Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."
статья по теме

Писаренко Виктория Викторовна

Технология развития критического мышления.

Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка.

 

 Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ребёнка посредством языка находить общий язык и взаимопонимание с людьми всего мира. Вместе с тем, мы – учителя иностранного языка не должны забывать, что и на уроках иностранного языка мы, прежде всего, должны воспитывать патриотов своей Родины и гордость за свою страну, свой народ.

Я считаю, что предмет «английский язык» обладает большими возможностями для интеллектуального и нравственного развития учащихся, основанного на национальных и общечеловеческих ценностях. И на своих уроках я делаю все для того, чтобы мои выпускники обладали определенными качествами личности, в частности,

- мы вместе учимся гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые нами знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Поэтому моя педагогическая концепция базируется на технологии развития критического мышления.

Прежде чем приступить к рассмотрению приемов и методов технологии критического мышления, которыми я активно пользуюсь,  я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления (ТРКМ) – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМ дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

А сейчас, я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приемов критического мышления на уроках, которые помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие, культуру речи. Критически мыслящий ученик умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.

Урок английского языка по теме «Is your country a land of traditions?»,

English-8 под редакцией В.П. Кузовлева.

Общедидактическая цель учебного занятия: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ее применения, в новой учебной ситуации.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология – ТКМЧП (Технология формирование критического мышления через чтение и письмо)

Образовательный аспект:

- способствовать развитию практического владения языком,

- создать условия для формирования навыков чтения и письма.

Развивающий аспект:

- создать условия для развития исследовательских умений учащихся, памяти и воображения, способности к распределению внимания, умения делать выводы.

Воспитательный аспект:

- создать условия для формирования способности к критическому мышлению;

- воспитывать уважительное отношение к изучаемой стране;

- формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре, группе.

Планируемый результат:

Знакомство учащихся с праздниками, традициями и обычаями Британии, учащиеся должны уметь высказывать свою точку зрения и понимать чужие точки зрения; уметь оценивать результаты своего труда.

Контроль деятельности учащихся будет осуществлен через составление кластера, синквейна, афиширование вопросов, а также выполнение домашнего задания (творческого проекта).

Технология, выбранная мною, предполагает следующие этапы работы:

Вызов – вызов интереса, логическое предположение, все, что знаем по теме.

Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым.

Этап осмысления – пропускаем через себя новую информацию. Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.

Рефлексия – осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

Оборудование урока: ТСО, текст для чтения, фломастеры, чистые листы бумаги, книги, фотографии.

Оформление доски

Фотографии, рисунки. Основная доска – для составления кластера

Оформляется в процессе урока: тема урока; цель урока; модель урока.

 Орг. момент.

Введение в языковую среду. Проверяю готовность к уроку. Приветствую учащихся. Обучающиеся готовятся к работе в группе. Посадка учащихся по группам. На столах подготовлены письменные принадлежности, фломастеры, маркеры, чистые листы бумаги.

- Glad to see you. I hope you are fine. Let's start our lesson.

Фонетическая зарядка

Провожу фонетическую зарядку, используя пословицу.

When in Rome do as the Romans do.

( режим работы - P1-T-Cl-P2-P3-P4,  фронтальная работа)

Речевая зарядка

 Провожу речевую зарядку с помощью вопросов:

- You know much about amazing traditions, celebrations and customs of Britain. Prove it answering my questions (далее звучат типичные вопросы по теме) Фронтальная работа

Целеполагание и мотивация. Мотивирую познавательную деятельность обучающихся, сообщая о том, что урок посвящен традициям. Ставлю вопрос, о чем бы они хотели узнать на этом уроке, и прошу сформулировать учащихся цели урока.

Сообщаю алгоритм работы.

- I want you to look at the blackboard, think a little and say what we are going to speak about.

- Sure. We are going to speak about traditions.

- By the way, there are a lot of different types of celebrations in Britain. Our lesson is devoted to these traditions.

- What would you like to know at our lesson?

- What is the aim of the lesson?

And now look at the blackboard to read the plan of our work:

(Watching presentation).

(reading and getting information).

(making cluster and cinquain)

Учащиеся определяют тему и формулируют цель урока

Примерные варианты ответа:

-We are going to speak about Christmas.

- We are going to speak about traditions.

-We are going to speak about amazing celebrations.

- I would like to know more about them.

- The aim of the lesson is to learn about the traditions.

Учащиеся записывают тему урока, план работы в тетради. (Фронтальная работа, парная работа)

1.                   Вызов

Методы и приемы:

антиципация (предположение), Создает условия для определения "Знаю – хочу знать" по теме для осознания целей урока.

