МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Проблемное обучение как модель организации учебного процесса»
учебно-методический материал по теме
Выступление на методическом объединении в рамках конкурса "Учитель года - 2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodobedinenie_-_vystuplenie_31.01.14.doc | 115.5 КБ |
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Проблемное обучение как модель организации учебного процесса»
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
«Современная школа…», «Современный урок …», «Современный учитель». Как часто мы слышим эти слова! Невольно возникает вопрос: что влияет на современность урока?
Может это мастерство и профессиональная компетентность педагога?
Может, это выбранная учителем, педагогическая технология?
Может это особые средства обучения?
Перечень вопросов может быть длинным.
Чтобы ответить на них надо знать каким должен быть выпускник - результат труда педагогов.
В соответствии с ФГОС основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в разных областях деятельности, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Но я стараюсь. Помогаю каждому ученику ощутить причастность к моим предметам.
Уважаемые коллеги, перед Вами результаты мониторинга, проведенного среди учащихся 5-х и 10-х классов. Который подтверждает достаточно высокий уровень интереса и мотивации к моим предметам.
Рисунок - Результаты мониторинга в 5-х классах
Рисунок – Уровень мотивации к предмету. Результаты мониторинга в 10-х классах
Рисунок – Уровень комфортности на уроке. Результаты мониторинга в 10-х классах
А какими же методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность принимать решения, быть ответственными, критически относиться к явлениям природы и общества?
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием разных методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения. Не осталась в стороне от поиска и я.
У каждого учителя годами вырабатывается свой способ достижения целей и конкретных задач обучения. Китайская пословица гласит: «Тысяча учителей – тысяча методов».
Поскольку всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов проблемного характера, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения и делать выводы, я свой выбор сделала.
Среди всех современных педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее перспективным, соответствующим потребностям общества, является такой методический приём как проблемное обучение.
- В чём же актуальность данного инновационного приёма?
Сегодня обществу нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций.
«Разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме, либо к изучаемому общественному явлению - вот главное в моей педагогической работе.
Поэтому уроки, где применяется метод проблемного обучения, развивают устную речь, активизируют мыслительную деятельность, формируют культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения. Это и есть нестандартное мышление.
- Новизна технологии проблемного обучения заключается в комбинировании элементов различных методик, создании проблемных ситуаций на различных этапах урока, организации самостоятельного творческого поиска и доказательства гипотез учащимися.
Использование проблемного обучения позволяет создать условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у детей становятся более прочными, а самое главное – сохраняется интерес к изучению предмета.
В рамках проблемного обучения успешно реализуются все ключевые компетенции, формирование которых требует от педагога организации обучения школьников в поисковом режиме, когда создаются условия для проявления их активности, самостоятельности и креативности.
Уважаемые коллеги, эффективность применения технологии проблемного обучения очевидна и подтверждается результатами мониторинга, проведенного мной среди учащихся 5 и 10 классов.
Рисунок – Эффективность применения технологии проблемного обучения
На следующей диаграмме, уважаемые коллеги, вы видите перечень форм работы на моих уроках, о которых дети отзываются положительно. Среди них, как вы видите, преобладают приемы технологии проблемного обучения.
Рисунок – Эффективность применения технологии проблемного обучения
Как же я использую технологию проблемного обучения в работе на уроках истории, обществознания и ОРКСЭ?
Чтобы составить целостное представление об этом методическом приёме в моей деятельности, давайте выделим основные позиции по его применению.
1 позиция. Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способов ее разрешения. На уроках применяю различные формы решения проблемных ситуаций. Приёмы проблемного обучения я использую как элемент урока, так и в течение всего урока.
- В древнем Китае не зря говорили: расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь.
Поэтому систематически я организую самостоятельную поисковую деятельность учащихся через решения проблемных задач.
Уже на первых занятиях по истории Древнего мира пятиклассники учатся решать проблемные задачи.
Знания, полученные в результате решения проблемных задач, твердо усваиваются, так как дети добывают их самостоятельно, а не получают в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировать и вести дискуссию.
- Ролевую дискуссию часто выбираю на своих уроках в 6, 7, 8 классах. Ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Необходимость высказаться от имени другого человека помогает им преодолеть неуверенность и страх перед аудиторией.
Примером использования данного приёма может служить обсуждение проблемного вопроса по теме «Столетняя война» в 6 классе: «Жанна Д’арк: колдунья или посланница Бога?».
