Главные вкладки

    Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"
    методическая разработка по английскому языку по теме

    Евдокимова Людмила Петровна

    Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций  у учащихся старших классов по теме "Музыка". (К учебникам М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко "Enjoy English" 10кл, О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой "English" 11 кл.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kompetenciya.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучающие приемы и методы развития коммуникативной

    компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

    по теме « Музыка».

    (Из опыта работы учителя МБОУ гимназии №1 г. Коврова  Евдокимовой Людмилы Петровны).

    Язык усваивается в коммуникациях. Обучить языку можно только в условиях создания интенсивной среды общения в образовательном  процессе, в моделировании  разноуровневого взаимодействия обучающихся между собой  и учителем в постижении культуры языка. Поэтому ведущей задачей обучения иностранным языкам выступает переход от монологической , «знаниевой» модели к коммуникативной, полагающей выход содержания и технологии обучения на уровень обеспечения коммуникативной компетенции ученика.

    Учебники  «Enjoy English»  М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, Н. Д. Снежко ( 10 кл.) и «English» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой  (11 кл. ) предлагают  комплекс  заданий, содержащих различные визуальные, информационные, аудиотексты для коммуникативных упражнений. Разделы темы «Музыка», представленные в обоих курсах, благодатны для культурного «оживления», увеличения диапазона и глубины контактов, активного проникновения в иноязычную культуру. Мною опробированы и дополнительно разработаны способы и условия реализации личностно-ориентированного  подхода к организации процесса формирования коммуникативных компетенций у учащихся  в ходе изучения этой темы.

    Практика работы показала, что наиболее эффективными являются речевые упражнения, позволяющие учащимся самим трансформировать материал, подстраивая его  под свои интересы. Это происходит в случаях

    .  общения в группах по предложенной теме ( «Композиторы России», «Композиторы Великобритании», «Музыкальные стили современности», «Музыка- зеркало эпох», «Музыкальное оформление дискотек»; проблемные дискурсы: «Стоит ли детей приобщать к классической музыке?»,  «Классика принадлежит прошлому. Современным  людям  нужна современная музыка», «Устареют ли опера и балет?», «Обязательно ли каждому владеть музыкальным инструментом?», «Уроки музыки играют важную роль в развитии школьников, но их следует изменить», «Даже если нет музыкального слуха, его можно развить»).

    . при обмене информацией , проблемами и их разрешениями  (две группы работают с разными текстами  (Дж. К. Джером  «Трое в лодке…» и «Исполняя «комическую» песню») с последующим обменом информацией и дальнейшей ее систематизацией.)

    . практике общения с обязательным  употреблением заданной грамматической конструкции («Предсказывание музыкальных симпатий людей будущего»-Future Perfect, Future Continuous,

    Conditional clauses. Мини-диалоги о субъективных факторах влияния на формирование музыкальных вкусов с использованием эмфатических предложении типа  It  was my friend who influenced me greatly.)

    . анализ высказываний одноклассников с аргументацией оценки («С.В. Рахманинов» -высказывание на базе грамматического упражнения в формате ЕГЭ; диалог с визуальными опорами «Что ты знаешь об этих музыкантах?»). Учащимся 11-Б класса было предложено обсудить сообщение их одноклассницы, Лауреата музыкального международного конкурса 2012 г. ( г. Нижний Новгород) и фестиваля «Зимняя находка» (г. Прага), учащейся музыкальной школы №2 Акопян Галины. Струнный квартет с ее участием не раз выступал на сцене гимназии. За сообщением последовал  бурный диспут о воспитании музыкальных вкусов.

    . составление сценариев ролевых  игр, проведение их со стратегически компетентностными упражнениями (покупка билетов на разные музыкальные мероприятия; планирование музыкальной вечеринки).

    . нахождение путей запоминания нового или активного словарного запаса урока ( групповые мини- проекты по составлению Бинго, мини-викторины).

    . использование дополнительных источников дальнейших индивидуальных исследований (книг, словарей, интернет- материалов, переписки с зарубежными сверстниками).

    Помимо общеучебных задач эти задания развивают уверенность в самовыражении, способствуют проявлению индивидуальности в диалоге культур.

    Отбор материала для таких заданий предусматривает наличие

    . темы, вызывающей на дискуссию, задевающую интересы тинейджеров, побуждающую их делиться жизненным опытом, развивать свою точку зрения и подготавливающей их критическому анализу.

    . лексико-грамматических моделей использования языка ( из аутентичных текстов ).

    . предложения учителем контекста, задач и методов работы, позволяя учащимся работать индивидуально, а при необходимости переходить к групповым методам. ( Примеры упражнений: определить ключевые слова позитивных и негативных высказываний;  дать реплику с синонимами и антонимами услышанной фразы; подчеркнуть  интонационный рисунок согласия или несогласия; смоделировать вежливое прерывание разговора; использовать официальный или разговорный стиль беседы).

    . учета разных интересов, скорости обучения ( групповые методы работы, тандемы из сильных и отстающих учеников; облегченные задания для затрудняющихся при дроблении заданий на более мелкие этапы; адаптирование текстов).

    . установки больше на сотрудничество, чем на соперничество. Этот принцип коммуникативного обучения  дает возможность школьникам учиться друг у друга. ( Подборка и попарная отработка интонационного рисунка синонимичных вопросов: «Don’t you like the Stones? –I like the Stones, don’t you?» , «Do you think their concerts are good?- Are their concerts any good?». Мозговой штурм команд по интерпретации цитаты американского композитора Леонарда Берштейна «Music can name the unnamable and communicate the unknowable».)

    . обеспечения руководства обучаемых в преодолении  возможных трудностей: цели должны быть четко изложены, определение поэтапных действий  обеспечивает каждому учащемуся посильное выполнение индивидуальных задач. Желательно, чтоб при выполнении заданий школьник сначала работал индивидуально, а затем делился наработанным материалом в небольшой группе: с одной стороны,  это даст каждому какое-то время на свое обдумывание, свою подготовку; с другой – продемонстрирует  всем  уровень кругозора и языкового мастерства.

    . предложения заданий  для самооценки. Самооценочные задания менее стрессовые, чем контрольные и дают возможность учащемуся выявить свои пробелы. (Подбор ключевых слов для описания  фрагментов музыки к фильмам;  составление таблицы  оценочных фраз разговорного стиля, классификация фраз оценочного характера по стилям речи, семантизации аббревиатур и речевых и грамматических сокращений; описание своих эмоций  при прослушивании музыкальных произведений; воспроизведения ассоциаций, связанных с музыкой  ХVII века Генри Пурселла, исполняемой в Вестминстерском Аббатстве во время церемонии коронации. Это упражнение организовывалось в виде музыкальной загадки.)

    Программы 10 и 11 класса предоставляют разное количество часов на изучение этой темы, поэтому выбор упражнений продиктовывался  психологическими особенностями учащихся, уровнем лингвистической подготовки и временными ограничениями.

    Большинство из  приведенных выше упражнений подразумевают проведение групповых работ. Это усложняло определение результативности каждого члена группы. Здесь на первый план для оценивании выходят такие  коммуникативные  умения как

    . планирование высказываний,

    .рассказ о том, что видел или слышал,

    .логические доказательства,

    . аргументация возражений,

    . работа с другими и повышения уровня обученности от других.

    Оценивание результативности  коммуникативной деятельности-  обобщающее действие для определения стадии развития и стимуляции «мозгового штурма» при выполнении дальнейших задач. Диагностически  оценка  фиксирует уровень знаний по отношению к программным требованиям,  личностным достижениям  и ожидаемой, прогнозируемой самооценке. Она также вводит коррекцию в деятельность учителя, определяет эффективность программы, методов и приемов ее осуществления.  Подводимый итог помог увидеть  конкретные проблемы, проанализировать причины неудачных ответов, что вело к дальнейшей вариативности применяемых упражнений для обеспечения ситуации успеха. За основу оценочной шкалы бралась схема оценивания заданий раздела «Говорение»  нормативных документов ЕГЭ.  Более того, ситуация урока  позволяет создать условия, чтоб оценка не воспринималась как  критика личности, а, наоборот, поощряла энтузиазм, настойчивость в доказательствах и в то же время внимательность к оппоненту. Практика показала, что поощрение словами приводит к большей  уверенности в себе, а, следовательно, к  большей мотивации к выполнению коммуникативных упражнений, чем просто оценка. Главный результат-развитие мотивационно- потребностной сферы личности, формированию индивидуальности в  диалоге культур.

    Используемая  литература

    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II.Среднее (полное ) общее образование./Министерство образования Российской Федерации.- М.2004

    Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. /Интернет-журнал «Эйдос».-2005

    Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранным языкам. - М., 2002

    Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: учеб. пособие-М., 2002

    Штарина А.Г. Компетентностный подход в преподавании.-Учитель,2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

    Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

    Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

    Статья по теме: "Игра как метод развития коммуникативной компетенции младших школьников" (доклад на МО воспитателей).

    Доклад о том, как с помощью игры происходит совершенствование коммуникативных навыков....

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

    2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

    В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...

    О развитии коммуникативных способностей учащихся старших классов, изучающих английский язык

    О развитии коммуникативных способностей учащихся старших классов, изучающих английский язык...