Развитие творческих способностей на уроке технологии и во внеурочное время
статья на тему

Калашников Андрей Константинович

           Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

            Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

ДОКЛАД

 

«Развитие творческих способностей

на уроке технологии

и во внеурочное время»

                                                                     Подготовил: Калашников А.К.,

                                                                                                учитель технологии

           Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

            Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

          Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это естественный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

          Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

          Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

          Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

         Третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.

         Наше время - это время перемен. Сейчас государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

           Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению, до сих пор на уроках  трудового обучения преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

         Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает обучающимся  необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своими детьми, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии  и развития творческих способностей у детей.

Сегодня, опираясь на свой  опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало, надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и д.т. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

             Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.

             При развитии потребностей и интересов в творчестве я  использую различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом мои уроки технологии отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

            Современные образовательные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.                      

              Я успешно использую на своих уроках  игровые технологии, технологию развивающего обучения, сущность которой заключается в организации учебного процесса, направленного на реализацию потенциальных возможностей человека.

                Огромны возможности использования информационных технологий на уроках. Успешно апробирую проведение уроков с использованием   компьютера, DVD, которые становятся уже не наглядным пособием, а основным элементом ведения урока. Я думаю, что нужно чаще использовать Интернет, готовые цифровые образовательные ресурсы, создавать свои варианты уроков с эффективным использованием современных компьютерных технологий.

                К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые с учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Причем стараюсь «разговорить» детей, включить их в диалог, выслушать их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учеников, создает атмосферу доверия.

                 Большой интерес обучающихся вызывают беседы о красоте, здоровье, личной гигиене.  Дети могут задавать любые вопросы. Опросы их показывают, что далеко не все родители разговаривают с ними на подобные темы. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, об оказании  первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.

                На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке лучше ладиться.

               Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желания трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

            Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.

            Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

            Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Новые темы, термины я записываю на доске. В тетрадях рекомендую выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывать нужно только главное - коротко и четко.

            Оценки за ведение тетради выставляю в журнал. Слежу за тем, чтобы при выполнении чертежей учащиеся пользовались линейкой, циркулем.

           Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеурочная деятельности играет не меньшую роль, чем учебная. Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие  мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ.

             Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника. Я руковожу работой кружков «Волшебные узоры» и «Резьба по дереву».

                        Выполняя творческие задания, ребенок выдвигает и реализует собственные цели, формируется самооценка. Школьник получает представление, какой уровень работы над тем или иным заданием считать приемлемым, какой - хорошим и отличным.  Исходя из этого, осуществляется и целеполагание. Самооценка, преподнесенная в форме игры, предусматривается в самом конце занятий.            

                Такой метод работы дает и учителю, и ученику множество степеней свободы для творческой самореализации. Оно выступает средством дифференциации и индивидуализации обучения, и в этом отличие от уже созданного. Интегративность, вариативность этого использования дает учителю отличную возможность неформально организовать процесс обучения и воспитания, самому включиться в поток творчества, продуцировать мощные творческие импульсы.

               Ученые давно заметили, что люди, вкусившие творчество, совсем по-другому живут и работают, становятся талантливыми во многих других областях. А ведь главное богатство любой страны – именно талантливые люди!

               Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

            Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

          А творческий учитель тот, кто…

- участвует в экспериментальной работе школы;

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

- побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

- педагог содействует ребенку в формировании положительной концепции, самопознания и творческого само проявления.

            Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Литература

  1. Юдина Е. И. «Первые уроки творчества», Москва 1999г.
  2. Журнал «Воспитание школьников» №6, №8. 2001г.

3.Асафьев Б.В. «Организация преподавания в общеобразовательной школе», 2006 г.

4.Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания, «Педагогика».

5.Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время

В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....

Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время

Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа ...

Презентация Выполнение творческого проекта на уроках технологии и во внеурочное время

В презентации показ процесс выполнения в виде фотографий изготовление проекта "Сверлильно-фрезерный станок"...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время

программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыко...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...