Через ролевую дискуссию рассматривалась проблема и в рамках темы «Гражданская война в США» - «Правое дело: миф или реальность?»
- На уроках ОРКСЭ моделирую проблемные ситуации. Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока: «Может ли добро быть с кулаками?», «Как воспитать в себе честь?», «Что значит быть толерантным?»
При анализе проблемной ситуации в диалоге на уроке рождаются истины, дети начинают задумываться над своими мыслями и поступками, оценивать их с точки зрения добра, зла и закона.
- Ответы на проблемные вопросы ищу совместно с учащимися на уроке в 6 классе по теме «Предпринимательство и бизнес». Определяем: кто такой предприниматель, какие качества личности необходимы предпринимателю; зачем создаются фирмы, и каковы основные формы организации бизнеса.
В процессе работы учащиеся выполняют практическое задание на основе кейса - фрагмента из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вместе с ребятами выполняем проблемное задание: можно ли делового человека — героя произведения назвать работником и предпринимателем?
Через эвристическую беседу решаем проблемную задачу, опираясь при этом на мнения специалистов: «Предприниматель, который уважает деньги, который их бережёт - сохраняет и оберегает, - это уже не предприниматель, а «скупой рыцарь».
И, наконец, в конце урока дети разрабатывают проект собственной фирмы. Но сначала придумывают максимальное количество всевозможных вариантов предпринимательской деятельности. Поясняют, кого они будут привлекать к своей деятельности. К какому виду и форме предпринимательства будет относиться их деятельность.
В качестве домашней работы выполняется творческое задание: ученики работают со схемой «Основные этапы организации бизнеса». Подбирают штат сотрудников для фирмы «Лукоморье», с условием, что персонал будет представлен сказочными персонажами из стихотворения Александра Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». Дети пишут начало сказки о создании фирмы «Лукоморье», отражая при этом все этапы бизнеса. Рисуют героев своей сказки с указанием их экономических ролей в фирме.
Сценарий этого урока я представляла на региональном Фестивале Проблемно-эвристических уроков. Методическая разработка была отмечена Дипломом I степени. С анализом урока, по итогом Фестиваля ПЭУ, я выступала на вебинаре.
- Сама по себе проблема, поставленная перед учащимися, еще не обеспечивает их активной вовлеченности в освоение содержания. Не всякая проблема вызывает мотивированное к ней отношение.
Она может быть слишком простой и поэтому неинтересной, а может быть настолько сложной, что окажется ученику не по силам, и он не будет пытаться её решить. Поэтому я тщательно продумываю содержательные задачи, опирающиеся на принцип диалога культур. Нахожу актуальные проблемы, которые учащиеся не просто хотят обсуждать, а чувствуют потребность их решить.
Например, в 8-м классе, изучая тему «Социальная стратификация», предлагаю учащимся рассмотреть с различных позиций такое общественное явление, как «социальное неравенство». В начале урока ставлю проблему: «Может ли существовать общество, в котором нет неравенства?». Вместе с основной проблемой дети решают ещё и проблемные задания: Почему человек может стать бедным? Можно ли осуждать тех, кто попал в категорию бедных? Нужно ли заботиться нищих? Дома ребята создают исследовательский мини-проект по оказанию поддержки населению с низким уровнем доходов.
- Работая в логике проблемного обучения в старших классах, пришла к выводу, что наибольший интерес вызывает обучение через собственное открытие. На таких уроках ученик воспринимает себя равноправным участником решения проблемы, понимает, что его мнение имеет значение.
В основной школе проблему формулирую сама, а дети решают её. В старших классах учащиеся занимаются самостоятельной поисковой исследовательской деятельностью в решении проблемных задач. И поверьте, это уже не просто урок, а настоящая творческая лаборатория.
На уроках обществознания учащиеся сами определяют те темы и вопросы, которые их волнуют – в результате чего рождаются интереснейшие семинары и дискуссии.
При этом данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и метапредметные компетенции, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации, компетенции гражданственности и личностные компетенции.
2 позиция. А всем ли учащимся доступно проблемное обучение?
Используя проблемный метод, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: возрастные и психофизиологические особенности учащихся.
Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить группу проблем, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и провести опрос проблемного характера.
3 позиция. Каким образом использование технологии проблемного обучения отражается на результатах моей педагогической деятельности?
