Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе
учебно-методический материал по теме

Юнанова Юлия Викторовна

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе. Место оценивания в учебном процессе. Приемы и возможности использования оценивания на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.2docx.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Юнанова Юлия Викторовна

МБОУ СОШ №14, г. Красногорск

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе.

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и должны быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

В настоящее время появились новые учебные формы работы :              элективы, исследования, профили, проекты, но инструментов оценивания результатов таких работ нет. Возникла необходимость появления новых современных форм оценивания. Одной из них является «формирующее оценивание»,как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих  самих себя.

Принятый новый государственный образовательный стандарт            предлагает внедрить в практику новую систему оценивания, построенную               на следующих основаниях:

1.Оценивание является постоянным процессом, естественным                     образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически  на каждом уроке, а не только в конце               учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Критериями                выступают результаты, соответствующие учебным целям.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее                 известны педагогам и учащимся. Критерии могут вырабатываться                     ими совместно.

4. Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

        Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и преподаватели используют              для того, чтобы решить, как далеко продвинулись ученики в процессе          учебы и как это сделать наилучшим способом, т.е. формирующее              оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое – «оценивание для обучения».

        Принципами использования формирующего оценивания является следующее:

- в центре оценивания – ученик;

- учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать                    на полученную информацию;

-оценивание сфокусировано на учении, требует активного участия             школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и                 развивают навыки самооценки;

- формирует учебный процесс, направляет учение, т.к. цель оценивания – улучшать качество учения;

- формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации;

- оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм                      обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию                    о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, в                          какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

        К техникам формирующего оценивания можно отнести следующее :

- Наблюдение. Наблюдая за учениками, слушая их дискуссию,                     учитель оценивает, как происходит учение.

- Краткие импровизированные беседы-обсуждения, позволяющие оценить понимание темы, обнаруживать причины затруднений, фиксировать                                     проблемные пункты урока.

-Анализ как способ формирующего  оценивания: письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми.

-Проверка понимания материала. Проверка-повторение вопросами              позволяет в тот же момент оценить вместе с учениками их знания.

-Вовлечение детей в рассмотрение и рефлексию процесса учения                 позволяет поддерживать и развивать навыки самооценивания и парного оценивания.

        Инструментами формирующего оценивания являются карты самодиагностики, недельные отчеты, портфолио и т.д.

        Методы и приемы формирующего оценивания имеют                универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям             учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

        Рассмотрим программу «Удовлетворение и радость», которая распространена в английских школах.
Основные принципы преподавания и учения, основанные на идеях                   данной программы следующие:

- установить  высокие ожидания и поддержать уверенность ученика              в успехе;

- установить, что ученик знает, и строить все дальнейшее обучение на этом;

- организовать учебный процесс так,  чтобы он увлекал ученика и                  доставлял ему удовольствие;

- наполнять ученика яркими эмоциональными переживаниями;

-делать каждого ребенка активным соучастником собственного обучения;

-развивать общие учебные умения и личностные качества.

        Формирующее оценивание, которое происходит на каждом                       уроке,- ключевой момент этой стратегии. Учитель сосредотачивается                      на развитии учения в процессе урока, определяет, какие изменения надо внести, какие будут последующие шаги.

        В начале урока учитель обсуждает с учениками учебные цели, т.е.           что они смогут делать  в результате обучения и по ходу урока. В                     процессе всего урока детям дается устная и письменная обратная                      связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Ученики                  могут сами определить в чем они были успешны, над чем им надо                      работать для продвижения дальше. Для этого учитель задает                вопросы, наблюдает, беседует с детьми.

        Эффективной стратегией оценивания в ходе урока является                постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы                      определить  стартовые позиции детей, учитывать их в ходе обучения.

        При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети                   вовлечены в процесс ответов на вопросы.

        Основной целью введения элементов формирующего оценивания                   является трансформация того, как учатся дети. Это делается для                          того, чтобы максимально усилить включенность учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль                       в учебном процессе. Делается акцент на учении, оценочные                    инструменты поддерживают учение, улучшая его. Необходима долгосрочная ежедневная работа.

        Для запуска нововведений необходимо совместное обсуждение                           и осмысление целей нововведений. Это необходимо сделать на                          старте, иначе к подобным вопросам придется много раз возвращаться                        по ходу работы. Достигнутое понимание нужно трансформировать                    в план действий. В плане надо определить этапы появления новых        инструментов, их апробации, рефлексии и распространения новых практик.

        Этапы введения техник формирующего оценивания следующие:

-решить, что надо узнать посредством  внутриклассного оценивания;

- выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя                           и легко вводимые в данный класс;

- объяснить цель происходящего ученикам;

- после завершения оценить результаты и определить, что надо                     изменить в учебном процессе;

- дать  информацию ученикам о том, что узнал учитель и как он                   собирается это использовать.  

Для успешного внедрения формирующего оценивания в образовательный процесс можно  предпринять следующее:

- если внутриклассное оценивание не отвечает профессиональным                    убеждениям преподавателя и интуитивно он его отвергает, то не                       стоит использовать этот подход;

- не надо включать внутриклассное оценивание учителю в обязанность, превращать в обузу;

-не надо предлагать ученикам работать с той техникой оценивания,                     которую учитель не опробовал на собственном опыте;

-если проведение оценивания и его обсуждение потребует больше                    времени, чем предполагалось, его надо потратить;

- убедитесь, что обратная связь налажена. Ученики должны знать,                      какую информацию получил учитель и как он вместе  сними                          может ее использовать для улучшения учебного процесса.

Данный подход к оцениванию позволяет обеспечить:                   индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к                       оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной                    и ответственной роли в процессе собственного обучения и                            вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не                            только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных                        процедур для корректировки собственного преподавания и содержания           учебной программы.

«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию                 учебных результатов и новым требованиям к организации                        учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает                  учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе...

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе

Методы и приемы оценивания в современном образовательном процессе...

Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"

Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...

«Активные методы и приѐмы обучения в образовательном процессе» Сборник материалов из опыта учителей образовательного учреждения

Приоритетами современного урока стали технологии активного обучения обучающихся. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ре...

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике...


 

Комментарии

Китаева Ирина Владимировна

Уважаемая Юлия Викторовна! Выражаем свое восхищение вашим докладом. Ваша тема очень актуальна, и мы озадачены тем, как внедрить ее на практике. Ваши материалы очень помогут в нашей работе.