Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике
материал

Вечерникова Ольга Петровна

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике

1  Введение

Работать с мотивацией непросто. Часто от усталости и бессилия кажется, что главное — заставить ребёнка заняться учёбой, выполнять инструкции, делать то, что нужно. Глобальная цель при этом гораздо масштабнее — сделать так, чтобы ребёнку самому захотелось учиться. Мы знаем, что это требует больших инвестиций: времени, терпения, деликатности, внимательного отношения к конкретному ребёнку, готовности пробовать и ошибаться, изобретательности. Но ведь и заставить ребёнка делать задания против его воли не так просто. Простые решения вроде звонка родителям или низкой отметки иногда дают временный эффект, но стоит немного ослабить контроль — и ситуация возвращается в прежнее русло.

Чтобы работать с мотивацией, нужно разобраться, почему мы вообще детей хотим чему-то научить, заинтересовать учёбой?

Самый очевидный ответ — в школе ребёнок должен получить необходимые знания и умения. Если пойти чуть дальше с вопросом “зачем?”, то знания нужны ребёнку, чтобы сдать выпускные тесты и поступить в ВУЗ.

Но только ли ради этого стоит учиться? Кажется, можно найти и другие смыслы, которые окажутся даже более значимыми.

Ребёнку важно:
• Научиться учиться, то есть
организовывать свою деятельность, идти к цели и сохранять настойчивость, уметь вникать в новый материал, сохранить природную любознательность.
Полюбить учиться, чтобы быть готовым к современному миру, который меняется настолько быстро, что учиться новому нужно всю жизнь. Школьный опыт формирует отношение к обучению в целом.
• Обрести уверенность в своих силах и
сформировать адекватную самооценку — получить представление о своих способностях, ограничениях и личностных особенностях: «Это я могу, а это мне даётся с трудом». Учёба — большая часть жизни любого ребёнка; школьные успехи и неудачи, а также отношение взрослых сильно отражается на самооценке, с которой ребёнок выйдет в жизнь. Важно помогать детям справляться с трудностями, поддерживать в том, что они не могут быть успешными во всем, спокойно обсуждать ограничения.
Выстроить и сохранить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми. Школа — место, где дети учатся общаться, находят друзей. Успехи в учёбе также влияют на отношения с родителями (и наоборот).

Чтобы заинтересовать ребёнка учёбой, стоит помнить обо всех этих пунктах, уйти от фокусировки на получении конкретных знаний и умений. Мотивация во многом зависит от того, какие отношения мы выстраиваем с учеником, как учим его относиться к своим успехам и ограничениям, какой эмоциональный след остаётся у него от учёбы.

Мотивация — это система психических и психофизиологических процессов, отвечающих за побуждение, направленность деятельности, настойчивость и способность концентрироваться на предмете деятельности.

Задача мотивации, её цели в учебно – воспитательном процессе

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности.

Задача учителя – убедить каждого учащегося  в том, что даже минимальный уровень математических знаний поднимет его на более высокий уровень человеческого общества. 

Изучение и правильное использование всех действующих мотивов, формирование всех необходимых условий для развития самостоятельности учащегося – есть сердцевина педагогической деятельности.

Мотивация – это совокупность всех методов деятельности, то есть, система мотивов. Но «мотивация» - это более широкое понятие, чем «мотив». Мотив в отличии от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения и является его основным качеством.    

Мотив - побуждение к достижению цели. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Под мотивом учебной деятельности  понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности:

  • потребности;
  • цели;
  • установки;
  • чувство долга;
  • интересы и т.п.

Мотивация выполняет несколько функций:

  • побуждает поведение;
  • направляет и организует его;
  • придает ему личностный смысл и значимость.

       

Перед школой стоит задача: научить учащегося,  обеспечить овладением знаниями, развить его природные способности, воспитать эмоциональную и духовную сферу его характера.

 Поэтому, первоочередной задачей является  формирование и развитие учебно – познавательной мотивации к изучению математики.

Мышление учащегося активизируется, если у него возникло желание думать, изучать новый материал, появилась заинтересованность в учебе, когда он становится соучастником учебно – познавательного процесса. Ученик начинает работать с интересом, если работа на уроке интересная и приносит ему удовлетворение.

Поэтому, заинтересовать обучение математики и поддерживать этот интерес у учащегося есть актуальная задача для учителя математики на каждом уроке. Решить эту проблему,  учитель может, используя разнообразные формы и методы организации работы, которые подготавливают учащихся к рассматриваемой теме. Создавая атмосферу заинтересованности каждого учащегося как в личной деятельности, так и в деятельности всего классного коллектива; а так же стимулируя учащихся разных способов решения заданий на уроке без боязни получить неверный ответ или сделать ошибку.

2   Виды мотивации учебной деятельности и их особенности

Одним из условий достижения оптимальных результатов по формированию у учащихся положительной мотивации учения является творческая заинтересованность учителя в достижении поставленной цели. На мой взгляд, она должна проявляться:

  • в стремлении к максимальной гибкости;
  • в способности к эмпатии, восприимчивости к потребностям    учащихся;
  • в умении придать  личностную окраску преподаванию;
  • в овладении стилем заинтересованного общения с учащимися;
  • в эмоциональный уравновешенности, уверенности в себе;
  • в педагогическом оптимизме.