Задаю вопрос "О чем может быть эта презентация?" и предлагаю просмотреть фрагменты презентации «Британия – страна традиций».

-          Now I would like you to watch a piece of the presentation and answer my question "What is this presentation about?" Просматривают фрагмент и отвечают на вопрос.

Примерные варианты ответа:

- This film is about ...

2. Мозговой штурм (мозговая атака) Предлагаю учащимся ответить на вопрос, что они уже знают о традициях Британии.

- Well, I'm sure you know much about traditions of Britain. What do you know about them? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Фронтальная работа. Кластер.

Предлагаю учащимся составить кластер

- Work in groups. Write, please, on the lists of paper. What words come to your mind when you pronounce the word “traditions”?

Учащиеся работают в группах, подбирают ассоциации к слову "traditions", составляют кластер, делают выводы.

Групповая работа.

"автобусная остановка" (фиксируются все вопросы, которые задаются) Задается вопрос: "Что бы вы хотели узнать о традициях Британии?"

-What would you like to know about …?

-What do you expect to read about? Учащиеся обсуждают вопросы и выносят их на доску.

-Why …?

-Why are they important?

-What … have they got?

3. Осмысление (размышление)

Методы и приемы: инсерт (чтение текста с пометками или маркировка текста) Учитель создает условия для осознания и осмысления материала по теме. Работа с новыми лексическими единицами (см. стр.38, упр.1.1)

Предлагаю учащимся прочитать текст и ответить на вопросы. (стр. 38 упр.1.2) «The attitude of British people to the traditions and customs» (reading and getting information).

-Now read the texts and find out which of your questions the texts help you answer. Учащиеся работают с текстами, находят необходимую информацию, составляют маркировочную таблицу (классификация информации по графам таблицы: знаю, хочу, знать, узнал). Групповая работа

4. Рефлексия.

Методы и приемы: возвращение к поставленным вопросам. Предлагаю вернуться к вопросам "автобусной остановки".

- Read the questions and try to answer (звучат вопросы по теме). Учащиеся отвечают на вопросы "автобусной остановки".  Групповая работа.

Предлагаю учащимся ответить на вопрос: "Какую новую информацию учащиеся получили после работы с текстом?".

-Answer my question: What new information have you learnt?

-What new facts have you found out?

-Which facts from the text do you find interesting?

Учащиеся вычитывают или устно сообщают о том, какую информацию они получили из текста. Индивидуальная работа.

Возвращение к кластеру, предлагаю обучающимся вновь обратиться к кластеру и дополнить его новой информацией

-Let's return to our cluster and add new information to it.

Учащиеся добавляют полученную информацию к кластеру, тем самым, расширяя его. Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Синквейн.

- I think, now, you can talk (speak) about British traditions. Our task is to summarize everything we know about them. We have to make only 5 points.

1. What are we talking today about?

2. Give me 2 adjectives characterizing British traditions.

3. Now give 3 verbs characterizing them.

4. Give me 4 words or one sentence, describing them.

5. Give me only one word, a synonym which will complete our cinquain.

Подведение итогов урока. Учитель предлагает учащимся подвести итоги урока. Оценить работу на уроке.

-Our lesson is over. I would like you to express your attitude to the lesson and give your self-assessment.

You may begin with:

Today at our lesson I have learnt…

- found out…

- read…

- listened to…

- discussed…

         Учащиеся подводят итоги урока. Оценивают свою работу на уроке, высказывают свое мнение о достижении цели урока. Фронтальная работа.

Домашнее задание Учитель предлагает выполнить домашнее задание.

Ex.3,4 p. 40

- And my last question: Can you talk about traditions? So, your home task is to make up a project about Russian traditions using a cluster. Thank you for the lesson. Учащиеся записывают домашнее задание:

(Ex.3,4,p.40 -Project: The traditions of Russia.

Оценивает работу учащихся и предлагает поблагодарить друг друга за урок.

 

В своей работе я применяю метод обучения в сотрудничестве, то есть обучение в малых группах, где целью обучения является не только владение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, а так же важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. А главное, осознавать, что от тебя зависит успех всей группы, что ты несешь ответственность и за свои успехи, и за успехи товарищей.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления.

Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка.

(выступление на заседании школьного МО 13 февраля).

В.В. Писаренко

 Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ребёнка посредством языка находить общий язык и взаимопонимание с людьми всего мира. Вместе с тем, мы – учителя иностранного языка не должны забывать, что и на уроках иностранного языка мы, прежде всего, должны воспитывать патриотов своей Родины и гордость за свою страну, свой народ.

