Типы уроков по ФГОС.
учебно-методический материал по теме

Юнанова Юлия Викторовна

Типы уроков по ФГОС. Основные цели уроков каждого типа. Структура уроков .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo3.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Юнанова Юлия Викторовна

Учитель математики

МБОУ СОШ №14  г. Красногорск

2013 – 2014 уч. г.

 

Типы  уроков  по  ФГОС

        Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1.        уроки «открытия» нового знания;

2.        уроки рефлексии;

3.        уроки общеметодологической направленности;

4.        уроки развивающего контроля. 

Основные цели урока каждого типа.

1.        Урок «открытия» нового знания.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2.        Урок рефлексии.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

3.        Урок общеметодологической направленности.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1.        предъявление контролируемого варианта;

2.        наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3.        сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

4.        критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1.        написание учащимися варианта контрольной работы;

2.        сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3.        оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»).

                   Структура урока  «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.        Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

1.        создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2.        актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3.        установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2.        Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1.        воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

2.        активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3.        актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

4.        попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5.        зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.        Основной целью этапа выявления места и причины затруднения      является осознание того, в чем именно состоит недостаточность                                  их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

1.        проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

2.        зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение                 (место затруднения);

3.        соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4.        Основной целью этапа построения проекта выхода из                       затруднения является постановка целей учебной деятельности и на                           этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1.        в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно                  построить и чему научиться);

2.        предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

3.        выбрали способ построения нового знания [как?) - метод                            уточнения (если новый способ действий можно сконструировать                         из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных                       аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

4.        выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы                                   записи и т.д.

5.        Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование                           умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,                    так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

1.        на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

2.        при построении нового знания использовать предметные действия                        с моделями, схемами и т.д.;

3.        применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

4.        зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаков;

5.        зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.        Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием                         во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый                     способ действия;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.        Основной целью этапа самостоятельной работы самопроверкой по эталону является интерпретация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

1.        организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

1.        организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

2.        создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

3.        для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.        Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение             и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

1.        выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2.        организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

3.        организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4.        при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9.        Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

1.        организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2.        учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

3.        намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы уроков по ФГОС

Материал интересен учителям, работающим по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС  в  помощь учителю ( Стандарты второго поколения)...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ...

Типы уроков по ФГОС ООО

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому пр...

Типы уроков по ФГОС

Типы уроков по ФГОС....

Расширенный план выступления на конференции по теме «Типы уроков по ФГОС». Структура урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений (рефлексии).

1.Понятие рефлексии. Это междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение субъекта на самого себя, на результаты своих действий и на их осмысление.Reflexio- от латинского «обращение назад»...


 

Комментарии

Порофеева Ирина Ивановна

Хорошая подборка материала. Материал изложен четко и понятно.