Рекомендации по проведению практических работ по географии
консультация по теме

Кудрявцева Наталья Валентиновна

Рекомендации по проведению практических работ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_provedenii_prakticheskikh_rabot_po_geografii.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

О проведении практических работ по географии

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Программой и тематическим планированием предусмотрены  рекомендуемые практические работы.

Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (табл. 2). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса.

Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Примерное количество практических работ и экскурсий.

                                                        Таблица 2. Класс

Количество практических работ          Количество экскурсий

 6                             9                        2

 7                         10                         1

 8                         7                         1

 9                         7                         1

 10                         7        

Тематика обязательных практических работ в 6 классе по курсу

«География. Землеведение»

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя.

Определение географических координат точек, направлений, местоположения географических объектов на глобусе, карте и плане местности. Измерение расстояний на плане, карте и глобусе.

Чтение плана местности, карты.

Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков. Определение расстояний и направлений на местности.

Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности, проведение простейшей съемки местности.

Нанесение географических объектов на контурную карту.

Описание географического объекта (форм рельефа, моря, реки и т.п.) по типовому плану.

Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Описание погоды за определенный промежуток времени.

Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.

Тематика обязательных практических работ в 7 классе по курсу

«География. Страноведение»

 

При выполнении практических  работ в курсе 7 класса «География. Страноведение» важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики.

Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.

•    Влияние строения земной коры на рельеф Земли. Чтение и анализ тематических карт – «Строение земной коры» и «Физической карты мира».

•    Характеристика климатических областей на основе анализа климатограмм.

•    Характеристика географического положения материка.

•    Комплексная характеристика одного из океанов.

•    Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей на примере влажных и сухих субтропиков Закавказья.

•    Комплексная характеристика одной из стран на основе использования различных источников информации.

•    Сравнительная характеристика природы и хозяйственной деятельности людей Апеннинского, Пиренейского и Балканского полуостровов.

•    Изучение отличительных особенностей природы и хозяйства отдельных стран или регионов на примере материка Африка.

•    Сравнительная характеристика крупнейших рек материков.

•    Географическое описание одного из островов Океании.

•    Характеристика факторов,  влияющих на смену  природных зон,  на примере Евразии (по меридиану 80 в.д.) или Северной Америки (по 40 с.ш.)

•    Выявление связей между компонентами природных комплексов.

Практические работы в курсе изучения «Географии России», 8-9 класс и «Географии мира», 10 класс способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д

Тематика обязательных практических  работ в 8-9 классах  по курсу «География. Россия»

•    Характеристика географического положения России

( вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа  и  полезных ископаемых.

•     Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей.

•    Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.

•    Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы  и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.

•    Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России, характеристика  половозрастного состава населения  по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.

•    Изучение особенностей размещения и расселения населения  России  в разных природных зонах на основе работы с картами.

Тематика обязательных практических работ в 9 классе по курсу «География. Россия. Хозяйство и географические районы».

•    Обозначение на контурной карте  природных, экономических, географических, экономических  районов, субъектов РФ.  Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.)

•    Чтение и анализ  тематических отраслевых карт.

•    Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.

•    Комплексная  характеристика (вариант – сравнительная характеристика),   промышленного центра,  (промышленного узла), промышленного района.

•    Объяснение зональной специализации  сельского хозяйства России

•    Комплексная характеристика одного из  районов страны.

•    Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.  

Тематика обязательных практических работ в 10 классе по курсу

«Экономическая и социальная география мира»

•    Характеристика геополитического положения страны (по выбору).

•    Ресурсообеспеченность  различных стран и регионов. География природопользования  в современном мире.

•    Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).

•    Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.

•    Экономико-географическая характеристика  одной из стран Европы.

•    Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.

•    Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки

* Методическое письмо и тематическое планирование размещены на сайте методической лаборатории географии МИОО по адресу http://geo.metodist.ru