2.1 Мотивация учебной деятельности путем беседы

Начиная беседу, необходимо обозначить круг вопросов, рассматриваемых на уроке, использовать знания и осведомлённость учащихся, привести яркие, запоминающие примеры и ситуации, демонстрирующие связь нового материала, с ранее изученным материалом. Подчёркивается практическое значение темы, которая рассматривается на уроке.

2.2 Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации

Согласно высказываниям американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Впоследствии, за «трудностями», которые нужно преодолеть, размышляя над поиском решения, закрепилось название «проблема».

Остановимся на проблемном обучении на уроках математики как одной из технологий развивающего обучения. Учитель осуществляет проблемное обучение, если не даёт информацию в готовом виде, а организовывает работу так, что учащиеся сами открывают новое знания. От учителя требуется лишь правильное использование всех тех ресурсов, которые скрыты в курсе преподаваемого предмета.

Предлагаем несколько основных приёмов создания проблемных ситуаций:

  • учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим);
  • предлагает составить задачи самостоятельно.

Рассмотрим эти приёмы на конкретных заданиях.

(Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос)

Пример №1  (8класс)

 Тема №1: "Квадратный корень" Математические софизмы. (удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки.

Единица равна двум

Простым вычитанием легко убедиться в справедливости равенства

1-3=4-6.

Добавив к обеим частям этого равенства число  , получим новое равенство

1-3+=4-6+,

в котором, как нетрудно заметить, правая и левая части представляют собой полные квадраты, т.е.

(1-)2=(2- )2.

Извлекая из правой и левой частей предыдущего равенства квадратный корень, получаем равенство

1- =2- ,

откуда следует, что

1=2.

Пример№2 (7 класс)

Тема:"Сумма углов треугольника"

Провести эксперимент, измеряя транспортиром углы и вычисляя их сумму для различных треугольников. В результате выдвинуть гипотезу о том, что сумма углов треугольника равна 1800

2.3 Мотивация учебной деятельности путем использования технологии на уроках геометрии 8кл «Мозговая атака»

Этот метод применяется на уроке, при коллективной творческой работе, когда работает весь класс и решает сложную проблему. При данном методе, учащихся объединяет общая работа. Решение проблемы - найти истину. Работая вместе, учащиеся дополняют друг друга, находят истину проблемы, отвергая другие проблемы.

Здесь вырисовываются следующие последовательные действия:

1. Формулировка проблемы, с постановкой задачи.

2. Высказывание идей и их фиксирование на доске.

3.Дискуссия вокруг предложенных идей: правильность, цельность, оригинальность и наконец, выбор лучшей идеи.

2.4 Мотивация учебной деятельности путем использования творческих заданий

Развитие умения интересного и удивительного, стимулирует  учащихся  к творческому поиску, развитию представления решении творческих заданий. Это умение даётся упорным повседневным трудом и развивается систематически. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Если хотим мотивировать учащихся, надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять их добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации.

2.5 Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности , так и коллектива в целом. Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деятельностью, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. 

Условия создания ситуации успеха

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Важна реальная помощь в продвижении к успеху.

Необходимо краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение  Успехов! За дело! и т.д.

Обязательна педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.

Каковы результаты?  Во – первых, повысилось успеваемость, Во – вторых, повысилось качество знаний. Слабая “тройка” стала твёрдой, а твёрдая “тройка” стала четверкой. Но самое главное – на уроках учащиеся получают большое удовольствие, толчок к новым вершинам, так как, успех окрыляет учеников, они хотят решать еще более сложные задания, преодолевая трудности.

2.6 Мотивация учебной деятельности на основе деятельного подхода к обучению

В отношении математики это означает формирование умений анализировать, классифицировать, делать умозаключения, выводы по аналогии. Так, авторы Д.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл методической системы «Развитие критического мышления в обучении разных предметов» пропагандируют такой алгоритм работы во время «усиленной лекции». Учитель выступает в роли консультанта, однако, нужно заметить, что в ситуации, когда учитель уповает на активность ученика, в процессе обучения, даже такой «пассивный» метод, как лекция, может быть активизирован. Возможно, выполнение алгоритма действий на уроке или доминирующей части урока. Самостоятельная учебная деятельность реализуется в том случае, если отдельные этапы работы или работа в целом выполняется учеником без помощи учителя.

Ключевые компетентности: коммуникативные, организационные, саморазвивающие,  самоорганизовывающие, могут быть применены только на деятельной основе, которая предусматривает формирование у учащихся умений самостоятельно добывать знания и применять их, то есть, самостоятельно учиться.

2.7 Мотивация учебной деятельности на основе самостоятельной деятельности учащихся

Самостоятельные работы преследуют в основном две цели:

  1. Учить самостоятельному чтению математической литературы.

