Главные вкладки

    Типы уроков по ФГОС.
    учебно-методический материал по теме

    Юнанова Юлия Викторовна

    Типы уроков по ФГОС. Основные цели уроков каждого типа. Структура уроков .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shmo3.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Юнанова Юлия Викторовна

    Учитель математики

    МБОУ СОШ №14  г. Красногорск

    2013 – 2014 уч. г.

     

    Типы  уроков  по  ФГОС

            Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

    1.        уроки «открытия» нового знания;

    2.        уроки рефлексии;

    3.        уроки общеметодологической направленности;

    4.        уроки развивающего контроля. 

    Основные цели урока каждого типа.

    1.        Урок «открытия» нового знания.

    Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

    Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    2.        Урок рефлексии.

    Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

    3.        Урок общеметодологической направленности.

    Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

    Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

    4. Урок развивающего контроля.

    Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

    Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

    1.        предъявление контролируемого варианта;

    2.        наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

    3.        сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

    4.        критериальную оценку результата сопоставления.

    Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

    1.        написание учащимися варианта контрольной работы;

    2.        сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

    3.        оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

    Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»).

                       Структура урока  «открытия» нового знания

    1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

    2) этап актуализации и пробного учебного действия;

    3) этап выявления места и причины затруднения;

    4) этап построения проекта выхода из затруднения;

    5) этап реализации построенного проекта;

    6) этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи;

    7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    8) этап включения в систему знаний и повторения;

    9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    1.        Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

    Для реализации этой цели необходимо:

    1.        создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

    2.        актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

    3.        установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

    2.        Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

    Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    1.        воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

    2.        активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

    3.        актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

    4.        попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

    5.        зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

    3.        Основной целью этапа выявления места и причины затруднения      является осознание того, в чем именно состоит недостаточность                                  их знаний, умений или способностей.

    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

    1.        проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

    2.        зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение                 (место затруднения);

    3.        соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

    4.        Основной целью этапа построения проекта выхода из                       затруднения является постановка целей учебной деятельности и на                           этой основе - выбор способа и средств их реализации.

    Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

    1.        в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно                  построить и чему научиться);

    2.        предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

    3.        выбрали способ построения нового знания [как?) - метод                            уточнения (если новый способ действий можно сконструировать                         из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных                       аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

    4.        выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы                                   записи и т.д.

    5.        Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование                           умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,                    так и при решении задач такого класса или типа вообще.

    Для реализации этой цели учащиеся должны:

    1.        на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

    2.        при построении нового знания использовать предметные действия                        с моделями, схемами и т.д.;

    3.        применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

    4.        зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаков;

    5.        зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

    6.        Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием                         во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый                     способ действия;

    2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

    7.        Основной целью этапа самостоятельной работы самопроверкой по эталону является интерпретация  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

    Для этого необходимо:

    1.        организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

    1.        организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

    2.        создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

    3.        для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

    8.        Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение             и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

    Для этого нужно:

    1.        выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

    2.        организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

    3.        организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

    4.        при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

    9.        Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    Для реализации этой цели:

    1.        организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

    2.        учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

    3.        намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Типы уроков по ФГОС

    Материал интересен учителям, работающим по ФГОС...

    Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

    Примерная структура каждого типа урока по ФГОС  в  помощь учителю ( Стандарты второго поколения)...

    Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

    Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ...

    Типы уроков по ФГОС ООО

    Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому пр...

    Типы уроков по ФГОС

    Типы уроков по ФГОС....

    Расширенный план выступления на конференции по теме «Типы уроков по ФГОС». Структура урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений (рефлексии).

    1.Понятие рефлексии. Это междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение субъекта на самого себя, на результаты своих действий и на их осмысление.Reflexio- от латинского «обращение назад»...


     

    Комментарии

    Порофеева Ирина Ивановна

    Хорошая подборка материала. Материал изложен четко и понятно.