Творческий потенциал учащихся в урочной деятельности
статья по теме

Иванова Ольга Михайловна

Вопрос развития творческого потенциала учащихся является одним из ключевых моментов современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      

Творческий потенциал учащихся в урочной деятельности.

        Вопрос развития творческого потенциала учащихся является одним из ключевых моментов современного образования.   Готовность выпускников школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального. Мне близка мысль В.Я. Лыковой: «Сегодня как никогда наше общество нуждается в свободной, самостоятельной личности, ответственной за собственную жизнь, стремящейся к раскрытию и развитию своих сущностных сил. Ребенок имеет огромные возможности самосовершенствования в ходе взросления, приобретения социального опыта». Важно отметить, что творческое мышление сегодня все чаще становиться необходимым условием успешной социальной адаптации и личностного становления. Актуальность данного вопроса очевидна.

       Проблеме развития творческих способностей школьников посвящено значительное число исследований педагогов и психологов в нашей стране и за рубежом. Творчество – это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической уникальностью. И.Лернер развитие творческих способностей рассматривал как передачу опыта творческой деятельности, выделяя при этом такие черты процесса, как перенесение ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомых, привычных условиях, поиски альтернативного решения, комбинирование ранее известных способов решения задач. Известный ученый А.Н.Лук выделяет следующие компоненты творческого процесса: зоркость в поисках проблем, способ кодирования информации, способность к сворачиванию умственных операций, способность к перенесению, побочное мышление, целостность восприятия, готовность памяти, гибкость мышления, интеллекта, способность к оценочным характеристикам, легкость генерирования идей, способность доводить дело до конца. На практике творческие способности у школьников проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий.

        Творческий процесс, как показывает опыт, начинается с вопроса, с удивления, противоречия. В результате возникает проблемная ситуация, желание преодолеть трудности и т.п. Как же развивать творческий потенциал учащихся, строить свою работу педагогу в этом направлении?

         Определим принципы, на основании которых можно строить свою работу:

  • принцип информированности;
  • принцип диалектического единства теории и практики;
  • принцип диалектического единства оптимального взаимодействия сознательных и интуитивных процедур;
  • принцип саморазвития, необходимо опираться на сильные и учитывать слабые стороны, особенности личности;
  • принцип релаксации, принцип оптимального соединения индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности;
  • принцип веры в потенциальные возможности ребенка.

        Необходимо включать в учебный процесс специальные развивающие средства, так как уровень, развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Считаю, что школе в ее практике необходимы конкретные технологии, обеспечивающие реализацию творческого потенциала в урочной деятельности. Обеспечивая педагогические условия, определяющие успешность обучения ребенка в школе, можно формировать и развивать творческие способности. Уточняя это определение, считаю, что педагогические условия – это совокупность мер в процессе обучения, реализация которых приводит к достижению тех или иных целей обучения и развития школьников.

       Рассмотрим, какие педагогические условия необходимы для развития творческих способностей. Во-первых, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца. Во-вторых, сам процесс обучения, направленный на овладение этим материалом, должен стимулировать развитие творческих способностей школьников. Для этого можно  использовать специально сконструированные вариативные задания, состав и структура которых ориентированы на развитие творческого потенциала. Выполнение этих заданий должно привести к овладению учебным материалом в соответствии с учебной программой; к развитию мыслительных операций, к развитию психических процессов. Кроме того здесь предусматривается возможность познавательной деятельности различного уровня, постепенного перехода от выполнения заданий репродуктивного характера к творческим.

       В зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можно выделить четыре уровня вариативности заданий.

       1 уровень – несамостоятельная активность (обычная);

       2 уровень – полусамостоятельная активность – характеризуется применением знаний в новых условиях и участием учащегося в поиске способа решения поставленной учителем задачи;

        3 уровень – самостоятельная активность – предусматривает решение задач репродуктивно-поискового типа. Ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднего уровня сложности;

        4 уровень – творческая активность – предполагает выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения вариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений.

        Вариативные задания позволяют активизировать интеллектуальную мыслительную деятельность учащегося по усвоению системы понятий, способствуют установлению новых соотношений преподавания и учения. Но включение вариативных заданий в учебный процесс, на мой взгляд, должно быть обоснованным. Предпочтение следует отдавать заданиям, требующим от учащегося высокой степени мыслительной активности на всех этапах учебного процесса: при изучении нового, при закреплении и проверке знаний, при повторении.