Собственный многолетний опыт применения данной технологии через самостоятельную деятельность учащихся показывает, что проблемное обучение даёт положительные результаты.
Я стараюсь создать такие условия на своих уроках, чтобы процесс постижения новых знаний приносил детям радость, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.
Привлечь и удержать внимание школьника - это залог хорошего результата учебной деятельности. Для меня главными показателями эффективности профессиональной деятельности учителя являются достижения учеников.
Основным подтверждением высокого качества обучения являются результаты независимой экспертизы. Это качественные результаты ГИА и ЕГЭ, при 100% абсолютной успеваемости.
Таблица 3. Результаты итоговой аттестации (ГИА - 9 класс)*, (ЕГЭ - 2013)*
Самый высокий балл в районе в 2013 году по истории был у моего ученика Воробьёва Ярослава (77 баллов).
Среди моих выпускников, сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2013 году, наивысший балл получил Лобынцев Николай (83 балла).
Школьная жизнь ребенка - не только уроки и учебные программы. Школьная жизнь – это ещё участие детей в разнообразных видах внеурочной деятельности.
С 2009 года наблюдается положительная динамика участия и результативности моих учащихся в различных формах внеурочной деятельности, в социально значимых проектах – диаграмма.
Мои ученики – постоянные участники интеллектуальных игр в рамках муниципального сетевого мероприятия «Интеллект-Фестиваль «Открытие».
Сценарии «Отечественная война 1812 года», «Занимательное правоведение» отмечены дипломами I и II степеней в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие…» на профессиональных конкурсах регионального уровня.
Умения слаженно работать в команде и при этом грамотно анализировать правоведческую информациию мои ученики продемонстрировали во время муниципальной интеллектуальной викторины «Имею право». Дважды мои воспитанники были победителями этой правовой викторины.
В 2012 году учащиеся моего класса успешно участвовали в межпоселенческом молодежном форуме «Будущее и карьера», где продемонстрировали не только свои обществоведческие знания, но и сумели творчески представить бизнес-идею.
А где как не в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности, в которой нуждается современное общество. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место в моей педагогической деятельности занимают предметные олимпиады.
Частью этой системы является авторская программа факультатива «Олимпиадное обществознание». Факультатив является тем механизмом, который позволяет мне использовать новые эффективные методы работы с одарёнными детьми: развиваются навыки содержательного анализа обществоведческого и исторического материала, так же навыки проектного мышления.
Эффективность собственной педагогической деятельности подтверждается не только стабильно высокими результатами моих учеников, но и моими личными профессиональными достижениями, признанием педагогического сообщества.
С 2009 года я участвовала в двух Всероссийских, пяти региональных конкурсах, фестивалях.
Авторские сценарии уроков по критериям педагогической эффективности удостоены высокой I, II, III категорией и рекомендованы учителям к использованию в педагогической деятельности.
Таблица 9. Результативность участия в профессиональных конкурсах, фестивалях
ВЫВОД.
Так что же главное в работе современного учителя?
В первую очередь, создание развивающей среды, познавательная деятельность детей, человеческое общение. И, конечно же, профессиональное совершенствование. Стараюсь соответствовать тем требованиям, которые выдвигает новый Стандарт к современному учителю.
В этом мне помогает технология проблемного обучения, которая способствует формированию гармонически развитой творческой личности.
Ведь постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. А самое главное ребенок осознает полезность своего учебного труда и мотивы своей деятельности!!!
Предварительный просмотр:
Слайд № 1
«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках
гуманитарного направления»
Слайд № 2
Когда-то Константин Ушинский сказал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова известного педагога отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Слайд № 3
Только через собственную деятельность каждый школьник сможет в полной мере познать мир. Ведь именно в действии порождается знание!
Слайд № 4
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд № 5
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, таких как
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Слайд № 6
В рамках реализации системно-деятельностного подхода вниманию гостей семинара было представлено внеурочное межпредметное занятие «Формула успеха в бизнесе». Наше занятие проводилось в форме заседания бизнес-клуба.
Слайд № 7
А началось оно с просмотра фрагмента мультипликационного фильма «Бизнес по-русски». Содержание мультфильма дети связывали с темой занятия.
После чего мы сформулировали задачи, поставили цель изучения, организовали работу в группах, распределили роли среди учащихся: организатора, докладчика, хронометриста и секретаря.
