Ритмическое воспитание на уроках ансамбля
учебно-методический материал на тему

Кириленко Галина Валентиновна

Методическое сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmicheskoe_vospitanie_na_urokakh_ansamblya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмическое воспитание на уроках ансамбля

Ритм - один из центральных элементов музыки.  Формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике.  Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная,  но и  эмоционально-выразительная,  образно-поэтическая,  художественно-смысловая.  

В области темпа и ритма индивидуальные особенности исполнителей сказываются очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа и ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. И это очень чутко улавливается слушателем. Поэтому особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы,  связанные с ритмом.

 Основные задачи работы над ритмом: найти художественно наиболее выразительный ритм,  добиться точности и четкости ритмического рисунка, овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм гибким и живым.  

Уже первые шаги начинающего пианиста,  когда он исполняет самые простые ансамбли,  сопутствуют выработке ряда игровых приёмов и навыков,  которые относятся к процессам развития чувства ритма,  выступают в качестве его «подпорки».  Важнейший из этих навыков - воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей.    На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически,  так и ритмически) и располагаться в удобной позиции.  Хорошо  если партия педагога будет представлять ровную пульсацию,  заменяя ученику счёт.  

Играя вместе с педагогом,  ученик находится в определенных метроритмических рамках.  Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным.  Такой ритмике способствует и разучивание примеров с текстом.

Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения мерной пульсации, выстраивает «материальную» основу для развития чувства темпа.  Не секрет,  что иногда учащиеся исполняют пьесы в замедленном темпе.  Это может деформировать верное ощущение темпа.  Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп в каждом конкретном случае,  но и формирует у ученика верное  темпоощущение.  

Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа.

При ансамблевой игре партнёры должны определить темп, ещё не начав собственного исполнения.  В ансамбле темпоритм должен быть коллективным.  При всей строгости он должен быть естественным и органичным.  Отсутствие ритмичной устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению.  Обычно это происходит при нарастании силы звучности - эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или  в стремительных пассажах,  когда неопытному пианисту начинает казаться,  что он скользит по наклонной плоскости; а также  в сложных для исполнения местах - технические трудности вызывают желание возможно скорее «проскочить» опасный такт.

При объединении в дуэте двух пианистов  страдающих таким недостатком,  возникшее accelerando развивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнёра к неизбежной катастрофе.  Если же этот недостаток присущ только одному из участников,  то второй оказывается верным помощником.

Таким образом,  в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

В ансамблевой игре существуют определенные ритмические принципы: ведущим в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого в данный момент находятся наименьшие длительности.

Довольно распространенный недостаток в исполнении ансамблевой музыки – искажение ритмического рисунка, нечеткое его исполнение. Чаще всего ошибки появляются в пунктирном ритме, сочетание ритмически неоднородных фигур в партиях,  чередование и совмещение двух и трехдольных ритмов,  применение пяти-семидольных размеров. Безупречная точность ритмического рисунка  властная сила ритма - непременное условие в исполнении.  Ансамблисты должны стремиться к совпадению опорных долей без вспомогательных акцентов и точному соблюдению должной длительности несовпадающих долей.  Исполнитель должен ясно ощущать самостоятельность ритмического рисунка своей партии, преодолевая магнетическую силу одновременно звучащей ритмической фигуры другой партии.

Список литературы

1.Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л: “Советский композитор” , 1979.

2.Готлиб А. Основы ансамблевой техники. -  М., 1971.

3.Зеленин В. Работа в классе ансамбля. – Минск, 1979

4.Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. – М: “Музыка”, 1988.

5.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М: “Просвещение”, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическое воспитание как подготовка к исполнению джазовых произведений.

Ритм - один из основополагающих элементов музыки, выражающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Но как писал австрийский музыковед Э. Ганслик: "В музыке не бывает отдельного...

Научно-исследовательская деятельность на уроках музыкально-ритмического воспитания

Исследование, совместно с учащимися, влияния нагрузки на показатели ЧСС....

Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи

о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики...

Основы музыкально-ритмического воспитания в группах начальной подготовки по художественной гимнастике

Художественная гимнастика сформировалась и развилась не так давно и завоевала огромное призвание во всём мире. Это один из самых ярких и эмоциональных видов спорта и значение музыки в уроках худ...

Использование упражнений ритмической гимнастики на уроках физического воспитания в 4 классе.

В данной публикации я рассматриваю вопросы использования музыки на уроках физической культуры....

Методика преподавания ритмической гимнастики на уроках физического воспитания (8-11 классы)

Статья в журнале "Образование в современной школе" (Выпуск №5, май 2007г.)...

Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...