Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности в рамках реализации программы «Школа – культурно- образовательный центр»
опыты и эксперименты

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся в урочной и внеклассной деятельности в рамках реализации программы «Школа – культурно- образовательный центр»                                    МБОУ «Кайластуйская СОШ»

         Учитель: Л.И. Лапердина

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, в сельской школе таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Школа на селе всегда была культурным, стабилизирующим фактором и в сегодняшних сложнейших условиях выживания села она взяла на себя роль социального гаранта ребенка и его семьи. Сельская школа массовая. Для наших детей - это и гимназия, и лицей, и средняя общеобразовательная, и даже школа для отстающих в развитии детей. Сельская школа имеет более весомый статус в социуме, чем городская. Она - носитель культуры, образованности, интеллигентности.

Сегодня школа стала центром жизни села, объединившим среднюю общеобразовательную школу и детский сад, Дом культуры и библиотеку-музей, ООО «Кайластуй», ФАП, интернат для инвалидов и престарелых.

 Создание культурно-образовательного центра на базе школы помогает реально, конкретно и творчески решать проблемы, не упуская из виду ни физически ослабленных, ни тех, кто имеет умственные и психологические отклонения, ни интеллектуально одаренных. Согласованная работа школы, Дома Культуры, сельской библиотеки исключает дублирование, способствует целенаправленной работе с учащимися, обогащает содержание и формы совместной деятельности по организации разнообразных мероприятий для всех возрастных групп детей и подростков, для их семей. На базе сельской библиотеки работает клуб «Родина», где большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, которое усиливается и тесным сотрудничеством с пограничной заставой, где совместно проводятся занятия кружка ЮДП. Традиционно в школе проводится Праздник песни и строя, где воины-пограничники являются непосредственными организаторами и участниками.

Совместно с Домом Культуры работает клуб «Истоки», программа которого реализуется через изучение календарно-обрядовой деятельности народа, народного песенного и декоративно-прикладного творчества. Итогом работы клуба являются совместное проведение праздников, ставшими традиционными в селе. Традиционные связи на уровне воспитательной и досуговой деятельности с Домом культуры, библиотекой, музеем, погранзаставой расширяются установлением партнерских отношений. Определяются новые, взаимовыгодные формы сотрудничества: совместные кружки, мероприятия, стали доброй традицией совместные обрядовые праздники: «Масленица», «Рождество», «Покров», «Пасха», «День села». Выпуск школьной газеты «Школьный меридиан» освещают вопросы обучения, здорового образа жизни, культуры семейного воспитания. В рамках работы КОЦ приведена в систему воспитательная деятельность: культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, туристическая, природоохранительная и благотворительная.  Школа постоянно работает над тем, чтобы превратить трудовую деятельность учащихся в социально-трудовое воспитание, направленное на благо своего социума, при этом научить их гордиться плодами своего труда. Регулярно организуются и претворяются в жизнь социально-значимые проекты: «Мы за чистоту», «Аргунский десант», «Здоровое питание». Удалось значительно расширить сеть кружковой работы и добиться  почти 100% охвата детей кружками, организовать услуги дополнительного образования по всем направлениям.         

 В 2006 году в школе была    разработана и реализуется программа «Талантливые дети». Создан банк одарённых детей.            

Спланирована внеклассная работа педагогов с учащимися по предмету. Ведётся  мониторинг достижений обучающихся. Система педагогического сопровождения одаренных детей включает  диагностику, консультирование, коррекционную и развивающую работу, тесное  взаимодействие с родителями

В рамках культурно-образовательного центра работа в нашей школе по данной программе осуществляется по следующим направлениям: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное и интеллектуальное.  

       

Художественно-эстетическое   -  реализуется через организацию кружковой и клубной деятельности совместно с Домом культуры и библиотекой-музеем. На базе школы в течение нескольких лет работает кружок декоративно-прикладного творчества, где учащиеся развивают свои творческие способности. Итогом их работы является участие в творческих конкурсах районного, где кружковцы ежегодно становятся призерами, и областного уровня,  и эстетическое оформление школы.

                                                 

    Свои музыкальные и актерские способности дети развивают, посещая кружки и студии в сельском Доме Культуры, Детскую музыкальную школу г. Краснокаменска.  Итогами этой деятельности является участие в районном и краевом конкурсе «Музыкальный дождик» и

участие в художественной самодеятельности на уровне района.

Показателем       спортивно-оздоровительного направления является участие наших детей в соревнованиях по линии ДООЦ и ДЮЦ, районной спартакиаде сельской молодёжи, где в течение семи лет  команда с. Кайластуй является победителем.

