Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия
учебно-методический материал по теме

Чупракова Людмила Ивановна

Выступление на МО классных руководителей по теме "Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия "

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Солнцевская средняя общеобразовательная школа

Нравственно-патриотическое воспитание через уроки, классные часы, внеклассные мероприятия

Подготовила классный руководитель

                                               9а класса Чупракова Л.И.

Солнцевка

2013

            Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину: « В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»...

Никогда не устареют слова А.Макаренко: «Дети – это наша старость. Неправильное воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Нравственное становление детей, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.  Особенно остро это чувствуется  сейчас, когда  происходит  направленная на детей пропаганда разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий при полной неспособности правоохранительных и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.  

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.                                                                                                                                                        

      Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

        При изучении темы «Пословицы» ребята с удивлением обнаруживают, что русские пословицы схожи с пословицами других народов нашей планеты. Например, китайская пословица о дружбе и друзьях гласит: «Хороший друг – это настоящий клад», о том же болгарская пословица: «Друг познаётся в беде, как золото в огне», французская: «Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей – в беде». Сравним их с русской пословицей «Друзья познаются в беде». Пословица же Северной Африки «Выроешь колодец глубоко – будет стоять вода высоко» и китайская «Учиться – всё равно что грести против течения: только перестанешь, и тебя тянет назад» перекликаются с русской пословицей о пользе знаний «Учиться – всегда пригодится».Творческое задание «Попробуй сочинить рассказ по пословице», который бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, имеет большое воспитательное значение. Например, ребятам можно предложить такие темы, как «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Человек без родины – соловей без песни», «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит», «В каком народе живёшь, того обычая и держишься» и др.

Обучающиеся знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. И ярким тому примером служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и цельность характера Калашникова у ребят, несомненно, вызывает уважение.

Также о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: о боевом товариществе Запорожской Сечи, её нравах и обычаях. Тарас и его соратники не идеальные герои. У Тараса и без того достаточно положительных качеств, чтобы видеть в нём необыкновенного человека. Но сила их в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и родины.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежит к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его раздумьями о серьёзных проблемах морали (утверждение идеалов гуманности, чести и долга). Главная задача изучения этого произведения, на мой взгляд, заключается в установлении связей этого классического произведения с нашей действительностью: способствовать тому, чтобы современное молодое поколение задумалось об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства.

В старших классах основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, патриотический пафос «Слова о полку Игореве», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» - возвышенное и трагическое в поэзии; комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» - обличение невежества, злонравия, деспотизма; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира , роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни. В  литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А.  Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.

        Работая над формированием нравственных ценностей учащихся на уроках литературы, уделяю большое внимание словесному творчеству учащихся, развитию их творческих способностей. Из практики могу сказать, что очень трудно решиться учителю на выполнение творческих заданий (если это касается сочинения басни, стихотворения, составления киносценария), которые предлагает учебное пособие по литературе для учащихся. Обычно даём их тем ученикам, у которых есть хотя бы небольшой литературный опыт, или по желанию. В противном случае, как правило, ребята неохотно берутся за работу. Мы же не боимся экспериментировать, не боимся неудачных опытов. Работаем все. Ребята знают, что оценку в этом случае они получат только положительную: «4» либо «5». Других оценок у нас просто нет. Дети очень нуждаются в поощрении, добром слове, уверенности в том, что у них всё получится. А это, в свою очередь, вызывает интерес к творчеству. Атмосфера доверия, доброжелательности даёт возможность детскому творчеству жить.

Стараюсь в процессе обучения и воспитания развивать и постоянно поддерживать гуманные гражданские  чувства – гордость за принадлежность к человечеству,  к своему народу. В основу своей деятельности  я  закладываю следующие принципы:

- Личностно – развивающий принцип – каждый урок должен воспитывать нравственно.

- Принцип  деятельностного  подхода  -  на каждом уроке  должны быть разнообразные  виды работ.

- Принцип сотрудничества и взаимопомощи – использовать различные формы работы.

- Принцип  проблемности  обучения – каждый урок - решение личностно – значимой проблемы.

Всегда, когда общество переживало кризисы, спасительную роль играла русская литература. И сейчас обращение учащихся к произведениям В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева крайне необходимо, так как они представляют страстный поиск правды, истины, утверждают добро.

     Как показывает реальная практика, в школе удержать подростка можно не уроком, а отношением к нему, особой атмосферой, укладом жизни в школе. Вот как отвечает на вопрос об идеальном учителе ученица : «На мой взгляд, хороший учитель – это не только тот, кто умеет вести урок и знает материал. Это еще и увлеченный воспитатель, способный организовать нас после занятий, научить чему-то доброму и полезному в жизни». Живой душевный опыт у детей незначителен. А ведь «душа обязана трудиться – и день и ночь, и день и ночь…». Душа и разум человека должны быть в гармонии. Только немногие люди могут противостоять безнравственности. Остальные находятся в плену у всевозможных страстей.

Пути решения проблем нравственно - патриотического воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время. Могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Свою задачу в качестве учителя и классного руководителя вижу в том, чтобы воспитать достойных граждан своего общества, своей страны. Учить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, свою малую Родину, народ, живущий в ней. Согласна с мнением В.Даля «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Я родилась и выросла в СССР, с детства привиты основы морали, нравственности. Мне присущи такие качества характера, как ответственность за людей и поступки, сопереживание и взаимопомощь, честность, дисциплинированность, чувство гордости за Родину. Считаю, что такими качествами должен обладать каждый человек.                                                                                

    Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Я всегда говорю своим ученикам: «Не пытайся изменить мир – попробуй изменить себя». Если каждый из нас осознает, что он живет в большой, красивой и многонациональной стране Россия, станет развивать чувство любви к Родине, будет беречь место и природу, где он живет, развивать в себе порядочность, нравственность, чувство долга, культуру общения, как интересно и легко мы будем жить.

Вся воспитательная работа разбита на блоки, где внимание уделяю не только нравственно - патриотическому направлению, но и трудовому, экологическому, здоровьесберегающему воспитанию.  

1 блок – «Ученик – патриот и гражданин ».    

    Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам (Дню Защитника Отечества, Дню Победы). Провожу классные часы «Родина моя», «Минин и Пожарский – патриоты Земли Русской», «Отечества верные сыны», «Я гражданин и патриот своей страны», «Мои права и обязанности».  

2 блок – «Ученик и его нравственность».

     С классом провожу акции доброты и милосердия: «Если не я, то кто?», «Помоги ближнему»; беседы «Семья – всему начало», «Конфликтное и бесконфликтное поведение» и т. д.  

3 блок – «Будущее в наших руках».

      Участвуем в социально значимых делах школы: экологических акциях «Школа – наш дом», «Сделаем наш поселок чище». Провожу классные часы «Экология помещений», «Лес – легкие страны». Участвуем в субботниках.  Провожу родительские собрания «Физиологические и психологические особенности подростка», «Поощрение и наказание в семье».  

4 блок – «Ученик и его здоровье».

    Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мои ребята участвуют во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе и в районе.  Провожу классные часы «Мальчик, юноша, мужчина»,  «Спорт против наркотиков», «СПИД – чума 21 века». Участвуем в конкурсе «А ну-ка, мальчики!». Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.  

 5 блок – «Быть полезными».

   Организую классные часы «В человеке должно быть все прекрасно»,  «Твое хобби».  Ведется серьезная профессиональная подготовка детей. Часть учащихся  занимается   в кружках по интересам, в музыкальной школе.  Организовано дежурство по кабинетам, проводим  генеральные уборки класса. Участвуем в благоустройстве территории школы, в работе учебно-опытного пришкольного участка.  

6 блок – «Наше творчество». Стараюсь, чтобы каждый воспитанник проявил свое творчество.  

    Провожу классные часы «Учись учиться», «Что важнее – образование или воспитание?». Ученики участвуют в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Провожу индивидуальную работу с учащимися с целью коррекции успеваемости, учет успеваемости, изучаю интеллектуальные возможности совместно с учителями- предметниками. Участвуем в конкурсах «Международный день Земли»,  «День птиц», «Белая береза»,  проявляем творчество и фантазию в оформлении классной комнаты .        

Через  уроки  и мероприятия я стараюсь привить детям чувство любви к людям, родному селу, России, воспитать бережное отношение к природе своего края, своему здоровью, быть толерантными друг к другу  и в целом быть высоконравственными людьми, патриотами своей страны. Но процесс становления человека как патриота, долгий и комплексный. Я это прекрасно понимаю и не жду от своих учеников, что после моего очередного мероприятия или беседы они сразу же изменятся и приобретут качества патриота. Это кропотливый труд учителя «сеять зерно вечного, разумного, доброго … », которое даст через определенное время ожидаемые ростки.

 

Список литературы.

1.Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград : Учитель, 2006.-155с.                                                                                                                                                2. Воспитать гражданина/ сост. Т.Е.Заводова. – МН.: Красико – Принт, 2006.- 176с.                     3. Воспитать человека: Сб. нормативно – правовых, научно-методических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной и др..- М.: Вентана – Граф, 2003.-384с.  4. Литература. 9-11 классы. Воспитание любви к слову/ авт.-сост. О.Н.Абезина и др. – Волгоград: Учитель, 2008.- 223с.                                                                                                         5. Нравственное воспитание в средней школе/ сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград.: Учитель, 2007.-156 с.                                                                                                                                 6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002.- 320с.                                                                                                           7. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. – М.: ЦГЛ, 2006.-160с.                                8. Сухомлинский В.А. О воспитании/ сост. Д.И. Латышина.-М.: Школьная Пресса, 2003.192с.                                                                                                                                                     9. Учебно – воспитательная работа на уроках русского языка/ сост. Г.А. Богданова и др.- М.: Просвещение, 1988.-143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные и внеклассные мероприятия

Внеклассное мероприятие по теме "Нравы и обычаи Германии" для начального и среднего звена....

Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе

Совершенствование методики классных часов внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в воспитательном процессе...

К разделу "Уроки Мужества" (акции, внеклассные мероприятия, классные часы,встречи с ветеранами, экскурсии по боевым местам Воинской Славы).

У войны недетское лицо – это знают все. Но многим ли известно, сколько раз пересекались дети и война?В России 8 февраля вспоминают советских мальчишек и девчонок, которые плечом к плечу со взрос...

Формирование гражданской идентичности личности в современном образовании через систему классных часов

Опубликована статья в сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции "Современные образовательные ценности и обновление содержания образования" ч.1 Белгород, 2016...

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

Классные часы, сценарии мероприятий

Классные часы, сценарии мероприятий...