       Вместе с тем для развития творческих способностей школьников требуется, чтобы в процессе педагогического общения учителя и ученика школьник был активно включен в учебную деятельность, свободно проявлял свое отношение и преодолевал возникающие трудности.

         Необходимо учитывать и такой момент, что учитель работает в группе, где ее члены также взаимодействуют между собой, в его задачу входит и формирование этой группы класса как совокупного субъекта, чьи учебные усилия должны быть направлены на достижение общей цели. Схему, таким образом, можно представить как многоярусное образование, прочность которого основывается, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками. Обеспечение гуманного учебного взаимодействия в учебном процессе – также необходимое условие развития творческого потенциала. Здесь помогают ориентация учителя на установление тесной связи учебного процесса с опытом, жизненными интересами и устремлениями учащихся, стимулирование мотивации на самостоятельное усвоение ими новых знаний, развитие познавательного и творческого потенциала и личных способностей.

       Таким образом, гуманизация взаимоотношений и взаимодействия ученика и учителя возможна при наличии и у педагога, и у школьника мотивационно-ценностного отношения к совместной деятельности, заинтересованности учащихся в освоении учебного материала и принятии друг друга как партнеров по общей деятельности.

       Значительную роль в повышении креативности школьников имеет их активность в целеполагании, планировании, контроле, оценивании. Это  также создает интеллектуально-эмоциональную атмосферу и непринужденность, которая облегчает и стимулирует самостоятельную учебную деятельность, обеспечивает необходимую помощь и поддержку в саморазвитии.

        В качестве примера предлагаю рассмотреть модель процесса обучения, отвечающую всем вышесказанным условиям и способствующую развитию творческого потенциала учащихся. Модель состоит из трех этапов.

     1.Подготовительный этап. Его цель – подготовка и мотивация учащихся к совместной деятельности. Простые задания, предлагаемые учителем, опираются на базовый уровень знаний и жизненный опыт учащихся. Они одинаковы по содержанию для всего класса, имеют определенные предписания (спросите; как вы считаете, согласны ли …) Учитель подготавливает учащихся к совместной деятельности, мотивируя на совместную работу, и объясняет основные правила общения в группе. Учащиеся, выполняя задание, начинают деловое общение между собой.

      2.Вводный этап. Его цель – пробное включение в процессе урока совместной работы в группах при решении вариативных заданий. Здесь уже могут требоваться сравнения, простые мыслительные операции с данными (обсудите в своей паре, совместно сформулируйте, проверьте друг друга …) Учитель организует парную форму работы, выполняя функцию консультанта. Ученики учатся планировать работу в микрогруппах.

   3.Тренировочный этап. Цель – закрепление навыков совместной деятельности при выполнении более сложных вариативных заданий, готовность к работе в группе. Задания, предлагаемые учителем, требуют здесь сложных мыслительных операций с данными: аргументации, обоснования, разъяснения смысла и т.д. Учитель формирует группы, назначает консультантов и контролирует их работу. Ученики учатся работать под руководством консультанта. Выполняя задания, получают навык устного изложения друг, другу небольших блоков изученного материала.

         Далее учебный процесс можно конструировать в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся как репродуктивной, так и творческой, включая задания по практическому приложению знаний, творческие задания, задания по преобразованию объекта в изменившихся условиях и т.д.

        Использование предложенной модели будет способствовать развитию творческих способностей школьников.

        В практической деятельности по развитию творческого потенциала учащихся хорошо зарекомендовали себя:

  • игровые тренинги «Ключи к творчеству»;
  • метод комбинированных вопросов;
  • метод Меттчета;
  • метод Л.Толстого;

        Безусловно, эти и другие методики позволяют включить учащихся в реальную  творческую деятельность на правах заинтересованного субъекта.

        Потребность в творчестве присуща человеку. Внимание, поддержка со стороны взрослых  в деле развития творческих способностей учащихся в настоящее время  во многом определяет их будущий успех во взрослой жизни. Огромное значение при этом имеет способность преподавателя выбрать и применить необходимые технологии, обеспечивающие реализацию развивающего потенциала школьников.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе....

Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.

Доклад на тему «Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся»  Ежедневная работас информацией требует все больших знаний не то...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике

Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...

Интерактивные методы обучения как средство творческого развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Интерактивные методы обучения как средство творческого развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности...