урок обобщения знаний "Агрегатные состояния вещества"
методическая разработка по теме

Власова Элеонора Анатольевна

Урок по ФГОС с использованием технологической карты. Групповая работа с применением игровой технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: физика

Учитель: Власова Элеонора Анатольевна, МАОУ СОШ №54 г.Томска

Уровень образования: общеобразовательный, базовый

Тема:  обобщение материала по теме "Изменение агрегатного состояния вещества"

Тип урока: комбинированный, урок обобщения знаний

Форма работы: групповая с элементами исследования и  элементами игровой технологии

Время проведения: декабрь

Участники: 8 класс, общеобразовательный

Цель урока: обобщить знания обучающихся по данной теме, осмыслить алгоритм построения графиков и решения задач по теме "Расчёт количества теплоты", развивать речь, мышление, совершенствовать умственную деятельность, анализ, синтез, способность наблюдать., делать выводы, работать в коллективе, подготовиться к  тематическому контролю.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты :

- формировать  основы научного мировоззрения;

- развивать творческие  и интеллектуальные способности ребёнка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- уметь планировать индивидуальную образовательную траекторию;

-уметь находить и формулировать проблемы в индивидуальной учебной деятельности;

-уметь находить и формулировать проблемы в групповой  учебной деятельности;

-уметь находить способы  решения проблемы и предвидеть конечный результат;

- уметь планировать индивидуальную или коллективную деятельность по разрешению проблемы;

- уметь выбирать средства достижения цели  из предложенных средств и искать самостоятельно;

- уметь использовать наряду с основными учебными средствами и дополнительные: физическое оборудование, справочную литературу,  

   интернетресурсы;  

 - уметь оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и  деятельность каждого члена коллектива;               

- уметь  понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации;

-уметь настраиваться на занятия;

- уметь оценивать своё психофизическое состояние.

Познавательные УУД:

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

-уметь выделять главное, формулировать цели и задачи;

- уметь строить логичное рассуждение;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь представлять  информацию в виде графиков;

- уметь трансформировать информацию  из одного вида в другой ;

-применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- слушать окружающих;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Предметные УУД:

- формировать  основы физического мышления:

- различать теоретический способ познания природы от  экспериментального;

- формировать понятие об агрегатных состояниях вещества;

- формировать понятие об атомно-молекулярном строении вещества;

- проектировать  и проводить  наблюдения за природными явлениями с использованием необходимых  приборов;

- продолжить формирование навыков  измерения физических величин с помощью физических приборов;

- продолжить формирование  навыков  расчёта количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества и сгорании топлива;

- подготовить обучающихся к тематическому контролю.

Межпредметные связи: химия, биология, математика

Ресурсы:

для учителя: компьютер, проектор,  презентация к уроку, интернет

для обучающихся: лабораторная электрическая плитка, весы с разновесами, металлический сосуд, термометр, снег с улицы

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Содержание учебного материала,

деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1 этап

Организа-ционный

 (слайд 1)

а) Здравствуйте, ребята. Вытяните, пожалуйста, карточку и расположитесь за тем столом, который соответствует цвету вашей карточки.

б) Подумайте, какое у вас настроение на начало урока и поднимите "мордашку", соответствующую вашему настроению (прил.1)

г) Откройте дневники и запишите домашнее задание (при необходимости прокомментировать).

а) При входе в кабинет обучающиеся вытягивают карточки         5 цветов, по признаку цвета карточки формируются рабочие         группы , каждая группа садится на отведённое ей место, готовятся к уроку;

б) каждый ребёнок сигнализирует о своём настроении "мордашкой";

г) записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие,  планировать индивидуальную образовательную траекторию,

оценивать своё психофизическое состояние.

2 этап

Мотивация учебной деятельности. Постановка цели урока.

А) Этот урок я хотела бы начать со строчек, написанных на слайде (слайд 2). Прочитайте эти строчки и попробуйте сформулировать их смысл:

                Кто ничего не замечает,

                Тот ничего не изучает,

                Кто ничего не изучает,

                Тот вечно хнычет и скучает.

Я надеюсь, что нам с вами скучать не придётся.

Б) Прочитайте на доске тему урока и определите, чем мы сегодня будем заниматься и зачем нам это необходимо?

А) Самостоятельно читают текст, рассуждая логически, объясняют  смысл этих строк.

Б)Формулируют  цели урока: : обобщить знания по теме, продолжить формирования навыка решения задач, подготовиться к  контрольной работе.

Коммуниативные:

  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

3 этап

Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

а) Сегодня  на вашу компетентность в физике приехали посмотреть представители очень известной в России водяной компании "Н2О", которые хотят предложить  работу самой компетентной компании (представить). Кроме компетентности они приветствуют такие качества, как взаимоуважение, умение обосновывать своё мнение, умение отстаивать свои взгляды, слаженность в коллективной работе, взаимовыручка. Команда, справившаяся с этими задачами,  заработает  дополнительно  3 балла. За нарушение  правил полагается штраф в 3 балла .Роль арбитра буду выполнять я. А палочкой - выручалочкой у нас сегодня будет Павел (выбирается сильнейший ученик класса).  Результаты деятельности вашей команды будут фиксироваться в таблице на доске (прил.2)

б) Вспомним основные понятия , сигналя о своём знании-незнании  "Светофором" (Прил.3). Если поднял "знаю" - по просьбе учителя должен ответить. В противном случае с команды снимается 2 балла.(слайд 3-8):

- В каких   агрегатных состояниях может находиться вещество?

- Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется..............

- Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется..............

- Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называется..............

- Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называется..............

- При плавлении внутренняя энергия вещества ....              

- Читаем график (слайд 9)

- начальная температура вещества....

- при какой температуре вещество плавилось?

-время плавления...

- в каком состоянии находится вещество в т.D?

- максимальная температура нагревания  вещества..

- как вы считаете, какое это  вещество?

в) Повторим формулы и  физические величины. Для этого используем приём   "Лови ошибку" (Прил.4). Предлагаю каждой команде найти ошибки в предложенном тексте (слайд 10), посовещаться, придти к единому мнению и заменить на правильный ответ. Результаты передайте представителям фирмы.

1. Количество теплоты при нагревании (охлаждении)

                              Q = q · m · (tк - tн)

 2.Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива

                                 Q = λ  · m

3. Количество теплоты при плавлении вещества

                                  Q = с · m

4. Количество теплоты при кипении

                                  Q =

5.  [q] Дж/кг  - удельная теплота парообразования;

6. [λ] Дж· кг· -  удельная теплота плавления;

7. [L]  Дж/кг · °C    -  удельная теплоёмкость вещества;

а) Слушают и воспринимают информацию, при необходимости задают вопросы.

б) Работают индивидуально: поднимают сигнальные карточки, отвечают на вопросы.

в) Обсуждают командой возможные варианты,  исправляют ошибки.

Личностные УУД :

- формировать  основы научного мировоззрения;

Регулятивные УУД:

- находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;

 - находить способы  решения проблемы и предвидеть конечный результат;

Познавательные УУД:

- уметь анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

- трансформировать информацию  из одного вида в другой ;

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в коллективе,

слушать окружающих, с достаточной точностью выражать свои мысли,

аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперировать фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Предметные УУД:

- формировать понятия об агрегатных состояниях вещества;

об атомно-молекулярном строении вещества;

- подготовиться к тематическому контролю

4 этап

Применение знаний и умений в новой ситуации

Настало время провести эксперимент по наблюдению процессов нагревания, плавления и кипения вещества, в качестве которого возьмём снег с улицы. Ваша  команда должна  выполнить необходимые измерения, построить график и рассчитать количество теплоты для плавления и нагревания воды до температуры кипения. Наблюдать и строить график  будете все вместе (в помощь слайд 11), а расчёты проведёте эстафетным методом решения задач (прил.5) . Помним, что вы - единая команда, и ваша задача - добиться успешности как всей команды, так и  каждого члена вашего коллектива.

(PS: если группа справляется быстрее других, ей предлагается дополнительное задание (прил.6); если группа не справляется, ей предлагается план проведения эксперимента,  алгоритм построения графика и решённую подобную задачу.)

Выбирают из предложенного необходимое оборудование, планируют и проводят эксперимент, выполняют необходимые измерения. В случае необходимости работают по алгоритму.

Строят командой график плавления и нагревания льда. Производят расчёты, записывают в тетрадь и в эстафетный лист, проводят взаимопроверку, при необходимости обсуждают и исправляют ошибки, по окончании передают эстафетный лист представителям компании "Н2О".

Личностные УУД :

- формировать основы научного мировоззрения;

Регулятивные УУД:

- планировать индивидуальную образовательную траекторию;

- находить и формулировать проблемы в индивидуальной и групповой учебной деятельности;

- находить способы  решения проблемы и предвидеть конечный результат;

- планировать индивидуальную и групповую  деятельность по разрешению проблемы;

- выбирать средства достижения цели  из предложенных средств и искать самостоятельно;

- использовать наряду с основными учебными средствами дополнительные: физическое оборудование, справочную литературу.  

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- представлять  информацию в виде графиков;

-  трансформировать информацию  из одного вида в другой ;

-применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- слушать окружающих;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

Предметные УУД:

- уметь различать теоретический способ познания природы от  экспериментального;

- проектировать  и проводить  наблюдения за природными явлениями с использованием необходимых  приборов;

- продолжить формировать навыки  измерения физических величин с помощью физических приборов; расчитывать количество теплоты при изменении агрегатного состояния вещества и сгорании топлива;

- подготовиться к тематическому контролю.

5 этап

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Следующее задание творческое для всех групп. Необходимо придумать по одному репродуктивному вопросу на данную тему, одному расширенному и одному развивающему. Ответы на придуманные  вопросы вы обязаны знать всей командой. Если команда соперников не отвечает, любой член вашего коллектива должен будет на него ответить. Через 3 минуты мы начнём перекрёстный опрос. Оцениваются как ответы, так и вопросы.

Каждая команда придумывает вопросы, задаёт их другой команде ( сначала задаются все репродуктивные вопросы, далее расширенные и самые последние - развивающие), анализирует правильность ответа, при необходимости даёт правильный ответ.

Личностные УУД :

- развивать творческие  и интеллектуальные способности ребёнка.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

-  выделять главное,

- строить логичное рассуждение;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- слушать окружающих;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

6 этап

Рефлексия

а) Предлагаю оценить работу каждого участника группы, распределив между всеми 16 баллов (прил.7).  А представители компании "Н2О" подведут итоги, выберут самую компетентную команду и обоснуют свой выбор.

б) Ребята, вы готовы к контрольной работе? (слайд 12) Просигнализируйте "Мордашками".

а) Оценивают свою успешность и успешность каждого члена группы, распределяют баллы по всем участникам (количество баллов не должно делиться поровну на всех);

б) Сигнализируют о своём настроении "мордашкой";

в) Выслушивают итоги, подведённые представителями компании, высказывают своё мнение

Регулятивные УУД:

- оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и  деятельность каждого члена коллектива;      

- понимать причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации;

- оценивать своё психофизическое состояние.

Коммуникативные УУД:

- работать в коллективе;

- с достаточной точностью выражать свои мысли;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами;

- критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их.

PS: часть приёмов взята из пособия для учителей Анатолия Грина "Приёмы педагогической техники".

Приложение 1

"Мордашки"

Ученики сигнализируют о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками:

Урок начинается с того, что каждый ребёнок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребёнок сам осознаёт своё состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю даётся возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок удался!

Приложение 2.

Результаты деятельности команд

Команда

"Светофор"

Вопрос-ответ,

"Ищи ошибку"

Эксперимент

График

Решение

задачи

"Вопрос-ответ"

Дополнит. баллы

Сумма

баллов

Приложение 3

"Светофор"

"Светофор" - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зелёная. Красный сигнал означает "Я не знаю!". Это -сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идёт в журнал. Зелёный сигнал - "Знаю". Если поднял "Знаю" - по требованию учителя должен ответить. В противном случае команду оштрафуют на 2 балла.

Приложение 4

"Лови ошибку!"

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются и заменяют на  правильный ответ. Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера, который передаёт результаты учителю

Приложение 5

"Эстафетный метод решения задач"

        Каждый решает самостоятельно в своей тетради, но есть общее решение на отдельном листке (я назвала его эстафетныйлист). Когда листок доходит до очередного участника группы,  он  проверяет правильность предыдущих записей и записывает следующий этап решения. Каждый участник группы пишет пастой своего цвета. В случае необходимости обсуждают решение в группе.

Приложение 6

Дополнительное задание

(для тех, кто раньше других справился с поставленной задачей)

Какое количество керосина необходимо сжечь для проведения вашего эксперимента, если КПД нагревательной установки 25%.

Приложение 7

Личный вклад каждого участника команды

Ф.И. учащегося

Самооценка

деятельности

Коллективная оценка деятельности

Итого

16 баллов



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие приёмы индивидуальной работы по физике при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы

Власова Э.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54

 г.Томск

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

        В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов (далее – детей с ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

        Проблемы образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ОВЗ, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Пришло то время, когда выставляются очень серьёзные требования к теме образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе.

Главная задача - достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения.

Главными принципами содержания образования становятся: принцип жизненной необходимости,  принцип практической значимости и принцип доступности

В этом году ратифицирована Конвенция о правах инвалидов в РФ. Она определила государственную политику относительно этой категории детей. Этим же летом принята «Стратегия действий в интересах детей до 2017 г.», где инклюзивное образование представлено как приоритетная задача в развитии и образовании детей с ОВЗ.

Из всего выше сказанного, следует, что призыв «УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ» актуален на данный момент.

         При обучении детей с ОВЗ одним из важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок массовой общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Обучение  таких детей целесообразно организовать в два этапа: работа на уроке и работа во внеурочное время. На уроке ребёнок должен обучаться вместе со всеми детьми, только для него необходимо использовать другие приёмы и методы работы, а во внеурочное время повторяются основные моменты пройденного материала, проводятся зачёты по заранее оговоренным вопросам, индивидуально решаются простейшие физические задачи.

В организации  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо:  

  • ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребёнка;
  • применять пошаговую методику «Шаг за шагом» («Step by step»), по которой процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами;
  • разбивать одно задание на несколько частей (не более пяти);
  • применять методику  «Маленькие ступеньки», позволяющую поэтапно  формировать какой-либо навык, умение, знание по каждому разделу программы;  
  • использовать ИКТ в качестве дидактического средства обучения, как на отдельных этапах урока, так и для закрепления и контроля знаний.            Целесообразно применить следующие приёмы педагогической техники, основанные на    возможностях и способностях детей с ОВЗ:
  • Использование «опоры» (или шпаргалки):  опора с алгоритмом решения задачи, опора с подобной решённой задачей, опора с формулами, опора с обозначением и единицами измерения физических величин и т.д.
  • Использование инструкционных карт, требующих минимального заполнения, и  в которых поэтапно прописан порядок действий, выполняемых ребёнком. Инструкционная карта особенно эффективна при выполнении лабораторных и практических работ или самостоятельной работе с учебником по составлению конспекта.
  • Использование заданий на соответствие, где нет письма, необходимо стрелочками соединить соответствующие компоненты. Этот приём возможно провести при помощи  интерактивной доски или разрезного дидактического материала. Структурные элементы в задании для лучшего восприятия материала можно выделить разными цветами.
  •  Практическая  значимость. В самом начале изучения предмета физики, в учебнике за 7 класс написано: «…источниками физических знаний являются наблюдения и опыты». Поэтому для успешного образовательного процесса необходимо, чтобы было как можно больше наглядного, образного материала, применяемого и апробированного на практике.                                  
  • Чёткая инструкция, разбивка инструкции на части, обязательное неоднократное повторение.
  • Привлекательная цель. Например: при объяснении темы «Инерция» в начале урока проводится опыт с монеткой или яйцом.
  • Практичность теории. Введение в теорию осуществляется через практическую задачу, полезность решения которой очевидна. Например: перед изучением темы «Испарение жидкости»: прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник. А если в походе? Да ещё в пустыне? Фирма «Фил Кан Индастри» (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнёт бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки, за 90 секунд.
  • «Да-нетка». Вопросы составлены в виде утверждений, на которые можно дать однозначный ответ: согласен с утверждением — да; не согласен — нет. Отвечать можно либо письменно: да, нет; либо знаками «+, «-»; либо поднятием карточек разных цветов. Утверждения, желательно, должны быть в письменной форме, в противном случае вопрос повторяется несколько раз.
  • «Мордашки». Ребёнок сигнализирует о своём эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
  • Программируемый опрос. Изначально проговаривается объём и вопросы того материала, который необходимо сдать во внеурочное время.
  •  «Оценка не отметка». Вслух  или жестом отмечается каждый успех ученика.
  • «Кредит доверия». В некоторых случаях ставится отметка в «кредит».
  • «Магические квадраты». В квадраты вписаны буквы и спрятаны слова. Необходимо найти как можно больше слов по физике.
  • «Что лишнее?» Из предложенных слов или картинок убрать те, которые не относятся к физическим терминам или явлениям.
  • «Найди ошибку». Задание на внимание. В предложенных формулах нужно найти ошибку.
  • «Исправь свою ошибку». Выполненное задание возвращается ребёнку  исправления ошибки.
  • Тесты.
  • Близость к ребёнку во время объяснения заданий.
  • «Привлекай внимание». Использую картины известных художников, иллюстрации, картинки, дающие представление о каком-либо физическом явлении. Например, при изучении темы «Работа» иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А=0, т.е. к такому же выводу, что сделал и сам баснописец.                                                                                                                                                                                                                                              

Приобретенный педагогический опыт подсказывает, что в поисках новых приёмов, методик и технологий при работе с детьми с ОВЗ велосипед изобретать не нужно. Можно взять уже известные приёмы работы и адаптировать их под конкретного ребёнка,  исходя из поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач и основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 



Подписи к слайдам:

