РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
консультация по теме

Качмашева Людмила Васильевна

Материал подготовлен для выступления на педагогическом совете  с учётом особенностей и возможностей обучения в МБОУ Большерудкинская ООШ.Для зрительного ряда используется одноимённая презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dlya_doklada_po_odaryonnym.zip19.08 КБ
Package icon rabota_s_odaryonnymi_detmi.zip706.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА  С  ОДАРЁННЫМИ   ДЕТЬМИ

(зам.директора по УВР МБОУ Большерудкинской ООШ   Л.В. Качмашева)

        1 слайд 

Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию –её главная задача.

Во всех  документах от школьного до  федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
        Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

        2 слайд

Национальная  инициатива «Наша новая школа» предполагает организацию работы по развитию детской одаренности  в трех направлениях:

1) выявление детских талантов и талантливых детей;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.

3 слайд

Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

4 слайд

В каждой школе, и в  нашей, в частности, учатся дети, которые составляют её интеллектуально – творческий потенциал. В них  - сосредоточение интеллектуальных, художественных, лидерских способностей. Они – победители и призеры муниципальных предметных олимпиад.

В последние годы в нашей школе сохраняется  стабильная  положительная динамика участия в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, проектах, муниципального, областного уровней.( не смотря на то,  с  каждым годом работать становится сложнее  потому что численность ученического состава снижается).

В условиях нашей школы работу с одарёнными детьми можно осуществлять  по следующим направлениям:

-                  естественно-математическое направление;

-                  история и историческое  краеведение;

-                  география    и географическое краеведение;

-                  биология и экология;

-                  литература и литературное творчество;

-                  художественное творчество.

 5 слайд

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому в учебной деятельности целесообразно брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя  проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы  и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы

В урочной деятельности педагогами школы  используются следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,  работа в малых группах  на уроках

- игровые технологии (деловые игры и путешествия)

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)

- задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные задания на

- проектно-исследовательской деятельность;

 6 слайд

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей.

        Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

        Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.  В процессе участия в конкурсах  у их участников формируются навыки коммуникативного  общения, расширение кругозора, уверенность в себе.

         Кружки по интересам формируют у их участников направление деятельности  в  их будущей деятельности, может быть профессии, нередко являются путёвкой в жизнь.

        Групповые занятия  повышают у их  участников чувство коллективизма,  взаимоподдержки особенно у тех ребят, которые подвержены  высокому самомнению по причине своей одарённости.

7 слайд

В  системе подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя.  Только совместная умело построенная деятельность классного руководителя, учителя-предметника,  педагогов дополнительного  образования  и родителей  одарённого ребёнка сможет дать ощутимые результаты. Именно учитель должен проводить  разъяснительную  работу с родителями одарённых детей по по вопросам развития  их способностей.

далее мне хотелось бы  напомнить некоторые функции...

 Функции учителей-предметников.

Выявление одарённых детей.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной конференции.

Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

      Функции классных руководителей.

Выявление детей с общей одарённостью.

Оформление в дневниках кл.руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;

Функции руководителей кружков и секций.

Выявление одарённых детей.

Организация творческих отчётов детей.

Предоставление необходимой информации кл. руководителям.

Консультирование родителей.

Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме);

8 слайд

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.



Подписи к слайдам:

 
 Функции учителей-предметников.
1.Выявление одарённых детей.
2.Корректировка программ и тематических планов для
работы с одарёнными детьми,
3.Включение заданий повышенной сложности, творческого,
научно-исследовательского уровней.
4.Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
5.Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
конференциям школьного и районного уровня.
6.Отбор и оформление в течение года достижений одарённых
детей для
составления
портфолио
учащихся.
7.Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в
виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
8.Создание в учебных кабинетах картотеки материалов
повышенного уровня сложности.
9.Консультирование родителей одарённых детей
по вопросам развития способностей их детей.
10.Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
 
Функции классных руководителей.
1.Выявление детей с общей одарённостью.
2.Оформление в дневниках
кл.руководителей
сводной
таблицы по видам (областям) одарённости детей,
используя данные своих диагностик и наблюдений,
учителей-предметников, руководителей кружков,
родителей.
3.Планирование воспитательной работы в классе
с учётом реализации одарёнными детьми класса
своих способностей.
4.Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
5.Взаимосвязь с учреждениями дополнительного
образования;
Национальная  инициатива «Наша новая школа» предполагает организацию работы по развитию детской одаренности  в трех направлениях:
Prezentacii.com
выявление детских талантов
и талантливых детей
поддержка развития талантов
повышение квалификации педагогов
в области работы с высоко
способными детьми



Работа с одарёнными детьми
поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей
современной системы образования

Prezentacii.com
Технология личностно-ориентированного обучения
работа в
малых
группах  на
уроках
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
деловые игры
и путешествия
разноуровневые
задания,
презентации, тренажёры
В условиях нашей школы работу с одарёнными детьми
можно осуществлять по
следующим направлениям:
Физико-математическое
 

История и историческое краеведение

Биология и экология
Литература и литературное творчество
География и географическое
краеведение;

Художественное творчество
 
Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями
Дети с высокими творческими (художественными) способностями

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, 
оригинальностью мышления и психического склада.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.


Учитель должен быть
:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

План работы с неуспевающими детьми и детьми, имеющими одну «3», «4» на 2012-2013 учебный год

План работы с неуспевающими детьми  и детьми, имеющими одну «3», «4» на  2012-2013 учебный год...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Эффективность использования метода личного примера в работе с детьми ЗПР и детьми группы риска

Воспитатель обязан помнить, что кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на нем еще несоизмеримо большая ответственность за души детей. Планируя и осуществляя воспитательную работу, отсл...