"Вовлечение обучающихся в творческую деятельность"
статья по теме

Зеленская Татьяна Дмитриевна

Выступление на методической комиссии преподавателей специальных дисциплин предметов и мастеров производственного обучения по теме "Вовлечение обучающихся в творческую деятельность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методической комиссии преподавателей

специальных предметов и мастеров производственного обучения

По теме: «Вовлечение обучающихся в творческую деятельность»

Зеленская Татьяна Дмитриевна,

преподаватель специальных дисциплин

государственного образовательного автономного учреждения начального профессионального образования Амурской области «Профессиональный технический лицей № 3» (пятое отделение г. Тында).

«… едва ли есть  высшее из

наслаждений, как наслаждение

творить».

Н.В. Гоголь

На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Следовательно, творческое системное мышление как важнейшая характеристика творческой личности – необходимое качество человека новой эпохи, человека XXIвека. Успешность формирования творческого системного мышления в процессе образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления, способности к анализу, сравнению, прогнозирования возможного хода развития, умения выстраивать алгоритм действия.

Кроме того, большой резерв для творческой деятельности обучающихся заключен в рациональном педагогически управляемом использовании свободного времени. Вовлечение обучающихся в творческую и техническую деятельность служит стимулом лучшей учебы, а также эффективным средством осуществления диалектических связей между учебными предметами, с одной стороны, и этих предметов с внеучебными занятиями – с другой.

Установление таких связей в свою очередь способствует более полной реализации познавательных и творческих возможностей уроков и внеклассной работы. При этом наивысшие результаты могут быть достигнуты только в том случае, если усилия всех педагогических работников лицея будут тесно скоординированы, направлены на достижение общих целей и будут опираться на единые педагогические принципы.

В организации работы по техническому творчеству обучающихся как на уроках, так и на внеклассных занятиях важное значение имеет соблюдение принципа связи с жизнью.Связь с жизнью в процессе классных занятий придает им конкретный характер, так как учитываются реальные потребности производства. В процессе технического творчества обучающиеся вступают в производственные отношения друг с другом, отношения взаимопомощи и взаимовыручки, товарищества, само- и взаимоконтроля и др. Это способствует воспитанию у обучающихся чувства ответственности за свой труд и труд товарища, вызывает чувство конкурентности, открывает перед обучающимися новые перспективы творческого роста. Доведение индивидуальной творческой деятельности до совершенства, полное удовлетворение устремлений отдельных обучающихся, разностороннее развитие их способностей дает высокие результаты в тех случаях, когда уроки и внеклассные занятия строятся по принципу дифференциации и индивидуального подхода к обучающимся. Увеличение объема теоретической подготовки обучающихся лицеев и повышение роли знаний в формировании общих и профессиональных компетенций,  развитие творческих способностей обучающихся требует создания условий творческого обучения, использования имеющихся знаний обучающихся в новых ситуациях, повышения самостоятельности в познании нового. Значительное влияние на творческую активность обучающихся оказывает применение технических средств, наглядных пособий в сочетании с традиционными формами активизации познавательно-творческой деятельности учащихся.

Решение задач активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе учебной подготовки предполагает установление тесной взаимосвязи  производственного и теоретического обучения. Осуществлениемежпредметных связей в единстве с профессиональной подготовкой способствует более глубокому и прочному, а главное –осознанному усвоению знаний по общеобразовательным и специальным предметам с последующим применением этих знаний в процессе производственного обучения и впоследствии на производстве.

В свою очередь знания и практический опыт, полученные обучающимися на занятиях производственного обучения, используются ими на теоретических занятиях. Поэтому, являясь важной составной частью профессиональной подготовки и решающим фактором последующего профессионального роста обучающихся, теоретические знания должны тесно увязываться с выполнением практических работ. Степень подготовки, квалификация выпускников во многом зависят от качества производственного обучения в учебных мастерских лицея. Здесь обучающиеся приобретают производственные и организационно-технические навыки, профессиональные привычки, усваивают стиль работы производства, учатся применять знания на практике. Изготовление сложной продукции вызывает у обучающихся любовь к профессии, способствует выработке у них профессиональных навыков. Желание рационализировать, конструировать, творить появляется у человека тогда, когда он полюбил свою профессию, свое дело, когда он хочет внести в него что-то новое. Поэтому с первых дней пребывания обучающихся в лицее важно привить им любовь к профессии, увлечь, заинтересовать их и в дальнейшем поддерживать эту заинтересованность. Важная составная часть методики производственного обучения –разработка системы заданий творческого характера, с помощью которых можно управлять учебно-практической деятельностью обучающихся как на учебных, так и на внеучебных занятиях.

Практический опыт подобной работы дает значительный положительный эффект в развитии творческой активности и способностей обучающихся. Содружество мастеров производственного обучения и преподавателей важно потому, что помогает установить творческие контакты педагогических работников, актуализировать для них самих необходимость связи теории с практикой. Включившись в творческую деятельность на уроках, ощутив радость творчества, обнаружив у себя интерес и тягу к познанию и созданию нового, обучающиеся стремятся использовать для этого и время досуга. Задача педагогов состоит в том, чтобы направить творчество обучающихся в нужное русло.

Лучшая форма превращения технической самодеятельности обучающихся в педагогически управляемый процесс – создание технических кружков. Кружки дополняют и углубляют возможности учебных занятий по активизации творческой деятельности будущих молодых рабочих. Кружковые занятия, рассчитанные на удовлетворение индивидуальных интересов обучающихся, позволяют продолжить выполнение творческих работ, начатых на уроках, получают удовлетворение и дальнейшее развитие профессиональные интересы обучающихся.

В настоящее время рабочий, приходящий на производство, должен уметь самостоятельно разобраться в неожиданно возникшей ситуации, не только решать уже кем-то сформулированные задачи, но и выявлять требующие решения проблемы, скрытые резервы производства, находить новые технологические и конструкторские приемы.

Свойство активного поиска новых решений, являющееся основным признаком творческого отношения к выполняемой работе, не приходит само собой. Воспитание его может и должно занять важное место во всей работе учебных заведений, готовящих квалифицированных рабочих.

Эффективно реализовать один из главных принципов дидактики – принцип развивающего обучения, принцип активности обучаемых, развить их творческие способности, которые хоть в разной степени, но проявляются у любого обучающегося, это задача коллективов профессионально-технических лицеев.

«У человека тысяча граней, каждая из которых вспыхнет, загорится дивной красотой, если только прикоснуться умело и тонко к этой грани шлифовщику – воспитателю. Это мучительно сложно. Синхронность и радость воспитания заключается в том, чтобы у каждого найти именно эту грань.»

В.А. Сухомлинский

Литература

  1. В.Л. Худяков, В.В. Шанкин. «Техническое творчество на основе профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ». Москва, 1989г. «Высшая школа».
  2. Д. Маккензи. Мебель для дома своими руками. Москва, 2005 г. «Мир книги».
  3. Серия «Сделай сам», Москва, ВНЕШСИГМА, 2002 г.
  4. Журналы «Сам себе мастер», Москва, 2008 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение учащихся в исследовательскую, поисковую и творческую деятельность

  Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переноситься с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный...

Развитие коммуникативной компетенции через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность

Интернационализм в дополнительном и обязательном образовании....

"Профилактика правонарушений и преступлений, через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга".

Занятие разработано в рамках работы с детьми, требующими особой заботы, с детьми группы социального риска.В разработке описано совместное занятие родителей и детей лепкой из глины. Предлагается слепит...

Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...

Программа "Развитие личности обучающихся через творческую деятельность"

Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка...

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности

Программа по мотивации обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности...