начальных классов  с инспектором ГИБДД,  организованы Экскурсии по поселку «Как вести себя на дороге» (1-4 классы);  состоялись профилактические беседы в среднем и старшем звене.  

           

           Ежегодно каждый классный руководитель составляет свой план работы по программе «Здоровье», продумывая систему часов общения  и других мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.  Основные темы часов общения: режим дня, закаливание организма, культура питания, профилактика простудных заболеваний, способы укрепления здоровья, гигиенические нормы, вредные привычки, роль спорта в жизни человека, стрессы, повышение иммунитета и мн.др.

              Также продумываются темы родительских собраний. Так, в  первом полугодии  года уже  проведены родительские собрания во всех параллелях  по темам: «Здоровье детей в наших руках» (Рассмотрение  вопросов: Профилактика ДТТ; Организация горячего питания) – сентябрь; «Профилактика гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций»  - ноябрь, Лекторий «Правильное питание наших детей – залог их здоровья» - декабрь с целью привлечения внимания родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся, активизации совместной деятельности родителей и классного руководителя в этом направлении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Активные формы поддержки одаренных детей в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

    Статья описывает опыт работы образовательного учреждения с одаренными и талантливыми учащимися....

    Модель внеурочной деятельности в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

    Модель описывает цели, задачи, направления внеурочной деятельности в образовательном exht;ltybbb? а также условия ее рализации и диагностику эффективности....

    Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.

            Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет  рез...

    Патриотическое воспитание является одним из важных направлений воспитания

    Слава Отечеству, слава России, С Родиной наши сердца. Мы победим любое насилие, Выполним долг до конца   Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и  респуб...

    "Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда"

    В данном документе содержится:схема деятельности логопедической службысхема  "Обследование как одно из важнейших направлений работа учителя-логопеда"схема речевого дыханияправила речи...

    Работа с педагогическим кадрами – одно из важнейших направлений подготовки к внедрению элементов инклюзии

    Эффективность инклюзии в образовании во многом зависит от специальной подготовки педагогических кадров. Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании...