МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Проблемное обучение как модель организации учебного процесса»
учебно-методический материал по теме

Алексеева Наталья Викторовна

Выступление на методическом объединении в рамках конкурса "Учитель года - 2014"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Проблемное обучение как модель организации учебного процесса»

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 «Современная школа…», «Современный урок …», «Современный учитель». Как часто мы слышим  эти слова! Невольно возникает вопрос: что влияет на современность урока?

Может это мастерство и профессиональная компетентность педагога?

Может, это выбранная учителем, педагогическая технология?

Может это особые средства  обучения?

Перечень вопросов может быть длинным. 

Чтобы ответить на них надо знать каким должен быть выпускник - результат труда педагогов. 

В  соответствии  с  ФГОС основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков  учащихся,  а  комплекс  компетентностей  в  разных  областях деятельности,  чтобы  выпускник  школы  мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. 

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Но я стараюсь. Помогаю каждому ученику ощутить причастность к моим предметам.

Уважаемые коллеги, перед Вами результаты мониторинга, проведенного среди учащихся 5-х и 10-х классов. Который подтверждает достаточно высокий уровень интереса и мотивации к моим предметам.

Рисунок - Результаты мониторинга в 5-х классах

Рисунок  – Уровень мотивации к предмету. Результаты мониторинга в 10-х классах

Рисунок  –  Уровень комфортности на уроке. Результаты мониторинга в 10-х классах

А какими же методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность принимать решения, быть ответственными, критически относиться к явлениям природы и общества?

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием разных методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Не осталась в стороне от поиска и я. 

У каждого учителя годами вырабатывается свой способ достижения целей и конкретных задач обучения. Китайская пословица гласит: «Тысяча учителей – тысяча методов». 

Поскольку всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов проблемного характера, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения и делать выводы, я свой выбор сделала.

Среди всех современных педагогических технологий,  на мой взгляд, наиболее перспективным, соответствующим потребностям общества,  является такой методический приём как проблемное обучение.

  1. В чём же актуальность данного инновационного приёма?

Сегодня обществу нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций.

«Разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме, либо к изучаемому общественному явлению - вот главное в моей  педагогической работе.

Поэтому уроки, где применяется метод проблемного обучения, развивают устную речь, активизируют мыслительную деятельность, формируют культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения.  Это и есть  нестандартное мышление.

  1. Новизна технологии проблемного обучения заключается в комбинировании элементов различных методик, создании проблемных ситуаций на различных этапах урока, организации самостоятельного творческого поиска и доказательства гипотез учащимися.

Использование проблемного обучения позволяет создать условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у детей становятся более прочными, а самое главное – сохраняется интерес к изучению предмета.

В рамках проблемного обучения успешно реализуются все ключевые компетенции,  формирование которых требует от педагога организации обучения школьников  в  поисковом  режиме,  когда  создаются  условия  для  проявления их активности,  самостоятельности и креативности.

Уважаемые коллеги, эффективность применения технологии проблемного обучения очевидна и подтверждается   результатами мониторинга, проведенного мной среди учащихся 5 и 10 классов.

Рисунок – Эффективность применения  технологии проблемного обучения

На следующей диаграмме, уважаемые коллеги, вы видите перечень форм работы на моих уроках, о которых дети отзываются положительно. Среди них, как вы видите, преобладают  приемы технологии проблемного обучения.

Рисунок – Эффективность применения  технологии проблемного обучения

Как же я использую технологию проблемного обучения в работе на уроках истории, обществознания и ОРКСЭ?

Чтобы составить целостное представление об этом методическом приёме в моей деятельности, давайте выделим основные позиции по его применению.

1 позиция. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способов ее разрешения. На уроках применяю различные формы решения проблемных ситуаций. Приёмы проблемного обучения я использую как элемент урока, так и в течение всего урока.

  • В древнем Китае не зря говорили: расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь.

Поэтому систематически я организую самостоятельную поисковую деятельность учащихся через решения проблемных задач.

Уже на первых занятиях по истории Древнего мира пятиклассники учатся решать проблемные задачи. 

Знания, полученные в результате решения проблемных задач, твердо усваиваются, так как дети добывают их самостоятельно, а не получают в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировать и вести дискуссию.

  • Ролевую дискуссию часто выбираю на своих уроках в  6, 7, 8 классах. Ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает им преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией. 

Примером использования данного приёма может служить обсуждение проблемного вопроса по теме «Столетняя война» в 6 классе: «Жанна Д’арк: колдунья или посланница Бога?».

Через ролевую дискуссию рассматривалась проблема и в рамках темы  «Гражданская война в США» - «Правое дело: миф или реальность?»

  • На уроках ОРКСЭ моделирую  проблемные ситуации.  Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока: «Может ли добро быть с кулаками?»,  «Как воспитать в себе честь?», «Что значит быть толерантным?» 

При анализе проблемной ситуации в диалоге на уроке рождаются истины, дети начинают задумываться над своими мыслями и поступками, оценивать их с точки зрения добра, зла и закона. 

  • Ответы на проблемные вопросы ищу совместно с учащимися на уроке в 6 классе по теме «Предпринимательство и бизнес». Определяем: кто такой предприниматель, какие качества личности необходимы предпринимателю; зачем создаются фирмы, и  каковы основные формы организации бизнеса.

В процессе работы учащиеся выполняют практическое задание на основе кейса - фрагмента из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вместе с ребятами выполняем  проблемное задание: можно ли делового человека — героя произведения назвать работником и предпринимателем?

Через эвристическую беседу решаем проблемную задачу, опираясь при этом на мнения специалистов: «Предприниматель, который уважает деньги, который их бережёт - сохраняет и оберегает, - это уже не предприниматель, а «скупой рыцарь».

И, наконец, в конце урока дети разрабатывают проект собственной фирмы. Но сначала придумывают максимальное количество всевозможных вариантов предпринимательской деятельности. Поясняют, кого они будут привлекать к своей деятельности.  К какому виду и форме предпринимательства будет относиться их деятельность.

В качестве домашней работы выполняется творческое задание: ученики работают со схемой «Основные этапы организации бизнеса». Подбирают штат сотрудников для фирмы «Лукоморье», с условием, что персонал будет представлен сказочными персонажами из стихотворения Александра Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». Дети пишут начало сказки о создании фирмы «Лукоморье», отражая при этом все этапы бизнеса. Рисуют героев своей сказки с указанием их экономических ролей в фирме.

Сценарий этого урока я представляла на региональном Фестивале Проблемно-эвристических уроков. Методическая разработка была отмечена Дипломом I степени. С анализом урока, по итогом Фестиваля ПЭУ, я выступала на вебинаре.

  • Сама по себе проблема, поставленная перед учащимися, еще не обеспечивает их активной вовлеченности в освоение содержания. Не всякая проблема вызывает мотивированное к ней отношение.

Она может быть слишком простой и поэтому неинтересной, а может быть настолько сложной, что окажется ученику не по силам, и он не будет пытаться её решить. Поэтому я тщательно продумываю содержательные задачи, опирающиеся на принцип диалога культур. Нахожу актуальные проблемы, которые учащиеся не просто хотят обсуждать, а чувствуют потребность их решить.

Например, в 8-м классе, изучая тему «Социальная стратификация», предлагаю учащимся рассмотреть с различных позиций такое общественное явление, как «социальное неравенство». В начале урока ставлю проблему: «Может ли существовать общество, в котором нет неравенства?». Вместе с основной проблемой дети  решают ещё и проблемные задания: Почему человек может стать бедным? Можно ли осуждать тех, кто попал в категорию бедных? Нужно ли заботиться нищих? Дома ребята создают исследовательский мини-проект по оказанию поддержки населению с низким уровнем доходов.

  • Работая в логике проблемного обучения в старших классах, пришла к выводу, что наибольший интерес вызывает обучение через собственное открытие. На таких уроках ученик воспринимает себя равноправным участником решения проблемы, понимает, что его мнение имеет значение.

В основной школе проблему формулирую сама, а дети решают её. В старших классах учащиеся занимаются самостоятельной поисковой исследовательской деятельностью в решении проблемных задач. И поверьте, это уже не просто урок, а  настоящая творческая лаборатория.  

На уроках обществознания учащиеся сами определяют те темы и вопросы, которые их волнуют – в результате чего рождаются интереснейшие семинары и дискуссии.

При этом данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и метапредметные компетенции, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации, компетенции гражданственности и  личностные компетенции.

2 позиция. А всем ли учащимся доступно проблемное обучение? 

Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: возрастные и психофизиологические особенности учащихся.

Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить группу проблем, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и провести опрос проблемного характера.

3 позиция. Каким образом использование технологии проблемного обучения отражается  на результатах  моей педагогической деятельности?

Собственный многолетний опыт применения данной технологии через самостоятельную деятельность учащихся  показывает, что проблемное обучение даёт положительные результаты.

Я стараюсь создать такие условия на своих уроках, чтобы процесс постижения новых знаний приносил детям радость, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.

Привлечь и удержать внимание школьника -  это залог хорошего результата учебной деятельности. Для меня главными показателями эффективности профессиональной деятельности учителя являются достижения учеников. 

Основным подтверждением высокого качества обучения являются результаты независимой экспертизы. Это качественные результаты ГИА и ЕГЭ, при 100% абсолютной успеваемости.

Таблица 3. Результаты итоговой аттестации (ГИА - 9 класс)*, (ЕГЭ - 2013)*

 Самый высокий балл в районе в 2013 году  по истории был у моего ученика Воробьёва Ярослава (77 баллов).

Среди моих выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2013 году,  наивысший  балл получил Лобынцев Николай (83 балла).

Школьная  жизнь  ребенка  - не  только  уроки  и учебные  программы.  Школьная жизнь – это ещё участие детей в разнообразных видах внеурочной деятельности. 

С 2009 года наблюдается положительная динамика участия  и результативности моих учащихся в различных формах внеурочной деятельности, в социально значимых проектах – диаграмма.

Мои ученики – постоянные участники интеллектуальных игр в рамках муниципального сетевого мероприятия «Интеллект-Фестиваль «Открытие».

Сценарии «Отечественная война 1812 года», «Занимательное правоведение» отмечены дипломами I и II степеней в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие…» на профессиональных конкурсах регионального уровня.

Умения слаженно работать в команде и при этом грамотно анализировать правоведческую информациию мои ученики продемонстрировали во время муниципальной интеллектуальной викторины «Имею право». Дважды мои воспитанники были победителями этой правовой викторины.

В 2012 году учащиеся моего класса успешно участвовали в межпоселенческом молодежном форуме «Будущее и карьера», где продемонстрировали не только свои обществоведческие знания, но и сумели творчески представить бизнес-идею. 

А где как не в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности, в которой нуждается современное общество. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место в моей педагогической деятельности занимают предметные олимпиады.

Частью  этой системы является авторская программа факультатива «Олимпиадное обществознание». Факультатив является тем механизмом, который позволяет мне использовать новые эффективные методы работы с одарёнными детьми: развиваются навыки содержательного анализа обществоведческого и исторического материала, так же навыки проектного мышления.

Эффективность собственной педагогической деятельности подтверждается не только стабильно высокими результатами моих учеников, но и моими личными  профессиональными достижениями,  признанием педагогического сообщества.

С 2009 года я участвовала в двух Всероссийских, пяти региональных конкурсах, фестивалях.

Авторские сценарии уроков по критериям педагогической эффективности удостоены высокой I, II, III категорией и рекомендованы учителям к использованию в педагогической деятельности.

Таблица 9. Результативность участия в профессиональных конкурсах, фестивалях

ВЫВОД.

Так что же главное в работе современного учителя?

В первую очередь,  создание развивающей среды, познавательная деятельность детей, человеческое общение. И, конечно же, профессиональное совершенствование. Стараюсь соответствовать тем требованиям, которые выдвигает новый Стандарт к современному учителю.

В этом мне помогает технология проблемного обучения, которая  способствует формированию гармонически развитой творческой  личности.

Ведь постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. А самое главное ребенок осознает полезность своего учебного труда и мотивы своей деятельности!!!



Предварительный просмотр:

Слайд № 1 

 «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках

гуманитарного направления»

Слайд № 2

Когда-то Константин Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова известного педагога отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Слайд № 3

Только через собственную деятельность каждый школьник сможет в полной мере познать мир. Ведь именно в действии порождается знание!

Слайд № 4

Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд № 5

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых  компетентностей учащихся, таких как

  • готовность к разрешению проблем;
  • технологическая компетентность;
  • готовность к самообразованию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • коммуникативная компетентность.

Слайд № 6

В рамках реализации системно-деятельностного подхода вниманию гостей семинара было представлено внеурочное межпредметное занятие «Формула успеха в бизнесе». Наше занятие проводилось в форме заседания бизнес-клуба. 

Слайд № 7

А началось оно с просмотра фрагмента мультипликационного фильма «Бизнес по-русски». Содержание мультфильма дети связывали с темой занятия.

После чего мы сформулировали задачи, поставили цель изучения, организовали работу в группах, распределили роли среди учащихся: организатора, докладчика, хронометриста и секретаря.

Слайд № 8

Далее ребята, используя собственный социальный опыт и выдержки из документов, познакомились с теоретическим материалом по теме «Предпринимательство», освоили его и искали ответы на вопросы:

  1. Кто такой предприниматель?
  2. Как стать предпринимателем?
  3. С какого возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью?
  4. Зачем создаются фирмы?
  5. Каковы виды и формы предпринимательства?
  6. Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем?

Слайд № 9

Завершающим действием на данном этапе занятия стала организация  самопроверки. Ученики могли самостоятельно сравнить свои ответы (качества личности предпринимателя) с перечнем качеств, составленных самими предпринимателями.

В итоге учащиеся, заручившись поддержкой самого авторитетного члена бизнес-клуба селезня-миллиардера Скруджа Макдака, выявили наиболее важные качества для предпринимателя.

Ребята поняли, что предприниматель – это профессия, призвание, талант плюс определенные качества личности.

Слайд № 10

Следующим этапом занятия стала литературная страничка. 

Перед началом работы был продемонстрирован слайд с героями мультипликационных фильмов: котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой.

Слайд № 11

Ребята определяли предпринимательские качества этих героев, после чего выбрали одного из них в качестве эмблемы для своей команды. Затем они приступили к выполнению компетентностных заданий.

Слайд № 12

Каждой группе были предложены разные тексты: русская народная сказка «Каша из топора», стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал», сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».

Прочитав текст, дети отвечали на одни и те же вопросы:

  1. Какие качества, необходимые предпринимателю, проявил герой произведения?
  2. Какой бизнес-урок они как предприниматели могли бы извлечь из этой поучительной истории?

Работая в группе с учебной информацией, ребята извлекали,  преобразовывали и использовали  текстовый материал. Они пришли к выводу, что для успешной работы предпринимателю необходимы терпение, смекалка, настойчивость, трудолюбие, инициативность.

Слайд № 13

Третий этап занятия – открытая творческая лаборатория.

Ребятам предлагалось вместе со своими мультяшными героями котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой  рискнуть и начать собственное дело - открыть  свою фирму под названием «Лукоморье».

В ходе занятия было специально организовано групповое обсуждение по методу   мозгового штурма с выходом на понимание,  какими именно видами предпринимательской деятельности могут заниматься их мультяшные герои? После обсуждения каждая из групп предлагала свои идеи.

Слайд № 14

Организация бизнеса включает несколько этапов: регистрация, установка оборудования, создание отделов, подбор квалифицированных работников.

Формированием штата сотрудников фирмы «Лукоморье»  и предлагалось заняться группам. Выбрать своих сотрудников они могли из числа сказочных героев стихотворения А. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».

После обсуждения ребята представили результаты своей творческой работы.

Слайд № 15

Итак, штат подобран, идей много, осталось создать свой бизнес-проект, т.е. проект своей фирмы «Лукоморье», опираясь на план «Этапы бизнеса».

Вот такое домашнее задание получили дети.

Слайд № 16

Учащиеся сумели применить полученные знания на практике. Используя афоризмы известных предпринимателей, заседателей бизнес-клуба «Формула успеха», создали рекламу собственной будущей фирмы «Лукоморье».        

Слайд № 17

Когда-то греческий бизнесмен, судовладелец Аристотель Онассис сказал: «Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто». Это высказывание греческого миллиардера послужило сигналом к рефлексии.

Ребятам предлагалось разместить свои эмблемы на "лестнице успеха". Если дети нашли свою формулу успеха, то помещали эмблему своей команды рядом с предпринимателем, если сомневались, то на нижних ступенях.

Слайд № 18

Вывод. 

Всем знакомая китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Это высказывание древнего мудреца является основой современного образования. Обратите внимание на слайд, а это мнение другого китайского философа.

Слайд № 19

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю формировать у учеников универсальные учебные действия – т. е., готовить их к жизни.

Слайд № 20

Ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода  применительно  к урокам гуманитарного направления  являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  творить, проектировать.

На своем занятии мы старались организовать работу так, чтобы учащиеся стали субъектами собственной деятельности.

Слайд № 21

Деятельность учащихся на всех этапах занятия была организована в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирался метод разрешения проблемной ситуации; эвристической беседы; решения проблемных заданий;  работы с кейсом и терминами.

Слайд № 22

В процессе работы использовали так же прием смыслового чтения и прививали навыки проектной деятельности.