Главные вкладки

    методы работы на уроках музыки
    статья по музыке на тему

    методы работы на уроках музыки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalnoe_vospitanie.docx22.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальное воспитание – это не воспитание   музыканта, а прежде всего воспитание человека.

                                                  В.А.Сухомлинский

    Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний.

     Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у детей эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма. 

    Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка - “язык чувств”. Она волнует, вызывает у ребят определённые настроения и переживания.

    Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

    Работая учителем музыки в системе образования 17 лет, я всегда был уверен, что уроки музыки – это в большей степени уроки жизни. Практически нет урока, на котором не было бы самого важного и самого трудного, что мы привыкли называть «воспитательными моментами». К сожалению, часто в практике приходиться наблюдать именно «моменты», да к тому же еще насыщенные скучными нравоучениями, прописной моралью. На уроках музыки я  стремлюсь, во что бы то ни стало, «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.

    Всем известно, что основа основ любой программы по музыке – ее тематическое строение.

    Многие из педагогов ведут уроки по программе Д.Б.Кабалевского именно потому, что только этим педагогом была написана такая программа с поурочными планами и соответствующей фонотекой. Но время идет, меняется отношение ко многому, что раньше запрещалось и отвергалось.

      И вот я получил в библиотеке новые учебники, авторами которых являются Татьяна Ивановна Науменко и Виталий Владимирович Алеев .   (СЛАЙД 2)

    Эта программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений.  Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

     Не секрет, что дети, посетив один раз в неделю урок музыки, забывают о чем шла речь на предыдущем уроке.

     И вот, благодаря учебникам, эта проблема отпала. Ведь намного легче воспринимается материал визуально, где каждый может прочитать, увидеть и вспомнить о чем шла речь.

    Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

     

     В соответствии с требованиями новых стандартов в программе заложены основные методические принципы:

    -увлеченности;

    -триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;

    -тождества и контраста, сходства и различия;

    -интонационности.

     В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.

           Отмечу все положительные стороны использования ИКТ на уроках музыки:

    Наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;

    Музыкальные произведения удобно находить и воспроизводить именно с того места, которое необходимо обсудить.

    Интересно и удобно создавать презентации к урокам самому, так как в презентацию я включаю именно тот материал, который мне нужен для данного урока.

    В презентациях я использую основные черты музыкальных эпох, течений, жанров и стилей.

    А чтобы презентация была не только наглядностью, даю детям с помощью анимации возможность записать необходимый материал в тетради;

    В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:

    Программы для пения караоке

    Музыкальные проигрыватели

     Музыкальные энциклопедии. (Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах).

      О благотворном влиянии музыки знали еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины».

     По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

     Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

    Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию у детей оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.  (На данном уроке вы не увидели этой работы, т.к. выбранная мною тема не предполагала разучивание и  исполнение  какого- либо произведения.  В основном, вокально-хоровая  работа проводится с обучающимися  среднего звена и на занятиях музыкальных кружков).

    Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный,  дыхательный, дикционный, ритмический, двигательный. 

     Распевка  выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе (дыхание, артикуляция, слуховой контроль) и психологическая подготовка исполнителя к пению. (СЛАЙД 3)

    Очень часто на своих уроках я применяю метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова). Данный метод предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям

    Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

     Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ.

    На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, актуальная и доступная конкретному классу.

    Основным методом на данном уроке как раз и была  работа над проблемным вопросом.

    Проблемная ситуация предполагает поисковую деятельность. И дети в течение всего урока искали ответ на поставленный вопрос.

    На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения. 

    Все вышеперечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

       Не боясь показаться высокопарным, в заключение скажу: для чего я стал учителем музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И программа начинает действовать только тогда, когда мы сами, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится, прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство.


            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование инновационных технологий и метода проектов на уроках музыки.

    Использование современных технологий возможно и необходимо на уроках музыки, ведь применение мультимедийных средств, формирует условия для развития инновационного мышления школьника. Кроме ...

    «Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».

    Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...

    Активные методы обучения на уроках музыки.(1-7 класс)

    Активные  методы обучения   на уроках музыки.Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знан...

    МЕТОДЫ работы на уроках МУЗЫКИ.

    "Я завтра", "Музыкальные ассоциации", "Домино", "Если это..."...

    Творческий проект как метод исследовательской работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

    Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.      Примером ...

    Активные формы и методы работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

    В данной статье педагог делится опытом работы. Знакомит с активными формами и методами работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности....

    Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"

    Доклад "Активные формы и методы работы на уроках музыки"подготовлен к семинару учителей музыки МО "Тахтамукайский район"...