 Интеллектуальное направление реализуется через олимпиадное движение и исследовательскую деятельность. За последние 5 лет школа выпустила 3 золотых медалиста, каждый из которых был призером или победителем предметных олимпиад и научно-практических конференций.

Каждый учитель - предметник, реализующий в образовательном процессе развивающий и социализирующий потенциал предметного содержания, стремится выявить способности учеников и стать им настоящим партнером в познании мира средствами своего предмета. Главным принципом работы считаем сохранение индивидуальности ребенка в процессе развития и познания, развитие личности, познавательных и творческих способностей ученика.

Формы работы с одаренными детьми:

Организация учебного процесса:

— нестандартные уроки,

— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,

— работа с дополнительной литературой,

— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,

— выставка творческих работ

Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

— организация исследовательской работы учащихся,

— опережающие задания творческого плана,

— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,

— обеспечение базового дополнительного образования: (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),

— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

Уже  в начальной школе педагоги стараются выявить и развить способности учащихся, привлекая их к работе над мини исследованиями. Выявление учеников, способных заниматься углубленно, последовательно, интенсивно начинается с 5 -го класса, когда учащиеся приходят на первые уроки: небольшие сообщения, поделки, рисунки, кроссворды и т.д., дают представление о познавательных и интеллектуальных способностях ребенка. Эти задания с большим удовольствием выполняют все ребята, но не все могут оценить свою работу, объяснить ее цель, значимость. Отношение к собственному творчеству позволяет рассмотреть ростки будущего помощника учителя Постепенно учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание, т.е. ученик начинает учиться, что является главной проблемой обучения. Усложнение заданий - подготовка сообщения по нескольким источникам -так выявляются исследовательские , аналитические способности. 

В предпрофильных 8-9 классах эти исследования носят уже более серьёзный характер. На уроках дети получают задания повышенной сложности, составляют проблемные вопросы, вопросы-суждения, анализируют исторические источники, пишут эссе, занимаются исследовательской работой. Учимся работать с информацией на бумажных и электронных носителях. В 9-11 классах учащиеся выполняют объёмные и серьёзные работы, которые носят исследовательский характер. 

Реализуется работа с одаренными детьми через использование современных технологий: проектная деятельность, групповое и проблемное обучение, ИКТ. Это позволяет учителю индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности:

- создание на уроке доверительных межличностных отношений,

-взаимная личная информированность,

-признание права учащегося на ошибку,

-обсуждение целей и задач совместной деятельности,

-стимулирование через оценивание,

- взаимный контроль.

 Для способных детей идет движение вперед не по пути запоминания все больших объемов информации, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность.

Формы работы с одаренными детьми:  уроки обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения: уроки-семинары (на них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения); урок-зачет; урок-практикум (работа с документами, СМИ, плакатами, открытками). Огромный интерес представляют уроки обобщения и в форме игры (кроссворды, ребусы, викторины); дидактические игры; ролевые игры; урок-дискуссия (круглый стол).   Невозможно говорить  об успехах детей, не отметив роль родителей в системе работы школы. Классные и общешкольные родительские собрания (Роль родителей в мотивации к учебе, самообразованию и развитию познавательного интереса, Физическое и психическое здоровье ребенка — залог успешности в учебе, и др.), творческие встречи педагогов и родителей, индивидуальная работа (беседы, консультирование).

Во внеурочной деятельности работа с одаренными детьми осуществляется через подготовку к предметным олимпиадам, поисково-исследовательскую и научно- исследовательскую деятельность. Одной из форм работы с одаренными детьми в процессе изучения обществознания является олимпиада, которая рассматривается как форма внеклассной работы по предмету.   Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач:1) они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей. 2) они эффективно привлекают в науку одаренных детей. 3) они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями. Наибольших результатов в олимпиадах мы с детьми добились по обществознанию

Таблица № 2  Результаты участия в районной олимпиаде по обществознанию

Учебный год

Ф. И .ученика

класс

Результат/ место

2005-2006

Макарова Надя

9

2(1-е   не присуждалось)

2006-2007

Прокопьева Виктория

11

4

2007-2008

Кожанова Ксения

10

2(1-е   не присуждалось),

Область-3м

2008-2009

Кожанова Ксения

11

2

2009-2010

Викулова Любовь

10

2(1-е  не присуждалось)

2010-2011

Викулова Любовь

Заболотова Яна

11

9

3

3

            

Неотъемлемой частью подготовки учащихся к олимпиаде является проектная деятельность, которая предполагает осмысление самостоятельно добытой информации через призму личного отношения к ней, практико-направленное исследование и оценку результатов в конечном продукте (репортаж, анкета, интервью, эскиз плаката и т.д.). Поскольку проектная деятельность предусматривает четкое распределение обязанностей между участниками проекта, на практическом занятии ведущей формой организации познавательной деятельности учащихся стала групповая работа. По завершении работы была проведена рефлексивная оценка представленных групповых проектов. Учащиеся должны были ответить на следующие вопросы: насколько успешно выполнено проектное задание? насколько успешно я работал над проектом?   