Слайд № 8
Далее ребята, используя собственный социальный опыт и выдержки из документов, познакомились с теоретическим материалом по теме «Предпринимательство», освоили его и искали ответы на вопросы:
- Кто такой предприниматель?
- Как стать предпринимателем?
- С какого возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью?
- Зачем создаются фирмы?
- Каковы виды и формы предпринимательства?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать предпринимателем?
Слайд № 9
Завершающим действием на данном этапе занятия стала организация самопроверки. Ученики могли самостоятельно сравнить свои ответы (качества личности предпринимателя) с перечнем качеств, составленных самими предпринимателями.
В итоге учащиеся, заручившись поддержкой самого авторитетного члена бизнес-клуба селезня-миллиардера Скруджа Макдака, выявили наиболее важные качества для предпринимателя.
Ребята поняли, что предприниматель – это профессия, призвание, талант плюс определенные качества личности.
Слайд № 10
Следующим этапом занятия стала литературная страничка.
Перед началом работы был продемонстрирован слайд с героями мультипликационных фильмов: котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой.
Слайд № 11
Ребята определяли предпринимательские качества этих героев, после чего выбрали одного из них в качестве эмблемы для своей команды. Затем они приступили к выполнению компетентностных заданий.
Слайд № 12
Каждой группе были предложены разные тексты: русская народная сказка «Каша из топора», стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал», сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Прочитав текст, дети отвечали на одни и те же вопросы:
- Какие качества, необходимые предпринимателю, проявил герой произведения?
- Какой бизнес-урок они как предприниматели могли бы извлечь из этой поучительной истории?
Работая в группе с учебной информацией, ребята извлекали, преобразовывали и использовали текстовый материал. Они пришли к выводу, что для успешной работы предпринимателю необходимы терпение, смекалка, настойчивость, трудолюбие, инициативность.
Слайд № 13
Третий этап занятия – открытая творческая лаборатория.
Ребятам предлагалось вместе со своими мультяшными героями котом Матроскиным, пчелкой Майей и золотой рыбкой рискнуть и начать собственное дело - открыть свою фирму под названием «Лукоморье».
В ходе занятия было специально организовано групповое обсуждение по методу мозгового штурма с выходом на понимание, какими именно видами предпринимательской деятельности могут заниматься их мультяшные герои? После обсуждения каждая из групп предлагала свои идеи.
Слайд № 14
Организация бизнеса включает несколько этапов: регистрация, установка оборудования, создание отделов, подбор квалифицированных работников.
Формированием штата сотрудников фирмы «Лукоморье» и предлагалось заняться группам. Выбрать своих сотрудников они могли из числа сказочных героев стихотворения А. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый».
После обсуждения ребята представили результаты своей творческой работы.
Слайд № 15
Итак, штат подобран, идей много, осталось создать свой бизнес-проект, т.е. проект своей фирмы «Лукоморье», опираясь на план «Этапы бизнеса».
Вот такое домашнее задание получили дети.
Слайд № 16
Учащиеся сумели применить полученные знания на практике. Используя афоризмы известных предпринимателей, заседателей бизнес-клуба «Формула успеха», создали рекламу собственной будущей фирмы «Лукоморье».
Слайд № 17
Когда-то греческий бизнесмен, судовладелец Аристотель Онассис сказал: «Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто». Это высказывание греческого миллиардера послужило сигналом к рефлексии.
Ребятам предлагалось разместить свои эмблемы на "лестнице успеха". Если дети нашли свою формулу успеха, то помещали эмблему своей команды рядом с предпринимателем, если сомневались, то на нижних ступенях.
Слайд № 18
Вывод.
Всем знакомая китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Это высказывание древнего мудреца является основой современного образования. Обратите внимание на слайд, а это мнение другого китайского философа.
Слайд № 19
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю формировать у учеников универсальные учебные действия – т. е., готовить их к жизни.
Слайд № 20
Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода применительно к урокам гуманитарного направления являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, творить, проектировать.
На своем занятии мы старались организовать работу так, чтобы учащиеся стали субъектами собственной деятельности.
Слайд № 21
Деятельность учащихся на всех этапах занятия была организована в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирался метод разрешения проблемной ситуации; эвристической беседы; решения проблемных заданий; работы с кейсом и терминами.
Слайд № 22
В процессе работы использовали так же прием смыслового чтения и прививали навыки проектной деятельности.