О развитии коммуникативных способностей учащихся старших классов, изучающих английский язык
статья по английскому языку (10 класс)

Митрофанова Наталья Вениаминовна

О развитии коммуникативных способностей учащихся старших классов, изучающих английский язык 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_kom._podhode.-1.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

О развитии коммуникативных способностей учащихся старших классов, изучающих английский язык.

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку , что является трендом современной методики, предполагает использование языка для овладения устной и письменной речью. Традиционные методы предлагают изучение грамматических структур и лексики для того, чтобы использовать язык как средство общения. На практике мы часто видим, что некоторые учащиеся, достаточно хорошо владеющие лексико-грамматическими навыками, теряются когда дело касается практического использования иностранного языка в повседневном общении. Напротив, есть учащиеся с ограниченными знаниями грамматических правил и ограниченным запасом лексики, которые  более активны и продуктивнее  в выражении своих идей и реализации коммуникативной деятельности.

Как правило, эти учащиеся имеют широкий кругозор, много читают, у них разнообразные интересы, они интересуются образовательными ресурсами по языку в интернете, есть возможности путешествовать. Одним словом, мечта учителя.  

  Однако, в классе у нас разные учащиеся , которых объединяет общая цель -  успешно сдать ЕГЭ по английскому и поступить в желаемый вуз.  На нас, учителях, лежит тяжелое бремя ответственности за  результаты   государственного экзамена перед учащимися, их родителями и школой.  ЕГЭ , по сути, не тестирует такое умение как   умение говорить спонтанно и демонстрировать  социокультурные компетенции.  В этой связи коммуникативный подход в обучении не так уж важен. А вот некоторые приемы такого подхода  мы активно используем в изучении лексико-грамматического материала, структур и т.д.  На самом деле, методическая работа с УМК , цель которого- подготовка к ЕГЭ, достигает своей цели, учащиеся показывают приличные результаты ЕГЭ. Есть только небольшой побочный эффект – учащимся становится скучно на уроках, когда они делают однотипные упражнения, читают неинтересные им тексты, заучивают множество слов, которые они легко забывают , не употребляя их в значимом для них контексте. Такие приемы как работа в парах, ситуативные диалоги, презентации , лексические игры  для учащихся  также становятся рутиной.

 

Мы с коллегами постоянно в поиске баланса между традиционными и коммуникативными методами обучения.  Среди наших приоритетов – интересы обучаемых, акценты на беглость, понимание vs заучивания, устная речь vs упражнений, использование vs  знания, удовольствие vs перегрузки. Среди приемов, которые доставляют нашим учащимся много удовольствия, развивают их эмоционально и интеллектуально,  повышают их мотивацию, назову некоторые.

  • “English Corner”. Свободные высказывания по любой теме с четкой аргументацией.
  • Домашнее чтение. Изучающее чтение аутентичных коротких рассказов с привлекательным сюжетом. ( обмен мнениями по поводу идеи , пересказы от имени героев,  обсуждение героев, развитие сюжета, ролевые диалоги т.д.)
  • Использование видео на уроках ( предварительная работа с лексикой, обсуждение просмотренных эпизодов , оценка героев, дебаты, эссе, рецензия, инд.задания и т.д.)

Коммуникативный  подход ,естественно, не ограничивается устной речью. Чтение  и письмо должны развиваться, чтобы дать уверенность учащимся во всех 4-х умениях. Общение происходит между говорящим и слушающим, между писателем и читателем, между учителем и учениками, между учеником и учеником. Такой обмен информацией может  обеспечить  уверенное овладение  языком как средством общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"

Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций  у учащихся старших классов ...

«Развитие коммуникативных способностей учащихся в обучении английскому языку»

В соответствии с концепцией модернизации российского образования опросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает в овладен...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.

Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....

Разработка праздника "Colours" для учащихся начальных классов, изучающих английский язык.

Разработка праздника "ЦВета" для учащихся 2-4 классов, изучающих английский язык. Разработка может быть полезна для работы в летнем лагере....

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

    Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...

Применение ПОПС метода для развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках английского языка

Обзор одного из интерактивных методов развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...