Поисково-исследовательская деятельность способствует развитию интереса к предмету, совершенствованию познавательной деятельности, выработке умений пополнять знания из разнообразных источников, развитию исследовательских приемов работы.

Исследовательская деятельность развивает свойства мышления не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь. 

В организации научно-исследовательской работы ставятся следующие задачи:

-Обучить умениям и навыкам исследовательской работы.

-Повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску.

-Знакомить с требованием к оформлению исследовательской работы.

-Способствовать формированию навыков публичных выступлений .

-Использовать информационные технологии в оформлении и презентации исследовательской работы.

  Исследовательские работы наших детей успешно представлены на районной  конференции «Шаг в науку» (среди учащихся школы – победители и призёры в секциях «Филология», «Обществознание», «Экология», «Краеведение»), Всероссийском конкурсе «Моя Малая Родина». Может быть, кому-то они покажутся недостаточно значительными, но мы убеждены, что в условиях

общеобразовательной школы, которая принимает в своих стенах всех детей, без какого-либо отбора и ранжирования, - это успех, который является итогом упорного, напряжённого труда учащихся и их наставников, моральной и  материальной поддержки родителей. 

              Таблица №3   Исследовательская  деятельность учащихся

Год

Эколого-краеведческая конференция ДЮЦ

Районная научно-практическая конференция учащихся

2002-2003

Жилиндина В. 9кл История с.Кайластуй IIм  Лапердина Т. 8кл «В боях отстояли Отчизну свою» IYм

Жилиндина В.9кл «Граница породила казаков. А казаки создали Россию» IIм

2003-2004

Жилиндина В. 10кл «Ученая экспедиция Н.А. Бестужева» IIм

Азизова А. Васильева П. 9кл «Состояние речевой культуры школьников  как нравственная проблема»  /

участие в областной конференции « Человек в поисках смысла жизни»

2004-2005

Лапердина Т. «Гордиться славою отцов не только можно, но и нужно» IIIм , Викулова Л. 5 кл «Детство, опаленное войной» IYм

Жилиндина В. 11кл «Уникальная экспедиция декабриста Н.А.Бестужева» IIм /

 участие в областной конференции « Сибирь глазами декабристов»

2005-2006

Лопачева Н.  «Кто спасет голубую Аргунь» Iм

Прокопьева В. 10кл «Экологическое состояние водных ресурсов» IIм

2006-2007

Доклад кружковцев «Кайластуй, село Забайкальское, здравствуй» 

2007-2008

Викулова Л., Банщикова А.8кл. «В истории музея история школы» IIм

  Кожанова К. 10 кл «Женщина во власти»   ,     Сизых Н 10 кл. «Топонимы и Диалекты с. Кайластуй»  III м                                                                 

2008-2009

  Кожанова К. 11 кл « К истории комсомольской организации     села Кайластуй (страницы прошлого и взгляд на      настоящее)» II м

Викулова Л 9 кл. «Изображение  души русского человека в творчестве                          В.Г. Распутина » III м

2009-2010

Харитонова В. 11 кл «Привет с фронта» Iм, Харитонова К., Мироманова Т.,Прокопьева Т. 11кл.«Фронтовые дороги кайластуйцев»  Iм, Викулова Л,Банщикова А., Мазняк А 10 кл.  «Все- для фронта, все- для победы»IIм

Викулова Л 10 кл. «Новые словари и (или) литературная норма русского языка» 

II м

2010-2011

 Викулова Л 11 кл. «Разбирая архивы музея…»,Банщикова А.11кл «Есть такая профессия –Родину защищать»IIм, Мазняк А 11 кл. «В истории семьи история страны»IIм

Викулова Л. 11 кл. «Все- для фронта, все- для победы» IIIм

Отзывы учеников:  Викулова Л.(11 класс) Занятия исследовательской работой научили нас разбираться в понятиях: гипотеза, предмет и объект исследования. Мы поняли, что для хорошей работы недостаточно собрать материал из разных источников, необходимо определить, что ты хочешь донести слушателям. Благодаря исследовательской работе я научилась

держаться на публике, подбирать нужные слова для диалога со слушателями.