Привлекательная цель Перед учеником ставится не абстрактная, а простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.Пример: серия экспериментов по оптике. Цель для учеников: научиться пользоваться оптическими приборами. Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.Пример: Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!... А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Отсроченная отгадка В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.Пример: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур. К удивлению учёных, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если её масса М, а радиус R? Лови ошибку Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Учащиеся мгновенно пресекают ошибку условным знаком или пояснением.Ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработают учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками. Практичность теории Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.Пример: Прохладительные напитки всегда должны быть холодными. Хорошо, если рядом холодильник… Фирма «Фил Кан Индастри» (США) разработала самоохлаждающиеся банки для прохладительных напитков. В банку вмонтирован отсек с легкокипящей жидкостью. Если в жаркий день раздавить капсулу, жидкость начнёт бурно кипеть, отнимая тепло у содержимого банки. За 90 секунд температура напитка понижается на 20-25 градусов (испарение жидкости). Пресс-конференция Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.Можно обсудить с ребятами удачность их вопросов и полностью ли раскрыта тема.Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его.Вопросы можно разбить на «кучки»:- вопросы, на которые мы можем ответить на уроке;- вопросы, на которые можно найти ответ в литературе- вопросы, на которые ответ, возможно, не знает никто.Дополнительно можно:- провести конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос;- организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным вопросам;- использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов. Вопрос к тексту Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных и не менее 5 расширяющих и развивающих.Технологию применения этого приёма можно посмотреть в «пресс-конференции». Своя опора Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу или всей ранее изученной темы.Как ослабленный вариант приёма можно составить развёрнутый план ответа.Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа.Можно опоры переименовать в шпаргалки и провести урок «Виды шпаргалок и приёмы их составления», а под этим «соусом» рассказать, как использовать опорные конспекты.Можно провести конкурс опор/шпаргалок.При повторении тем тематические опоры можно делать дома, а потом использовать их в классе. Повторяем с контролем Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают.Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.Возможен конкурс списков.Можно провести контрольный опрос по одному из списков при повторении темы. Повторяем с расширением Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому или ранее изученному материалу.При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все) останутся как открытые проблемы данной темы.Технологию применения этого приёма можно посмотреть в «пресс-конференции». Свои примеры Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала. Опрос - итог В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.Например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?Учитель может наравне со всеми высказывать своё мнение. Обсуждаем д/з Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть д/з, чтобы новый материал был качественно закреплён?Манипулировать собой при таком обсуждении нельзя, но необходимо учитывать мнение учеников.При регулярном использовании значительно повышается сознательность выполнения д/з. Пересечение тем Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.Повторение предыдущего давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления.Пример: при изучении темы «Сопротивление проводников» можно придумать задачу, объединяющую эту тему и тему «Плавление вещества» (какое количество теплоты необходимо для расплавления медного провода длиной 10 м и сопротивлением 0,017 Ом, если температура провода 0єС?) Три уровня д/з Учитель одновременно задаёт д/з двух или трёх уровнейПервый уровень – обязательный минимум. Оно должно быть понятно и посильно любому ученику.Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.Третий уровень - творческие задания. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Задание массивом Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума.Можно задать большой массив задач в рамках большой темыразного уровня. Минимум ученик решает обязательно, а остальные – по желанию. Стимулировать это желание можно релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Такой массив задаётся на продолжительный отрезок времени. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания даёт дополнительную возможность самореализации. Особое задание Продвинутые ученики («олимпийский резерв») получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.Инструкция к выполнению о.задания:-Выбор категории сложности осуществляется самостоятельно.-Задание аккуратно оформляется и сдаётся к строго оговоренному сроку.- В конце работы указать буквами РЛ - задачи, решённые легко; РТ – задачи, решённые с трудом, с подсказкой; НР – нерешённые задачи- Оценка ниже «4» не выставляется. Оценка «4» выставляется в журнал по желанию ребёнка. Творчество работает на будущее Ученики выполняют творческое д/з по разработке дидактических материалов.Если учитель регулярно пользуется этим приёмом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия. Необычная обычность Учитель задаёт д/з необычным способом.Примеры: 1. 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). Цифра – номер буквы в алфавите.2. Устроить почту. Треугольники – конверты, дежурный вроде почтальона, раздающего письма – задания.3. Играем в беспроигрышную лотерею, дети достают из коробки номера заданий. Можно придумать призы. Может быть и суперприз.4. Выбор, кому решать, можно сделать, кидая кубик.5. Номер зашифрованного задания в ответе на простую формулу по физике. Идеальное задание Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.Это может быть любое из известных нам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Учебный мозговой штурм Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Его основная цель – развитие творческого мышления. Задача должна иметь большое число возможных решений. Все этапы регламентированы.