исследовательские технологии обучения
презентация к уроку по теме

Исследовательская деятельность- это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Учебно – исследовательская деятельность школьников – процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Структура учебного исследования:

- Выявление и постановка проблемы исследования;
- Формулирование гипотезы;
- Планирование и разработка исследовательских действий;
- Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез;
- Сопоставление (соотношение) данных, их проверка
- Подготовка и написание (оформление) отчета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskie_tekhnologii_obucheniya.rar14.5 КБ

Подписи к слайдам:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Мир полон решений, ищущих своих проблемР. ЭвансВеликая проблема подобна драгоценному камню – тысячи проходят мимо, пока один наконец не поднимет егоФ. Ницше ЗАНЯТИЕ 1. СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственного творческого исследовательского поиска. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ??? Деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.Учебно – исследовательская деятельность школьников – процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания Структура учебного исследования Выявление и постановка проблемы исследования;Формулирование гипотезы;Планирование и разработка исследовательских действий;Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез;Сопоставление (соотношение) данных, их проверкаПодготовка и написание (оформление) отчета Типы школьного исследования (по С.Т. Шацкому) 1 тип – констатирующее исследование. Цель – путем наблюдений раскрыть существенные признаки предмета или явления и привести к наполнению образов у ребенка.2 тип – умозаключающее исследование – использует наблюдения и добавляет к ним опыты, выявляющие причинно-следственные связи между явлениями.3 тип – обобщающее исследование – на основе наблюдений и опытов приводит детей к раскрытию закономерностей явления ПОИСКОВАЯ МОДЕЛЬ УРОКА - структурный элемент организации исследовательских технологий 1 МОДЕЛЬ – преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения. 2 МОДЕЛЬ – преподаватель ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования. 3 МОДЕЛЬ – и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником МОДЕЛЬ 1. ОБУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ Цель: освоение процесса исследованияТехнология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся.Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.Шаг 1. Столкновение с проблемойШаг 2. Сбор данных – «верификация»Шаг 3. Сбор данных – экспериментированиеШаг 4. Построение объясненияШаг 5. Анализ хода исследования МОДЕЛЬ 2. ПРИГЛАШЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ (Д. Шваб) Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышленияТехнология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно.Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока.Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследованияШаг 2. Построение собственного понимания замысла исследованияШаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследованияШаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры МОДЕЛЬ 3.СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (по Микаэлису) Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатовТехнология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.Реализуется на 3 ступени обучения под руководством научных руководителей.Шаг 1. Определение проблемыШаг 2. Выдвижение гипотезыШаг 3. Выбор источников информацииШаг 4. Анализ и синтез данныхШаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезыШаг 6. Интерпретация данных в их соответствии с социальными, экономическими, политическими, духовными процессами. Урок – лабораторияУрок – экспертизаУрок – творческий отчетУрок изобретательстваУрок открытых мыслейУрок фантастического проекта
Тип урока
По продукту деятельности: анализ письменных текстов, продуктов деятельности
Контроль
исследователь
Позиция ученика
поисковая
Деятельность ученика
Обучающийся – образовательный ресурс
Взаимодействие
Задачи-проблемы, проблемные вопросы. Проблемное изложение, рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, моделирование
Содержание, методы
Образовательный продукт
Предполагаемый результат
Организация поисковой учебно-исследовательской деятельности, для «выращивания» нового знания
Цель
сущность
компонент
Обобщенная поисковая модель урока ВАРИАНТЫ конструирования обобщенной поисковой модели урока Организация индивидуальной учебно-исследовательской деятельностиОрганизация групповой учебно-исследовательской деятельности Задача - проблема
Поисковая деятельность учащихся
Образовательный продукт
Сопровождение,консультирование
Образовательныйресурс
Методические рекомендации
Доп. источникиинформации
Критерии оценивания
???
Организация индивидуальной учебно-исследовательской деятельности Задача - проблема
ПД2
ПД1
Совместный план решения проблемы
?
ПД3
Мет. рекомендации
Образовательный ресурс
ПД4
Доп. источники
Критерии оценивания
???
Образовательный продукт
Организация групповой учебно-исследовательской деятельности Урок – кооперацияУрок выполнения группового проектаУрок выполнения учебно-исследовательской работы
Тип урока
По продукту деятельности: оценивание проекта, учебного исследования
Контроль
исследователь
Позиция ученика
Интерактивная, исследовательская
Деятельность ученика
Регулярные прямые и обратные связи между всеми субъектами (от 2 до 7 человек)
Взаимодействие
Задачи-проблемы, проблемные вопросы.
Содержание, методы
ЗУН, опыт решения задачи в совместной деятельности, коммуникативная компетентность, образовательный продукт
Предполагаемый результат
Создание условий для организации группового взаимодействия с целью выполнения учебно-исследовательской работы
Цель
сущность
компонент
Исследователь-координатор Задает вопросы по темеФормулирует, выдвигает гипотезуПредлагает план исследования и уточняет предмет исследованияРаботает с теоретической и справочной литературой для выстраивания аргументации и сбора информациисравнивает данные с различных точек зренияДелает обзор необходимой литературы и анализ текстов (выделение главной мысли, аргументов)Делает обобщение, выводы Организатор коммуникации Задает вопросы по темеОрганизовывает и предоставляет данные в различных формах с ориентацией на конкретную аудиториюИнтерпретирует различные точки зренияВыстраивает дискуссиюАргументированно представляет свою точку зренияРедактирует текстИспользует различные жанры коммуникации Организатор и участник принятия решений Анализирует конкретные случаи и устанавливает их связь с более общими решениямиОценивает необходимость и достаточность данных для принятия решенийПринимает решение на основе имеющейся информации Дизайнер – оформитель презентации Оформляет полученные результаты в виде буклета Этапы технологии Этап 1. Выбор темы исследованияЭтап 2. Составление инструкции. Инструкция выдается учащимся для того, чтобы они продумали гипотезу, ход исследования. Ответ на каждое задание ученик может написать в той же инструкции, для чего в ней предусмотрено место. Таким образом, из инструкции в процессе работы получается полноценный отчетЭтап 3. Проведение работы. Задача учителя сводится к роли наблюдателя и консультанта.Этап 4. Оценивание работы учащихся. Оценивание работ учащихся проводится по критериям, заранее согласованным с учащимися. В структуре деятельности доли исследования и проектирования равнозначны
Проектирование, составляющее ядро деятельности, предваряется исследованием (например: сбором данных, опросом общественного мнения)
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Исследование, которому посвящена большая часть времени, завершается проектом
Cтруктура проектно-исследовательской деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности
Внимание! Часто в практике школы используется термин «проектно-исследовательская работа». Его можно трактовать по-разному, в зависимости от структуры деятельности
ПРОЕКТНАЯ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по исследовательской технологии обучения школьникоа

В своей работе я использую технологию исследовательского обучения. Как построить урок, используя эту технологию, что такое исследование, что такое мастер-класс, вы найдёте в этих материалах....

Исследовательская технология обучения на этапе "открытия" новых знаний

Мастер-класс по применению исследователькой технологии на этапе 2открытия" новых знаний согласно новым федеральным стандартам. Фрагмент урока математики в 6 классе...

Дьячкова Н.Л. Реализация исследовательской технологии обучения на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения.

Дьячкова Надежда Львовна,  учитель физикиГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи Выборгского  района  Санкт-Петербурга  На современном этапе в области образования...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ ПРИРОДУ»

Цель урока:ü формирование общего представления о необходимости защиты природы.Задачи урока:Образовательные:ü познакомиться с Красной книгой России; ü ознакомить с экологическими проблемами;ü создать с...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»

 Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...