Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине"Управление персоналом"
методическая разработка (11 класс) по теме

Рудько Вера Александровна

Данные рекомендации предназначены для  помощи преподавателей для проведения практичесих работ по дисциплине"Управление персоналом". В них представлен ход занятий. Сформулированы цели урока и процесс их выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим работам

по дисциплине

«Управление персоналом»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Расчет потребности в персонале»

Цели: 1.Закрепить на практике знания по теме «Кадровое планирование».

2.Уметь применять формулы для расчета потребности в персонале.

3.Развивать аналитические и творческие способности.

4.Воспитывать ответственность, аккуратность.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы

Перечень справочной литературы:

1.Управление персоналом  Базаров Т.Ю. Асадема,2008г.

2. Управление персоналом Кибанов А.Я. М. Кнорус,2008

Задания

1. Составить описание модели организации

2.Разработать штатное расписание, рассчитав потребность в нем, используя изучение формулы.

3.1 Определить потребность рабочих. Нужно произвести 250 единиц продукции. Время на изготовление одной детали 15 минут. Одна смена длится 7.5 час. Потери, не связанные непосредственно с изготовлением детали – 20%. Коэффициент потерь (по вине работника) 1.2.

3.2 Рассчитать численность административно-управленческого аппарата по формуле Розенкранца:

Организационно-управленческие виды работ

Кол-во действий по выполнению вида работ

Время необходимое на выполнения действия, час

А

Б

В

500

3000

300

1

0.5

3

Месячный фонд времени 1-го сотрудника, час

Коэффициент затрат времени на дополнительные работы.

Коэффициент затрат времени на отдых.

Время выделяемое на различные работы, не учтенные, час

Фактическая численность, чел

170

1.3

1.12

200

30

3.3 Определить численность персонала:

Виды работ

Время выполнения операции, час

Кол-во операций за смену

1. Загрузка агрегата

2. Контроль рабочего процесса

3.Выгрузка агрегата

0.02

0.08

0.03

60

120

60

Количество агрегатов

Коэффициент загрузки

Полезный фонд времени одного рабочего за смену, час

Время на дополнительные операции по обслуживанию агрегата, час

8

1.5

7.0

1.4

Порядок выполнения работы

1. Разработать на фантазийном уровне модель организации книготоргового предприятия (Название, цели, перспективы развития).

2. Составить организационную структуру.

3. Рассчитать потребность в персонале.

4. Сделать вывод по работе.

Содержание отчета

Наименование и цель работы.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.

Контрольные вопросы

1. Какие задачи призвано решить планирование персонала в организации?

2. Какие факторы влияют на потребность в персонале?

3. Назовите формулу определения общей потребности организации в рабочих кадрах.

4.Из каких параметров проектируемой организации необходимо исходить, отдавая предпочтение тому или иному типу организационной структуры?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2  

Тема: Подготовка объявления о приёме на работу

Цели:  1. Закрепить на практике знания по теме «Отбор и наём персонала».

2. Уметь применять знания при составлении объявления.

3. Развивать аналитические и творческие способности.

4. Воспитывать ответственность.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы

Газеты «Работа для вас»,  «Из рук в руки».

Перечень справочной литературы:

1. Н. И. Кабушкин «Основы менеджмента»

М. «Остожье» 2009.

2. Должностные инструкции на «Менеджера» и на «Менеджера по персоналу»  

Задания

1. Составить объявление о вакансии менеджера, менеджера по персоналу.

Порядок выполнения работы.

1.  Анализируя объявления в газетах, используя должностные инструкции на менеджера и на менеджера по персоналу, материал лекций и учебника, составьте проект объявления о вакансии  менеджера и менеджера по персоналу.  

Содержание отчёта.

Наименование и цель работы:

Задание 1.  

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.  

Контрольные вопросы

1.  Что такое набор кадров?

2.  Что такое наём на работу?

3.  Назовите источники найма на работу.

4.  Что такое метод прямого поиска кандидатов на вакантные должности?

5. Каковы требования к составлению объявления о вакансии?  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: Составление резюме и анкеты кандидата на вакантную должность. 

Цели: 1. Закрепить на практике знания по теме «Отбор и наём персонала»

2.  Уметь применять знания при составлении резюме и анкет.

3. Развивать аналитические способности.

4. Воспитывать аккуратность.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Образцы резюме.

 Перечень справочной литературы:

1.  С. А. Шапиро «Управление человеческими ресурсами»  М. Гросс Медиа, 2005

ЛЕК, №20, 2006.

Задания

1. Разработать проект анкеты для соискателя на вакантную должность в организации.

2. Составить своё резюме.

Порядок выполнения работы

1. Используя материал лекций, учебника, газеты МК, составьте своё резюме.

2. Используя материал лекций, учебника, разработайте проект анкет соискателя на вакантную должность.

3. Сделать вывод по работе.

Содержание отчёта.

Наименование и цель работы:

Задание 1

Задания 2

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.

Контрольные вопросы

1. Что такое деловая оценка персонала?

2. Каковы цели  деловой оценки персонала?

3. Какие этапы предусматривает процесс отбора персонала?

