Главные вкладки

    Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
    статья по теме

    Лещева Ольга Николаевна

    Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и внеурочное время.

            В центре внимания учителей истории находятся задачи повышения качества обучения истории, что значит обеспечить глубокие и прочные знания важнейших факторов, понятий, дат, исторических деятелей. Для решения этих задач учитель использует разнообразные методы и приемы и очень важно, чтобы избранные методы создавали широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности учащихся. 

    Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.

    Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.

    Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.

    В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.

    В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.

    Учение без творчества – это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и     ученик и учитель, а их совместная работа превращается в конечном итоге в тяжелую обузу.

          Формировать духовный мир школьника может только духовно богатый человек, который пережил и переживает в личном опыте муки и радости творчества, находится в неустанном и вечном поиске и который способен зарядить этим поиском и детей. Зоны совместного творчества учителя и учеников безграничны – изменение и преобразование окружающих условий и сложившегося образа жизни, создание художественных ценностей, изобретательная деятельность и, наконец, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Познавательная деятельность особая, т. к. занимает большую часть времени и ученика и учителя. В ней диапазон творчества также велик – от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний, от индивидуального творчества к коллективному и наоборот, от изменения форм, методов и содержания обучения до изменения ценностных ориентаций и критериев деятельности.

            Для того, чтобы сформировать творческую личность ученика необходимо, чтобы взаимообогащающие и гуманистические отношения между учеником и учителем строились на взаимной творческой деятельности. Такая деятельность исключает авторитарность, эксплуатацию памяти, схему контроля и оценки «знаешь – не знаешь». Она стимулирует совместный поиск «глубокую веру ученика в свою защищенность и право на ошибки» на утверждение себя через поиск и успешное преодоление интеллектуальных и физических трудностей, с одной, и с другой – веру учителя в духовную силу своих учеников. Творческое начало в деятельности учителя и ученика и есть то искомое, которое способно изменить весь учебно-воспитательный процесс в школе.

              Слово «творчество» происходит от слова – творить, и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто новое, что не встречалось в прошлом опыте.

              Соответственно и творческая познавательная деятельность учеников есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта.

              Следовательно, основными критериями творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и перебор возможных вариантов движения к цели нового продукта.

              Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, без воображения и иллюзий.

              Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она ни носила, она всегда будет зависеть от деятельности учителя, т. к.

     а) она находится под контролем учителя и по ходу может им корректироваться и регулироваться заданными ориентирами и соответствующими подсказками;

     б) все творческие акты учащихся предварительно проигрываются учителем в его сознании и воображении.

             Следовательно, учитель готовит учеников к творческому способу усвоения информации. В системе подготовки большое место принадлежит обучению учащихся таким методам, чтобы они могли самостоятельно распознать явления, описывать и объяснять их сущность.

              В процессе творческого освоения теоретического материала перед учениками возникают две задачи:

     1) распознать объект (явление), его признаки, «стороны», составные элементы, связи и отношения, алгоритмы преобразования;

     2) описать его, объяснить причину или способ существования.

            Решение каждой из двух задач требует использование соответствующего набора методов познания.

              Обобщенная структура процедуры познания выработана исторической практикой познания: люди наблюдают и, изучают мир, описывают, объясняют и преобразуют его. В соответствии с этим сложились и соответствующие процедуры познания: процедуры распознавания, описания, объяснения и преобразования.

     

     Рассмотрим основные процедуры познания.

           Процедура описания.

            Научить самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления – это значит избавить учащихся от необходимости заучивать на память все определения, подробные тексты.

              Методика обучения процедуре описания в принципе проста, доступна каждому учителю, применима при изучении всех основных учебных предметов. Сущность ее заключается в том, чтобы с одной стороны, доступно рассказать ученикам о процедуре отношения, с другой выработать у них прочные умения и навыки самостоятельно выполнять, процедуру описания явления и предметов, изучаемых каждой наукой в отдельности.

              В основе данной методики лежат следующие приемы:

     – Во-первых, учитель знакомит учащихся с процедурой описания и на конкретном учебном материале и показывает, как она используется.

     – Во-вторых, каждое задание ученикам на самостоятельное описание тех или иных явлений на начальном этапе должно быть подробным и развернутым, с разъяснениями. В разъяснениях дается все необходимое, чтобы ученики могли успешно выполнить задание: по мере приобретения учащимися опыта распознания, полнота разъяснения постепенно свертывается и ученикам предоставляется все большая самостоятельность в описании изучаемых явлений или предметов.

            На уроках в 5 кл. можно использовать следующие задания:

      1) самостоятельно описать природу Египта;

      2) самостоятельно описать природу Греции и занятия древних греков;

      3) описать занятия древних людей, и их орудия труда и образ жизни и др.

    Для успешного выполнения заданий можно использовать наглядные средства – карты, рисунки, схемы

           Процедура объяснения

            Научить учащихся наблюдать явления и описывать их – это первоначальная задача, следующая – научить учащихся переходить от описания к объяснению. Если ученики овладеют процедурой объяснения, ее основными операциями, то они смогут самостоятельно находить закономерные связи и отношение явления, формулировать на основе этого законы, теоремы, свойства.