Технология:1. Формируются группы по 7-9 учащихся. Основное правило на первом этапе – никакой критики! В каждой группе выбирается ведущий, который следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей и секретарь, фиксирующий возникающие идеи. Проводится первичное уточнение и обсуждение условия задачи. 2. Создание банка идей, в том числе «диких».3. Анализ идей. Все высказанные идеи рассмотреть критически и в каждой идее желательно найти что-то полезное.4. Обработка результатов. Отобрать 2-5 самых интересных решений, назначить спикера, который рассказывает о них классу. Варианты: самое практичное предложение, самое «дикое», как можно больше решений.Примеры тем:- Электромагнит используют в качестве «крюка» при погрузке металлолома. Но вот его поднесли к очередному грузу, а груз не поднялся. Перечислите возможные причины этого.- В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия. Как это возможно? Предложите максимум вариантов. Деловая игра «Компетентность» Участники: конкуренты – команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.1. Учитель знакомит класс со схемой игры.2. Формируются команды, определяется состав фирмы-нанимателя.3. Учитель задаёт тему.4. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Тип заданий заранее регламентируется учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопросу, по 1 творческому и по 2 задачи.5. Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает каждое задание и каждый ответ.6. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель даёт краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.7. Тема м.б. известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю- две. Желательно, чтобы приготовленные задания предварительно посмотрел учитель. Во время игры команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведённое время. Деловая игра «НИЛ» НИЛ - научно–исследовательская лаборатория.Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;Изобретатели, или исследователи, или решатели – в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников;Приёмная комиссия – эту роль тоже берёт на себя учитель, но уже с 2-3 учениками.До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно: как доклад или мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решить эту задачу!Во время игры:-группы решают задачи. Если тема подходящая – используют мозговой штурм. Задачедателя можно привлекать как консультанта.- группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикеров или спикера, которые будут представлять результат классу.- спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты , принимает (или нет) решения. Если задача имеет контрольное решение, учитель может рассказать его классу.Можно предложить разновидность игры, назовём её «Тендер». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше.Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта. Деловая игра «Точка зрения» Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.Содержание игры : две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, противоборствующих лагерей, учёных разных эпох…До игры : учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.Во время игры: 1.Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.2.Группы вступают в диспут.3.Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)? Игровая цель Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.Примеры: покоряем вершины, перемещая фигурки альпинистов; ты-редактор, и в текст вкрались ошибки, которые нужно найти и исправить; «эстафета» по решению примеров рядами на доске и т.д. Логическая цепочка Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.Примеры: по принципу игры в города – каждый последующий начинает ответ с последней буквы предыдущего.Игра на повторение или проверку знания формул. Каждый ученик должен написать формулу, выражающую одну из физических величин из правой части предыдущей формулы. Театрализация Разыгрывается сценка на учебную тему.Пример: представьте, пожалуйста, что я Аристотель, и докажите-ка мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму. «Да – нетка» Учитель загадывает нечто (число, предмет и т.д.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».Учит:-связывать разрозненные факты в единую картину;-систематизировать уже имеющуюся информацию;- слушать и слышать соучеников.После игры обязательное обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие слабыми? Нужно научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.А если дети не смогли, не успели найти ответ? Тогда используем приём «Отсроченная отгадка». Резюме Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю…Даётся раз в неделю или месяц.-Что нравится на уроке?-Что не нравится на уроке?-Можешь ли учиться лучше по предмету?-Что мешает учиться лучше?-Какие действия учителя считаешь неправильными?-Поставь отметку учителю по 10-бальнрй системе, обоснуй её.-Поставь себе отметку по 10-бальной системе, обоснуй её. «Светофор» При опросе ученики поднимают «светофор» (длинная полоска картона) красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.Опрос по базовым вопросам, которые он обязан знать назубок. Здесь красный сигнал означает «Я не знаю!». Это – сигнал тревоги. Этот ученик как бы сам ставит себе двойку – пусть она и не идёт в журнал. Зелёный сигнал – «Знаю!»Ученик находится в особой психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивированна. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз для себя и для учителя зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

Урок разработан в виде деловой игры с сохранением основных этапов урока....

Урок соревнование "Агрегатные состояния вещества"

Повторительно- обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок с использованием игровой технологии....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

На уроке рассматриваются сразу все фазовые переходы....

Презентация к уроку по теме "СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА",5 класс. Курс "Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание"

Данная презентация может использоваться на уроках естествознания в 5-6 класах, как вспомогательный материал, обеспечивающий визуализацию поданного материала. Это способстует лучему усвоению материала....

Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....

презентация 7 класс Урок № 9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"

поэтапная структура урока 7класс урок №9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей  и твердых тел"...