Учителя должны активнее приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления. Становится все популярнее самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Для математического текста это очень важно, т.к. читать его надо медленно, с карандашом в руках, поминутно задавая вопросы типа: « Откуда это следует?»,… такое медленное и тщательное чтение само по себе вырабатывается только в результате длительной тренировки. Поэтому учитель отводит специальное время на чтение пункта учебника на уроке, затем начинает его обсуждение.

  1. Максимально использовать индивидуальные особенности учащихся при изучении нового материала.

Задания, должны сопровождаться инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ». Самостоятельная работа учащихся дает полный эффект только в том случае, если она своевременно тщательно проверяется и оценивается. 

Пример.

Тест по теме: Векторы. 9 класс. 

1. Дайте определение вектора.

2. Объясните, какой вектор называется нулевым.

3. Что называется длинной нулевого вектора?

4. Чему равна длина нулевого вектора?

5. Какой вектор называется разностью двух векторов?

6. Постройте разность двух векторов.

7. Какой вектор называется противоположным данному?

8. Приведите пример применения векторов к решению геометрических задач.

9. Какой отрезок называется средней линией трапеции?

2.8 Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых ситуаций

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большой степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Игра и учебная деятельность.

Дидактические игры – признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Игровые приемы и ситуации выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Реализация игровых приемов

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства игры;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактические игры:

Чем хороши игры на уроке?

  • Закрывают сразу несколько потребностей: в новых впечатлениях, в позитивных эмоциях, в общении;
  • Позволяют отрабатывать конкретные навыки, при этом детям не скучно;
  • Создают безопасное пространство для проб и ошибок;
  • Их можно использовать для создания гарантированного успеха.

Игры для уроков математики 

  • Математические бои;
  • Математические крестики-нолики;
  • Настольная игра Set.

Занимательные задачи могут быть как репродуктивного, так и творческого характера.

Например, по теме «Длина окружности. Площади. Измерение геометрических фигур»                                                                                                 1.  Произведите необходимые измерения и вычислите площадь вашей квартиры. Посчитать необходимое количество рулонов обоев для оклейки вашей комнаты.

2.9 Мотивация учебной деятельности с помощью приёмов работы с текстом

     Опыт внедрения личностно – ориентированного обучения доказал, что подготовка к групповой работе лучше всего начать с работы в парах, когда учащиеся формируют умения общаться с самим собой, текстом, друг с другом (слушать, ставить вопросы, отвечать на вопросы, дискутировать, создавать общие проекты и т.д.)».

В своей работе использую такие приёмы работы с текстом:

  • овладение приёмами активного внимания;
  • перефразирование;
  • чтение под руководством учителя;
  • рефлексия чтения.

 Математический диктант – давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Чаще она носит контролирующий характер. В диктанты я включаю несложные устные упражнения. Но если на устном счете отвечает на вопросы только один ученик, то здесь каждый отвечает на все вопросы. Чтобы исключить списывание задания диктанта дается в двух вариантах. Работа содержит от 5 до 10 вопросов, темп работы – быстрый. Вся работа длится не более 10 минут. В диктанты я включаю как теорию, так и практику. Если характер работы обучающий, то проверку диктанта делаю сразу после выполнения работы. По одному человеку от каждого варианта на оценку зачитывают свои ответы. Остальные – проверяют себя, выставляют оценки. Лучше если проверку осуществляет сосед по парте.

3. Как атмосфера в классе влияет на мотивацию

Мы много говорили о том, что дети могут учиться, ходить в школу ради общения. Но верно и обратное: если ребёнок учится в доброжелательной атмосфере, если у него хорошо выстроены отношения с другими детьми и с учителем, это благоприятная почва, чтобы заинтересоваться учёбой.

И наоборот, если отношения напряжённые, от учителя или других детей исходит много критики, учиться становится сложнее, потому что пропадает ощущение безопасности.

Как ещё можно повлиять на атмосферу в классе?

  1. Опирайтесь больше на сотрудничество и кооперацию, не добавляйте искусственной конкуренции.
  2. Через задания на взаимодействия создавайте ситуации взаимопомощи и заинтересованности в результатах командной работы.
  3. Создавайте условия для кооперации, организуйте взаимопроверку, рецензирование. Особенно кооперация важна для детей с низкой самооценкой, конкуренция и сравнение с другими, наоборот, фрустрируют.
  4. Старайтесь не использовать систему рейтингов, не сранивать детей по оценкам, это разжигает конкуренцию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
  • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"

Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций  у учащихся старших классов ...

Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.

Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...

Творческий отчет по теме «Влияние игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе»

Актуальность темы:žВ создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.žžВ формировании опыта работы по применению игровых те...

Творчество педагога как фактор мотивации учащихся в образовательном процессе

К решению проблем больших и малых, серьёзных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у своих учителей. «Творчество»- это деятельн...

Творчество педагога как фактор мотивации учащихся в образовательном процессе

К решению проблем больших и малых, серьёзных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у своих учителей. «Творчество»- это деятельность,...

Приемы формирования и развития учебной мотивации на уроках истории

Можно усадить детей за парты, но без мотивации добиться хороших результатов невозможно. Предлагаю конструктор - краткое описание приемов, которые помогут учителю сконструировать урок, сделать его ярки...