              При изучении истории необходимо учитывать специфические особенности: 1) – при объяснении некоторых явлений учащиеся лишены возможности наблюдать их непосредственно, объяснения они могут строить только лишь на основе исторических фактов, документов; 2) – при объяснении исторических явления используются исторические понятия.

    Задания: объяснить черты первобытнообщинного строя и причины его разложения, объяснить межгосударственные отношения в странах Древнего Востока

         Процедура сравнения

            Сравнение устанавливает сходство и различие явлений, оно тесным образом связано с анализом, синтезом, обобщением, классификацией. При сравнении обязательно соблюдение следующих условий: 1) сравниваются только однородные явления; 2) в них выделяются существенные признаки; 3) признаки эти располагаются в определенной последовательности; 4) устанавливаются черты сходства и различия, дается оценка этих явлений.

    Задания: сравнить схемы родовой и соседской общины, используя рисунки, два восстания, положение рабов и зависимость крестьян, законы франков и славян и т.п.

    Еще одним способом творческого развития ученика является умение составлять рассказ, используя                     текст учебника, наглядные пособия

    Рассказы бывают двух видов: устные и письменные. Творческий рассказ развивает воображение, историческое мышление, образную речь учащихся. Творческую направленность рассказа стимулирует повествование от имени участников событий, например; придумать рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя. 

    Для развития творческой активности у учеников мною были использованы разнообразные задания, которые ученики выполняли и на уроках истории и во внеурочное время.

    История Древнего мира- 5 класс

    Ученики получают задания написать рассказы:

    Жизнь египетского вельможи

    В городе богини Афины

    Я участник ( или зритель) Олимпийских игр

    Задания:

    Найти и выучить любой отрывок из Библии

    Найти и выучить любой миф по истории Древней Греции

    История и культура Мордовского края -5 класс

    Задания:

    Моя родословная

    Я и мое имя

    Мой дом http://nsportal.ru/node/936204

    Школа будущего http://nsportal.ru/node/936204

    Традиции и обычаи народов Мордовии и России http://nsportal.ru/node/936204

    Города Мордовии

    Моя деревня

    Знаменитые люди Мордовии

    История средних веков-6 класс

    Ученики получают задания написать рассказы:

    Один день из жизни крестьянина

    Рыцарский замок

    Я участник (или  зритель) рыцарского турнира

    Задания:

    Заполнить таблицы http://nsportal.ru/node/936204

            Жакерия и восстание Уота Тайлера

           Генеральные штаты во Франции и парламент в Англии

            Гуситы и их требования

     История 10-11 класс

           Составление кроссвордов по истории 10-11 классы http://nsportal.ru/node/936204

     Творческие уроки по истории России в 10 классе на тему: «Принятие христианства», «Суд над                       Петром I» http://nsportal.ru/node/936204

           Оформление стенгазет, посвященных Великой Отечественной войне. http://nsportal.ru/node/936204

           Рефераты, доклады по истории России и Мордовии, выполненные учениками 10-11 классов:

    Династия Романовых

    Елизавета Петровна

    Мюнхенское соглашение

    Андрей Рублев

    Ливонская война

    Языческие верования мордвы

    Вашингтонская конференция

    Александр Невский

    Святослав- князь воитель

    Реформы Ивана Грозного

    Сталинградская битва

    Г.К. Жуков и др.

    Творческие работы учащихся:

    Святыни земли Мордовской

    Колокольный звон Мордовии

    Человек и война

    Сохранить в себе человека

    Человек беспокойного сердца

    История любви семьи Пискайкиных http://nsportal.ru/node/934741

            Народные традиции в воспитании детей http://nsportal.ru/node/934715

    Обществознание 10-11 класс

    Сочинения-эссе на тему:

    Современный человек: какой он

    Образ человека  в исторической эпохи

    В моем понимании свобода это…

    Поступай по отношению к другим так , как бы ты хотел , чтобы другие поступали по отношению к  тебе

    Всегда ли цель оправдывает средства

    Роль личности в истории

    Общешкольные мероприятия:

    Есть такое слово- выстоять http://nsportal.ru/node/934751

           Блокада Ленинграда

           Сталинградской битва- 70 лет. http://nsportal.ru/node/913676, http://nsportal.ru/node/936247

           Через тернии-к звездам http://nsportal.ru/node/915896

            Маршал Победы-Жуков http://nsportal.ru/node/934797

     У России –дочь Мордовия http://nsportal.ru/node/915937,  http://www.proshkolu.ru/user/olya8443/file/4634309/

           Мои права

    Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеупрочное время

    Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время" включает в себя обобщение опыта работы по данной теме как на уроках, так и на занятих кружка...

    "Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"

    С 2004 года в школе я веду детское творческое  общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....

    Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

    В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

    Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время

    Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...

    Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочное время

    Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Будучи ученицей, мне нравились новые, нетрадиционные подходы на уроках. Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание нововведе...

    Развитие творческих способностей на уроке технологии и во внеурочное время

             Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше....