Типы уроков по ФГОС
статья (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Типы уроков по ФГОС НОО
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Основные цели урока каждого типа.
- Урок «открытия» нового знания.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
- Урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
- Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятель-ностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4.Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
- критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»).
Структура урока «открытия» нового знания
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно зна-чимом уровне внутренней готовности выполнения нормативныхтребований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и ор-ганизация осознания ими внутренней потребности к построениюнового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причинызатруднения является осознание того, в чем именно состоитнедостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
- выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
- при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
- применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
- зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;
- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы ссамопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8. Основной целью этапа включения в систему знанийи повторения является включение нового способа действий всистему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изу-ченного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
- организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
- организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
- при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельно-сти на уроке является самооценка учащимися результатов сво-ей учебной деятельности, осознание метода построения и границприменения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуетя рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Структура урока рефлексии
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
мопроверке по эталону.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (хрормленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный плгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять спои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.
Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.
1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью ■ 1. мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учеб-ного действия является подготовка мышления учащихся и осо-знание ими потребности к выявлению причин затруднений всобственной деятельности.
Для этого необходимо:
- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
- организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без ис-i правления ошибок).
3. Основной целью этапа локализации индивидулъныхзатруднений является осознание места и причины собствен-ных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение
- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также иыполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.
4. Основной целью этапа целеполагания и построенияпроекта коррекции выявленных затруднений являетсяпостановки целей коррекционной деятельности и на этой осно-ве - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
- выбрали способ [как?) и средства (с полющью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Основной целью этапа реализации построенного про-екта является осмысленная коррекция учащимися своих оши-бок в самостоятельной работе и формирование умения правиль-но применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
- самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
- в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
- далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
- решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной рабо те, продолжают решать задания творческого уровня или высту пают в качестве консультантов.
6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавшихзатруднение.
Для реализации этой цели:
- организуется обсуждение типовых затруднений;
- проговариваются формулировки способов действий, кото рые вызвали затруднения.
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у ко торых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они прого ворили вслух правильные способы действий.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способовдействий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки
- выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
- проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;
3) фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контроль
ной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
- уточняют алгоритм исправления ошибок;
- называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
- оценивают собственную деятельность на уроке;
- намечают цели последующей деятельности;
- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
Структура урока развивающего контроля
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидульных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии.
Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленное предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.
1урок (Проведение контрольной работы)
1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности
нвляется выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.
Поэтому для реализации этой цели требуется:
- определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);
- установить форму и процедуру контроля;
- предъявить критерий выставления оценки.
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:
- организовать повторение контролируемых способов действий (норм);
- активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;
3) организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» -•могу») к выполнению контрольной работы на применение спо-собов действий, запланированных для контроля и последующе-го рефлексивного анализа;
- организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;
- организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
- предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
II урок (Анализ контрольной работы)
Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.
3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
- организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;
- воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
- проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок < оценкой учителя.
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
- уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;
- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.
4. Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средства их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих оши-бок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:
- самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
- в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
- далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
- решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.
6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вы-звавших затруднение.
Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:
- обсуждение типовых ошибок;
- проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
- выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
- провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.
- зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного *подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой;
- выполняют задания на подготовку к изучению следующие
тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
1) проговаривают механизм деятельности по контролю;
2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
3) называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
- оценивают полученные результаты собственной деятельности;
- при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
7) намечают цели последующей деятельности.
Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
Уроки общеметодологической направленности
призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпред-метными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
.Значение уроков общеметодологической направленности можно проиллюстрировать с помощью следующего примера. Предложим решить одну и ту же задачу в двух вариантах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС в помощь учителю ( Стандарты второго поколения)...
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
В помощь учителю....
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ...
Типы уроков по ФГОС.
Типы уроков по ФГОС. Основные цели уроков каждого типа. Структура уроков ....
Типы уроков по ФГОС ООО
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому пр...
Типы уроков по ФГОС
Типы уроков по ФГОС....
Расширенный план выступления на конференции по теме «Типы уроков по ФГОС». Структура урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений (рефлексии).
1.Понятие рефлексии. Это междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение субъекта на самого себя, на результаты своих действий и на их осмысление.Reflexio- от латинского «обращение назад»...