МЕТОДЫ работы на уроках МУЗЫКИ.
опыты и эксперименты на тему

Литвинова Виктория Анатольевна

"Я завтра", "Музыкальные ассоциации", "Домино", "Если это..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody.doc39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы работы на уроках музыки

Лакоценина Т. П.

В связи с модернизацией российского образования в школьном музыкальном образовании произошли значительные изменения, вплоть до пересмотра его основ. Одна из важнейших задач, которые стоят перед учителем сегодня - это развитие творческого начала у детей.

Необычные личностно развивающие уроки предполагают использование необычных методов, которые могут быть применены как на уроках по всем предметам, так и иметь особую специфику, например, при проведении уроков музыки и разрешении личностно ориентированных ситуаций. Данные методы апеллируют не только к интеллекту, но и к чувствам -  «вратам добродетели» детей, когда они обсуждают новый, сложный для них вопрос, свободно высказывают свои суждения, мнения.

Метод «домино». Суть его заключается в следующем. Внимание учащихся фокусируется на песне, например, «Котенок и щенок», которая внесена школьниками в готовящийся весенний карнавал. Но слова песни не совсем подходят к тематике праздника. Ребятам предлагается правильно  выбрать  несколько других объектов,  к примеру, «слоненок», «енот», «компьютер», «стыд». Затем учащиеся вместе с учителем «примеряют» признаки этих слов к данной песне. В результате получается новая песенка.

Было:

В одной квартире жили котенок и щенок,

Приятелями были котенок и щенок.

Один усатенький, другой мохнатенький,

Приятелями были котенок и щенок.

Пришли ребята вскоре, а елка на боку.

Немало было горя котенку и щенку.

Их так нахлопали, их так нашлепали,

Что было очень больно котенку и щенку.

Стало:

В одной квартире жили слоненок и енот. Приятелями были слоненок и енот.

 Один ушастенький, другой мохнатенький, Приятелями были слоненок и енот.

Пришли ребята вскоре - компьютер на боку. Слоненку было стыдно, енота след простыл.

Изменение содержания концовки песни невольно обнаруживает ее несоответствие с мелодизацией в финале. Учащиеся предлагают свои варианты. В такой ситуации задача учителя сводится к деликатным подсказкам, типа: «А что, если изменить динамические оттенки в конце песни или ритм?», «Может быть, подумаем над темпом или введением нового инструмента в аккомпанемент песни?» и т.д. Результатом такой поддержки можно считать совместное исполнение предлагаемых вариантов под руководством авторов.

Другой пример показывает, как можно активизировать деятельность школьников по использованию ими полученных ранее знаний.

Например, для усовершенствования берется «Турецкий марш» Л. Бетховена. Ребята произвольно избирают ведущий музыкальный инструмент, темп, динамические оттенки и тональность. Неожиданные сочетания этих объектов и признаков при активном воображении дают интересные результаты и заставляют учащихся произвольно использовать тот пласт знаний, который у них уже имеется.

Метод «Если это...» заключается в том, что учащиеся вытаскивают из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать.

Задача метода - активизировать включение знаний и опыта учащихся, научить ребенка уходить от стереотипов.

Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений, стихий, игрушек. Например, одной из школьниц нужно было соотнести слово «заяц» с достаточно громкой и грозной музыкой. Ответ на вопрос: «Если это заяц, то, что изображает эта музыка» был таков: «Она (музыка) не о том, как он бегает или прячется, она о том, как зайчик боится, это музыка его страха».

В более усложненном варианте ребята, получив карточку с портретом того или иного композитора, могут по рассуждать о том, как бы то или иное произведение звучало в стиле В. Моцарта, Р. Щедрина, Б. Гребенщикова и т.д. Ещё познакомить школьников с многообразными формами (концерт, вернисаж, юморина, мюзикл и т. д.). Этот метод поддержки требуется, когда учащиеся переходят к совместной деятельности по подготовке к тому или иному событию. Ребята называют любой музыкальный термин и по числу букв в этом слове прокручивают каждый из четырех кругов, закрепленных на подвижных осях. Поочередно, одно за другим, вращая их, учащиеся определяют сферу, затем форму, жанр и назначение (адресование) того мероприятия, которое им предстоит создать совместными усилиями. Такой, достаточно случайный, подбор обеспечивает множество сочетаний и позволяет постепенно познакомиться с устройством и содержанием работы филармонии, театра и т. д, или понять теоретически и практически что такое «сатира» или «трагедия».

Метод ощущения пространства. Его суть заключается в том, что учащимся предлагается побеседовать о назначении прослушиваемого музыкального произведения. Вопросы могут звучать так: «Как вы думаете, можно было бы поздравить вашу бабушку или маму с днем рождения этой музыкальной композицией?», или «По-вашему, эта музыка смогла бы успокоить вас, когда просто хочется плакать?» С помощью этого метода школьниками легко усваивается нотная грамота. Ребята открывают для себя, что ноты - это «маленькие человечки», которые могут «собираться в компании» и образовывать мотивы. У них есть свои «семьи» -мелодии, из которых можно узнать о «жизни» этих человечков.

Метод ощущения времени. Здесь вопросы строятся иначе: «Как думаете, нужны ли будут вам песни, например, группы «Иванушки», когда вы станете взрослыми?» и т.д.

Метод «Я завтра...» заключается в том, что с помощью фотоснимков и видеозаписей своих музыкальных поступков в первом классе, а затем во втором и третьем, ребята могут увидеть происшедшие в них перемены.

Метод «Музыкальные ассоциации» представляет собой подбор учащимися такого музыкального произведения, которое в наибольшей степени соответствует образу одноклассника, учителя, мамы, дедушки и т. д. Таковы методы поддержки, которые адресованы определенной группе учащихся.

Основное достоинство предложенных методов заключается в том, что, как показывает практика, они эффективны и представляют интерес для всех без исключения младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий и метода проектов на уроках музыки.

Использование современных технологий возможно и необходимо на уроках музыки, ведь применение мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме ...

«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...

Активные методы обучения на уроках музыки.(1-7 класс)

Активные  методы обучения   на уроках музыки.Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знан...

методы работы на уроках музыки

методы работы на уроках музыки...

Творческий проект как метод исследовательской работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.      Примером ...

Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....

Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"

Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"подготовлен к семинару учителей музыки МО "Тахтамукайский район"...