Я считаю, что предмет «английский язык» обладает большими возможностями для интеллектуального и нравственного развития учащихся, основанного на национальных и общечеловеческих ценностях. И на своих уроках я делаю все для того, чтобы мои выпускники обладали определенными качествами личности, в частности,

- мы вместе учимся гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые нами знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Поэтому моя педагогическая концепция базируется на технологии развития критического мышления.

Прежде чем приступить к рассмотрению приемов и методов технологии критического мышления, которыми я активно пользуюсь,  я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления (ТРКМ) – представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМ дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

А сейчас, я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приемов критического мышления на уроках, которые помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие, культуру речи. Критически мыслящий ученик умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами.

Урок английского языка по теме «Is your country a land of traditions?»,

English-8 под редакцией В.П. Кузовлева.

Общедидактическая цель учебного занятия: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ее применения, в новой учебной ситуации.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология – ТКМЧП (Технология формирование критического мышления через чтение и письмо)

Образовательный аспект:

- способствовать развитию практического владения языком,

- создать условия для формирования навыков чтения и письма.

Развивающий аспект:

- создать условия для развития исследовательских умений учащихся, памяти и воображения, способности к распределению внимания, умения делать выводы.

Воспитательный аспект:

- создать условия для формирования способности к критическому мышлению;

- воспитывать уважительное отношение к изучаемой стране;

- формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре, группе.

Планируемый результат:

Знакомство учащихся с праздниками, традициями и обычаями Британии, учащиеся должны уметь высказывать свою точку зрения и понимать чужие точки зрения; уметь оценивать результаты своего труда.

Контроль деятельности учащихся будет осуществлен через составление кластера, синквейна, афиширование вопросов, а также выполнение домашнего задания (творческого проекта).

Технология, выбранная мною, предполагает следующие этапы работы:

Вызов – вызов интереса, логическое предположение, все, что знаем по теме.

Актуализация знаний, мотивация, поиск того ростка, который мы ищем, чтобы связать его с новым.

Этап осмысления – пропускаем через себя новую информацию. Обсуждение: высказаться должен каждый, каждый должен быть услышан. Уметь воспринимать то, что непонятно. Фиксировать совпадающие моменты.

Рефлексия – осмысление того, что мы узнали. Новые знания выстраиваются в общую систему знаний.

Оборудование урока: ТСО, текст для чтения, фломастеры, чистые листы бумаги, книги, фотографии.

Оформление доски

Фотографии, рисунки. Основная доска – для составления кластера

Оформляется в процессе урока: тема урока; цель урока; модель урока.

 Орг. момент. 

Введение в языковую среду. Проверяю готовность к уроку. Приветствую учащихся. Обучающиеся готовятся к работе в группе. Посадка учащихся по группам. На столах подготовлены письменные принадлежности, фломастеры, маркеры, чистые листы бумаги.

- Glad to see you. I hope you are fine. Let's start our lesson.

Фонетическая зарядка 

Провожу фонетическую зарядку, используя пословицу.

When in Rome do as the Romans do.

( режим работы - P1-T-Cl-P2-P3-P4,  фронтальная работа)

Речевая зарядка

 Провожу речевую зарядку с помощью вопросов:

- You know much about amazing traditions, celebrations and customs of Britain. Prove it answering my questions (далее звучат типичные вопросы по теме) Фронтальная работа

Целеполагание и мотивация. Мотивирую познавательную деятельность обучающихся, сообщая о том, что урок посвящен традициям. Ставлю вопрос, о чем бы они хотели узнать на этом уроке, и прошу сформулировать учащихся цели урока.

Сообщаю алгоритм работы.

- I want you to look at the blackboard, think a little and say what we are going to speak about.

- Sure. We are going to speak about traditions.

- By the way, there are a lot of different types of celebrations in Britain. Our lesson is devoted to these traditions.

- What would you like to know at our lesson?

- What is the aim of the lesson?

And now look at the blackboard to read the plan of our work:

(Watching presentation).

(reading and getting information).

(making cluster and cinquain)

Учащиеся определяют тему и формулируют цель урока

Примерные варианты ответа:

-We are going to speak about Christmas.

- We are going to speak about traditions.

-We are going to speak about amazing celebrations.

- I would like to know more about them.

- The aim of the lesson is to learn about the traditions.

Учащиеся записывают тему урока, план работы в тетради. (Фронтальная работа, парная работа)

  1. Вызов

Методы и приемы:

антиципация (предположение), Создает условия для определения "Знаю – хочу знать" по теме для осознания целей урока.

Задаю вопрос "О чем может быть эта презентация?" и предлагаю просмотреть фрагменты презентации «Британия – страна традиций».

  • Now I would like you to watch a piece of the presentation and answer my question "What is this presentation about?" Просматривают фрагмент и отвечают на вопрос.

Примерные варианты ответа:

- This film is about ...