4. Перечислите требования к анкете соискателя.

5. Какие требования предъявляются к составлению резюме?

6. О чём не надо писать в резюме?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Тема: Тестирование кандидата.

Цели: 1. Закрепить на практике знания по теме «Отбор и наём персонала»

2. Уметь применять знания при подведении итогов тестирования кандидата.

3. Развивать аналитические способности.

4. Воспитывать ответственность.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Перечень тестов для отбора работников на должность линейного руководителя:  

  • на определение творческого потенциала
  • на определение авторитета
  • на наличие организаторских способностей
  • на определение пригодности к работе руководителя
  • на определение способности быть предпринимателем
  • на комфортность характера

Перечень справочной литературы:

1. А. Я.  Кибанов «Основы управления персоналом»  М. Инфра – М, 2009.

Задания:

1. Провести тестирование с соискателем на вакантную должность линейного руководителя.

Порядок выполнения работы:

1. Разделиться на творческие группы по 3 – 4 студента.

2. Провести тестирование 1 – 2 студентов из группы.

3. Обсудить итоги тестирования.

4. Сделать вывод о работе.

Содержание отчёта

Наименование и цель работы:

Задание 1

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.

Контрольные вопросы

1. Перечислите этапы процедуры отбора.

2. В чём заключается беседа с поступающим при приёме на работу?

3. Дайте характеристику методам отбора персонала.

4. Сформулируйте правила, которыми следует руководствоваться при определении требований к кандидатам на должность линейного руководителя.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5  

Тема: Разработка программы профессиональной ориентации.

Цели: 1. Закрепить на практике знания по теме «Профессиональная ориентация и социальная адаптация»  

2. Уметь применять знания при составлении программы профессиональной адаптации и ориентации.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Опросник  «Ваши профессиональные склонности»

Перечень справочной литературы:

1. А. Я.  Кибанов «Управления персоналом»  М. Кнорус, 2008

Задания:  

1. С помощью материала опросник проведите исследование ваших профессиональных склонностей.

2. Используя инструктивные материалы лекций, разработайте должностную инструкцию менеджера по персоналу.

3. Используя материал учебника (стр.214 - 215 ) составьте план общей ориентации нового сотрудника.

Порядок выполнения работы.

Наименование и цель работы:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.

Контрольные вопросы

1. Что такое профессиональная ориентация?  В чём состоят её цели и задачи?

2. Раскройте сущность форм профориентационной работы.

3. Назовите цели и задачи системы управления профориентацией.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Тема: Составление плана проведения собеседования на вакантную должность менеджера в издательство и продавца в книжный магазин.

Цели: 1. Научить студентов составлять план и проводить собеседование на вакантную должность менеджера в издательство и продавца в книжный магазин.

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать аналитические способности.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Перечень справочной литературы.

Учебник А. Я.  Кибанов «Управления персоналом».

Задания:  

1. Составить план проведения собеседования на вакантную должность менеджера в издательство.

2. . Составить план проведения собеседования на вакантную должность продавца в книжный магазин.

Порядок выполнения работы:

1. Составление плана проведения собеседования на вакантную должность менеджера в издательство.

2. Составление плана проведения собеседования на вакантную должность продавца в книжный магазин.

3. Обсудить итоги работы.

4. Сделать вывод о работе.

Контрольные вопросы

1. На какие три вопроса надо получить ответ при отборочном собеседование и в какой последовательности?

2. Какими профессиональными качествами должен обладать менеджер?

3. Какими профессиональными качествам должен обладать продавец книжного магазина?  

4. Каких существенных ошибок должен избегать интервьюер?

5. Какие четыре важных умения необходимо иметь интервьюеру?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7  

Тема: Оценка адаптации.

Цели: 1. Закрепить на практике знания по теме «Профессиональная ориентация и социальная адаптация»  

2. Уметь применять знания при составлении программы профессиональной адаптации и ориентации.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Бланки оценки адаптации.

Перечень справочной литературы:

1. А. Я.  Кибанов  «Управления персоналом»  М. Кнорус, 2008

Задания:  

1. В бланке оценки адаптации зафиксируйте результаты оценки через один месяц и через три месяца со дня приёма.

2. Оформите рекомендации по адаптации.

3. Напишите отзыв о работе нового сотрудника (стр.231 - 232).

Порядок выполнения работы.

Наименование и цель работы:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность трудовой адаптации персонала.  

2. Проведите классификацию видов трудовой адаптации.

3. Кто в организации занимается адаптацией персонала?

4. Раскройте содержание общей и специализированной программ адаптации персонала.

5. Раскройте содержание этапов адаптации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8  

Тема: «Документационное оформление результатов аттестации» 

Цели: 1. Закрепить на практике знания по теме «Управление деловой карьерой».

2. Научиться заполнять документы по результатам аттестации.

Методическое оснащение занятия:

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Образцы бланков и форм.

Перечень справочной литературы:

1. С. А. Шапиро «Основы управления персоналом в современных организациях»  М. 2007, стр. 87 – 93.

Задания:  

1. Провести в игровой форме процедуру заседания аттестационной комиссии по аттестации бухгалтера книготорговой организации.

2. Заполнить формы документов по результатам аттестации.

3. Сделать вывод по работе.

Содержание отчёта  

Наименование и цель работы:

Задание 1

Задание 2

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.

Контрольные вопросы

1. Каковы цели и функции аттестации персонала?

2. Кто осуществляет аттестацию?

3. Перечислите этапы аттестации.

4. Опишите основные методы оценки персонала.

5.  В чём собственность этапа подготовки к аттестации?

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя, отчество_____________________________________________

Год рождения______________________________________________________

Образование_______________________________________________________  

Занимаемая должность на момент аттестации___________________________

Общий трудовой стаж________________________________________________

Вопросы к аттестуемому______________________________________________  

Замечания и предложения членов аттестационный комиссии______________

Замечания и предложения аттестуемого________________________________

Оценка деятельности аттестуемого_____________________________________

Соответствие должности______________________________________________

Отнесение к разряду оплаты труда______________________________________

Кол–во голосов за ____ против _____ воздержались________________________  

Рекомендации аттестационной комиссии_________________________________

Примечания__________________________________________________________

Председатель аттестационной комиссии__________________________________

Секретарь аттестационной комиссии______________________________________

Члены аттестационной комиссии_______________________

                                                               ________________________

                                                               _________________________

С аттестационным листом ознакомлен______________________________________  

                                                                         «_____» ________ 200__г.

Дата аттестации «_____» ________________ 200 ___ г

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

Тема: «Анализ причин текучести кадров»  

Цели: 1. Закрепить на практике знания по теме «Совершенствование организации труда»

2. Научиться анализировать причины текучести кадров, проектировать меры по их предупреждению.  

Методическое оснащение занятия:  

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Приложение.  

Задания:

1. Используя материал лекций, проанализировать причины текучести кадров по таблице 1, 2, 3.

2. Сделать вывод по работе.  

 

Содержание отчёта  

Наименование и цель работы:

Задание 1

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.

Контрольные вопросы

1. Как определить коэффициент текучести кадров?

2. Назовите основные причины текучести кадров.

3. Каковы пути снижения текучести кадров

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №11

Тема: «Оценка деятельности персонала с использованием различных методов»

Цели: 1. Закрепить на практике знания по теме «Оценка результативности деятельности персонала»

2. Выявить критерии оценки результативности труда руководителей и спеиалистов.

3. Научится использовать разнообразные методы оценки.

 

Методическое оснащение занятия:  

Методические рекомендации по выполнению практической работы.

Перечень справочной литературы:

1. А. Я. Кибанов «Управление персоналом» Кнорус, 2008.

2. С. А. Шапиро «Управление человеческими ресурсами» М. Гросс – Медиа, 2005.

   Задания:

1. Используя учебник (стр. 478 - 479) приведите критерии оценки руководителя организации, линейного руководителя, руководителя СУП, менеджера по персоналу.

2. Приведите примеры использования методов правления по целям при оценке результативности труда директора завода, менеджера по продажам, руководителя СУП, менеджера по персоналу.

3. Произвести расчёт суммарной эффективности персонала по формуле оценки эффективности персонала.  (Данные в приложении).

 

Содержание отчёта.

 

Наименование и цель работы:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Выводы о значении практической работы в освоении учебного материала.  

Контрольные вопросы

1. Что понимается под оценкой результативности труда?

2. Какие факторы следует учитывать при оценке результативности труда?

3. Какие методы используются для оценки результативности труда?

4. Что представляет собой оценка деятельности подразделений УП?

5. Назовите основные группы показателей оценки деятельности кадровых служб.  

Приложение.

Формула оценки эффективности управления персоналом.

1. Эффект от уменьшения текучести кадров (ежемесячный)

Эт =  

Зн – затраты на новичка = Зот / Рот,  

Зот - затраты на отбор персонала,  

Рот – количество отобранных кандидатов,

Р – среднестатистическая численность работников,

Кт₁, т₂ - коэффициент текучести на начало и конец месяца =

 =  

2. Эффект от обучения с последующим совмещением профессии

Зоб = Ззн  

Ззн – разница между затратами на зарплату одного работника в месяц и прибавкой к окладу при совмещении профессий,  

Рсп – число работников обучившихся смежным профессиям,  

N – календарный срок, за который рассчитывается эффективность  

Зоб -  затраты на обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Менеджмент"

Данные материалы предназначены для проведения практических занятий по дисциплине "Менеджмент"для специальности "Менеджмент".Помогают преподавателю формулировать и выполнять цели урока и проводить заня...

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине «Информационная безопасность»...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине "Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия"

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия для студентов по специальности20.02.02 Защита в ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 «МАТЕМАТИКА»

Методические рекомендации по проведению практических работ по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.01 «Математика» для специальностей среднего профессионального образования...

Методические рекомендации для проведения практических работ по дисциплине ЕН "Математика"

Методические рекомендации для проведения практических работ  по дисциплине  ЕН «Математика» для студентов специальностей 190631 Техническое обслуживание и рем...

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине ОД.01.08 Русский язык_Актеры

Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине ОД.01.08 Русский язык_Актеры...