   Кожанова К. выпускница 2009 года. HПK , олимпиады, различные конкурсы и соревнования- это, по-моему мнению, прежде всего самообразование и самовоспитание. Я участвовала во многих олимпиадах и могу сказать , что каждая из них дала мне очень много знаний. Когда только начинаешь подготовку, подбираешь материал, всегда просматриваешь большое количество литературы, посторонней, но познавательной. И уже готовясь к олимпиаде, я поняла, что любой вопрос нужно решить самой, а к преподавателю обращаться за помощью, если возникли затруднения, или за советом - так намного эффективнее. Победа на олимпиаде по обществознанию дала уверенности в себе и своих силах. Готовясь к областной олимпиаде по обществознанию - я поставила цель - выступить достойно. Оценивая уровень подготовки как средний, я понимала, что готова не хуже других, но всегда найдется кто-то лучше, ведь борьба будет идти между сильнейшими. В итоге третье место. Подготовка к конференции научила меня рационально использовать свое время и распределять силы. Публичное выступление научило меня справляться с волнением, быть наблюдательной. Работа над докладом научила вникать в суть изучаемой проблемы, что позволяло отвлекаться во время выступления, отвечать на вопросы слушателей, опираясь на текст. Качества, которые я приобрела занимаясь исследовательской деятельностью, очень помогают мне- студентке. Я научилась объективно оценивать свои возможности, доводить дело до логического конца, работать с максимальной отдачей.

Стоит отметить, что ребята, занимавшиеся исследовательской деятельностью, продолжали участвовать в исследованиях и проектах уже, будучи студентами профессиональных учебных заведений.

Таблица №4

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Всего учащихся

117

106

99

95

102

Дополнительное образование(кружки, секции)

109/ 93%

97/ 91%

91/ 91%

87/ 92%

94/ 92%

Исследовательская деятельность

13

5

9

9

9

Продолжают заниматься исследовательской деятельностью СПО, ВУЗы

4

2

2

4

2

Многие из них успешно зарекомендовали в трудовых коллективах, своими достижениями они всегда делятся со школой.  

Перспективы работы с одарёнными детьми на уровне школы – это усиление адресной помощи одарённым детям и детям с признаками одарённости на основе данных психологической диагностики, создание системы педагогической диагностики, механизма медико-психологического обследования одарённых детей в образовательном учреждении и карты успешности развития ребенка. Необходимо активизировать массовую работу со всеми обучающимися школы, взаимодействие с родителями детей и учреждениями дополнительного образования и культуры. Формирование банка методических материалов (диагностик, методик, технологий, тренингов), создание и распространение электронных пособий, подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми, проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся, размещение информации в СМИ, сети Интернет– таковы направления реализации программы «Талантливые дети» в рамках культурно-образовательного центра. Сегодня мы можем говорить о положительных моментах в деятельности КОЦ:

  1. Повысилось качество обученности в начальной и средней школе.
  2. Старшая школа – 100 % сдача ЕГЭ.
  3. С 2005 г. по 2011 г.  – 3 золотых медали
  4. На протяжении 7 лет -  первое место в Спартакиаде среди сельской молодёжи.
  5. Призовые места в научно-практической и эколого-краеведческой конференциях.
  6. Школа – победитель конкурса «Лучшие школы России» в 2008 году.
  7. Учитель истории Лапердина Л.И.  - победитель национального проекта «Лучшие учителя России» в 2006 году.
  8. Профсоюзная организация школы – победитель среди первичных профсоюзных организаций края в 2008 году.
  9. Активное включение родителей и общественности в образовательный процесс
  10.  Созданы условия для развития каждого учащегося в соответствии с его склонностями, способностями и жизненными планами.
  11. Активизировалась работа по сохранению культурно-исторического наследия.
  12.  Открытость школы.

Наряду с положительным опытом возникает ряд проблем:          

1) Кадровая(несмотря  на старение кадров,  отсутствие специалистов(психолога, педагогов дополнительного образования), наши учителя поддерживают высокий уровень работы с одаренными детьми  )           2)Малочисленность школы                                                                                        3) Ухудшение социума

Решение данных проблем мы видим в эффективной совместной деятельности культурно-образовательного центра и более пристального внимания со стороны власти к проблемам сельской школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"

С 2004 года в школе я веду детское творческое  общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

Особенности развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на внеклассных мероприятиях

Исследования психологов и педагогов, особенности в подростковом возрасте творческих способностей, способы стимулирования творческих способностей....

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время

Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время

Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...