2. Мозговой штурм (мозговая атака) Предлагаю учащимся ответить на вопрос, что они уже знают о традициях Британии.

- Well, I'm sure you know much about traditions of Britain. What do you know about them? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Фронтальная работа. Кластер.

Предлагаю учащимся составить кластер

- Work in groups. Write, please, on the lists of paper. What words come to your mind when you pronounce the word “traditions”?

Учащиеся работают в группах, подбирают ассоциации к слову "traditions", составляют кластер, делают выводы.

Групповая работа.

"автобусная остановка" (фиксируются все вопросы, которые задаются) Задается вопрос: "Что бы вы хотели узнать о традициях Британии?"

-What would you like to know about …?

-What do you expect to read about? Учащиеся обсуждают вопросы и выносят их на доску.

-Why …?

-Why are they important?

-What … have they got?

3. Осмысление (размышление)

Методы и приемы: инсерт (чтение текста с пометками или маркировка текста) Учитель создает условия для осознания и осмысления материала по теме. Работа с новыми лексическими единицами (см. стр.38, упр.1.1)

Предлагаю учащимся прочитать текст и ответить на вопросы. (стр. 38 упр.1.2) «The attitude of British people to the traditions and customs» (reading and getting information).

-Now read the texts and find out which of your questions the texts help you answer. Учащиеся работают с текстами, находят необходимую информацию, составляют маркировочную таблицу (классификация информации по графам таблицы: знаю, хочу, знать, узнал). Групповая работа

4. Рефлексия.

Методы и приемы: возвращение к поставленным вопросам. Предлагаю вернуться к вопросам "автобусной остановки".

- Read the questions and try to answer (звучат вопросы по теме). Учащиеся отвечают на вопросы "автобусной остановки".  Групповая работа.

Предлагаю учащимся ответить на вопрос: "Какую новую информацию учащиеся получили после работы с текстом?".

-Answer my question: What new information have you learnt?

-What new facts have you found out?

-Which facts from the text do you find interesting?

Учащиеся вычитывают или устно сообщают о том, какую информацию они получили из текста. Индивидуальная работа.

Возвращение к кластеру, предлагаю обучающимся вновь обратиться к кластеру и дополнить его новой информацией

-Let's return to our cluster and add new information to it.

Учащиеся добавляют полученную информацию к кластеру, тем самым, расширяя его. Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Синквейн. 

- I think, now, you can talk (speak) about British traditions. Our task is to summarize everything we know about them. We have to make only 5 points.

1. What are we talking today about?

2. Give me 2 adjectives characterizing British traditions.

3. Now give 3 verbs characterizing them.

4. Give me 4 words or one sentence, describing them.

5. Give me only one word, a synonym which will complete our cinquain.

Подведение итогов урока. Учитель предлагает учащимся подвести итоги урока. Оценить работу на уроке.

-Our lesson is over. I would like you to express your attitude to the lesson and give your self-assessment.

You may begin with:

Today at our lesson I have learnt…

- found out…

- read…

- listened to…

- discussed…

         Учащиеся подводят итоги урока. Оценивают свою работу на уроке, высказывают свое мнение о достижении цели урока. Фронтальная работа.

Домашнее задание Учитель предлагает выполнить домашнее задание.

Ex.3,4 p. 40

- And my last question: Can you talk about traditions? So, your home task is to make up a project about Russian traditions using a cluster. Thank you for the lesson. Учащиеся записывают домашнее задание:

(Ex.3,4,p.40 -Project: The traditions of Russia.

Оценивает работу учащихся и предлагает поблагодарить друг друга за урок.

В своей работе я применяю метод обучения в сотрудничестве, то есть обучение в малых группах, где целью обучения является не только владение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, а так же важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. А главное, осознавать, что от тебя зависит успех всей группы, что ты несешь ответственность и за свои успехи, и за успехи товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность применения игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

В данной публикации описывается роль игровых и информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и как с помощью сервиса Classtools.net  сделать урок более интересным и прод...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...

Приемы и методы продуктивного обучения на уроках английского языка

Данный материал содержит подборку приемов и методов обучения английскому языку на основе системно-деятельностного подхода для активизации, закреплении и повторении учебного материала на стадии вызова,...

Мастер-класс: «Применение приёмов «Корзина идей»,»Ромашка Блума» на уроках английского языка для развития критического мышления».

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это с...

Современные методы и технологии на уроках английского языка

Современные методы и технологии на уроках английского языка...

Использование метода кейс технологии на уроках английского языка

Одним из наиболее известных методов современного обучения  является метод кейс-стади. В отличие от традиционных методов преподавания иностранного языка, метод кейс-стади требуетактивного участия ...